Разработка урока физики в 9 классе по теме "Преломление света"

  • Карточки-задания
  • Презентации учебные
  • Раздаточные материалы
  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 11.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Преломление света 9 кл.pptx

ПРОВЕРЯЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Проверка решения домашних задач № 1543, 1545, 1547 – Л,И по отсканированным работам учащихся.

По заданному рисунку начертить дальнейший ход луча.

Блиц-опрос «Заполни многоточие…».

АКТУАЛИЗИРУЕМ ЗНАНИЯ

ЗАКОН ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА

ПРЕЛОМЛЕНИЕ – изменение скорости распространения волны при прохождении из одной среды в другую

«Абсолютный показатель преломления», «относительный показатель преломления», «предельный угол полного отражения»,
оптическая плотность среды, угол преломления,
закон преломления света.


Сформулировать, изучить понятия, узнать как зависит … от …

ИЗУЧАЕМ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ

Закон преломления света был установлен
опытным путем в XVII веке голландским
учёным Снеллиусом в 1621 году.
Преломление света при переходе из одной
среды в другую вызвано различием в скоростях распространения света в той и другой среде.
Это было доказано французским математиком Пьером Ферма и голландским физиком Христианом Гюйгенсом.

Относительный показатель преломления второй среды относительно первой показывает во сколько раз скорость света в первой среде υ1 больше (или меньше), чем во второй среде υ2:

Абсолютным показателем преломления среды называется физическая величина, равная отношению скорости света в вакууме к скорости света в данной среде:

Скорость света в любом веществе меньше скорости света в вакууме. Причиной уменьшения скорости света в среде является взаимодействие световой волны с атомами и молекулами вещества. Чем сильнее взаимодействие, тем больше оптическая плотность среды, и тем меньше скорость света.

А

А1

В

В1

С

С1

D

N

M

D1

υ1

υ2

α

β

α

β

ПРОВОДИМ ДИНАМИЧЕСКУЮ ПАУЗУ

ЗАКРЕПЛЯЕМ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Экспериментальная задача.
Положите на дно непрозрачного сосуда металлическую шайбу, сядьте так, чтобы шайба не была видна из-за края сосуда. Налейте воду в сосуд. Что вы видите? Почему это происходит?
 

ЗАКРЕПЛЯЕМ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Расчётные задачи:
Задача 1
Угол падения луча из воздуха в стекло равен 0°. Чему равен угол преломления?
Задача 2
Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 40°, угол между отраженным лучом и преломленным 110°. Чему равен угол преломления?
Задача 3
Угол падения равен 30°, угол между падающим лучом и преломленным 140°. В какой среде луч распространялся вначале: в оптически более плотной или менее плотной?

ЗАКРЕПЛЯЕМ ИЗУЧЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

Качественные задачи:

Вопрос от литературного общества:
В повести В. Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную зелёную воду, казалось сломанным». Почему весло казалось сломанным?
Вопрос от хозяюшки:
Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее чем есть на самом деле?
Вопрос от туриста:
Почему, сидя у горящего костра, мы видим предметы по другую сторону от него колеблющимися?

ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА

Решение тестовых заданий на карточках раздаточного материала
 

Проверка

 

В 1

2

3

1

3

1

В 2

1

2

1

3

§ 59(читать);
ответить на вопросы к § 59;
решить №1 упражнение 48 (устно);
решить № 1561, 1563 – Л,И;
дополнительно № 1564 – Л,И.

ЗАПИСЫВАЕМ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

Оцените свою работу, приобретённые знания, свой настрой на уроке по следующим критериям:

Отлично поработал, узнал много нового, получил заряд бодрости и положительные эмоции.

Поработал неплохо, но нового было мало, эмоциональный настрой средний.

Работа была нудной и неинтересной, ничего не понял, наконец-то урок закончился.