Разработка урока физики в 9 классе по теме "Преломление света"
Оценка 4.8

Разработка урока физики в 9 классе по теме "Преломление света"

Оценка 4.8
Карточки-задания +3
docx
физика
9 кл
11.11.2018
Разработка урока физики в 9 классе по теме "Преломление света"
Самоанализ урока.docx

Самоанализ урока

Преподавание физики, где был проведён анализируемый урок, ведётся по программе А.В.Пёрышкина и предусматривает 2 часа в неделю. Работа ведётся по учебнику А.В.Пёрышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» и.д «Дрофа», 2008 г.

Урок по теме «Преломление света» изучается в 3 четверти в разделе «Электромагнитное поле».

Данный урок является 13 в данной теме, а всего по программе на тему отводится 17 часов.

На момент проведения урока учащиеся знакомы с темой «Электромагнитная природа света: отражение света», которая подводит учащихся к изучению данной темы.

Для результативного проведения урока были поставлены следующие цели:

1. Образовательные:

-        формирование понятий «абсолютный показатель преломления», «относительный показатель преломления»;

-        формировать умение объяснять физические явления, зная закон преломления света;

-        способствовать обучению школьников умению устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.

2. Развивающие:

-        совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся;

-        развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.

-        формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач;

3. Воспитательные:

-        формировать материалистическое мировоззрение учащихся, содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира;

-        воспитание самостоятельности, ответственности.

-        развитие интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний.

Тип урока: комбинированный, включает в себя исследовательско-аналитический метод работы учащихся, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины.

Форма работы: коллективно-групповая, состав группы 2 человека. Групповая форма проведения части урока, целью которой является самостоятельное приобретение знаний учащимися в ходе физического эксперимента, выбрана не случайно. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который  приблизит этот интерес к формированию познавательной активности. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

На уроке использовались информационно-компьютерная технология, исследовательские методы обучения, здоровьесберегающая технология.

При подготовке к уроку  были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном  уровне  общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности  к овладению знаниями физики, умение сравнивать и обобщать изучаемые явления, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. Достаточно высокая мотивация стимулировалась  нетрадиционной  формой урока и использованием интерактивных средств обучения.

Специфика этого урока – тема уже затрагивалась в 8 классе и надо привлечь внимание учащихся для получения более глубоких знаний, умений и навыков,   формировать в сознании школьников научный взгляд на мир.

            На уроке было необходимо обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся (подготовительный этап), для чего был применён эпиграф и метод психологического настроя на активную, творческую работу.

             Урок предполагал, что учащиеся  от опытных фактов через размышления перейдут к научной гипотезе, познакомятся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. У них будут сформированы представления о постоянстве показателя преломления для данных сред независимо от изменения угла падения луча.

           При выборе исследовательского метода  за основу и групповую форму работы на уроке, дана  возможность учащимся самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работая с информацией, критически и творчески мыслить работать сообща.

В начале урока, на этапе проверки домашнего задания, была применена интерактивная доска с целью самопроверки домашнего задания учащимися, в ходе которой вносились изменения и исправления.

Проверка усвоения материала предыдущих уроков осуществлялась заполнением многоточий на интерактивной доске разными цветами маркеров, что позволило быстро и наглядно оценить знания.

Работа по достраиванию хода лучей была проведена на интерактивной доске на предложенных заготовках. Это позволяет экономить драгоценное время урока и объективно оценивать ответ ученика и предполагает элемент рефлексии (адаптивный личностно-ориентированный подход к ученику).

Актуализация знаний проведена через демонстрационно-аналитическую работу ситуации, демонстрируемой с помощью слайда презентации о соотношении между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике и видеоролика о преломлении света.

Объяснение нового материала началось с постановки целей самими учащимися  с помощью зашифрованной информации на слайде. Использование в ходе объяснения нового материала видеоролика и элементов флэш-анимации способствовало более совершенному восприятию информации и повышало мотивацию к обучению на данном этапе урока.

В соответствии с методикой работы в парах содержание обучения было представлено в такой форме, что давало возможность каждому участнику группы внести свой вклад в решение поставленных перед ними задач. Применялись учащимися научные методы исследования: наблюдение, сопоставление, анализ, гипотеза, теоретический вывод следствий.

На экспериментальном этапе урока был использован принцип доступности и посильности знаний, так как задания были просто и рационально изложены в инструкционных картах. Принцип наглядности и научности являлся также ведущим, ведь основная деятельность учащихся – это исследование. Каждый этап работы завершался подведением результатов. Познавательная  активность школьников обеспечивалась индивидуальной работой в ходе выступления и эксперимента.

Метод эвристической беседы при обсуждении просмотренных анимационных роликов и анализе флеш-анимаций  позволил создать условия для проявления познавательной активности, самореализации и самоутверждения обучающихся; создать атмосферу, раскрывающую субъектный опыт учащихся; стимулировать школьников к высказыванию своих мыслей по поводу проблем и вопросов учебной темы, ставить свои вопросы, приводить аргументы и контрдоводы с целью уточнения, опровержения. Полученные знания позволили учащимся сформировать представление об относительном показателе преломления света.

При проведении физкультминутки использовался звуковой музыкальный файл, создавший заряд бодрости и активности, что без труда помогло учащимся «преломить» свои конечности и позвоночник при передаче «луча»-мяча.

На этапе закрепления  нового материала учащиеся работали с расчётными и качественными задачами практического содержания, интегрированных в области литературы, туризма и ведения домашнего хозяйства.

Первичный контроль знаний учащихся был проведён при помощи тестовой работы с самопроверкой, что способствует развитию рефлексии учащихся.

Такие формы обобщения и контроля усвоения материала существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Следует отметить, что в ходе урока ребята были активны, достаточно креативны, творчески подходили к выполнению заданий.

            Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено внимание на слайде, т.к. оно является дифференцированным и таким образом лучше воспринимается.

Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок. А рефлексия проведена учащимися с помощью выражения эмоционального настроя (смайлики) на заготовке через сравнение угла знаний до и после урока при «преломлении» имеющихся знаний.


 

Самоанализ урока Преподавание физики, где был проведён анализируемый урок, ведётся по программе

Самоанализ урока Преподавание физики, где был проведён анализируемый урок, ведётся по программе

На уроке было необходимо обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся (подготовительный этап), для чего был применён эпиграф и метод психологического настроя на активную,…

На уроке было необходимо обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся (подготовительный этап), для чего был применён эпиграф и метод психологического настроя на активную,…

Первичный контроль знаний учащихся был проведён при помощи тестовой работы с самопроверкой, что способствует развитию рефлексии учащихся

Первичный контроль знаний учащихся был проведён при помощи тестовой работы с самопроверкой, что способствует развитию рефлексии учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018