Самоанализ урока
Преподавание физики, где был проведён анализируемый урок, ведётся по программе А.В.Пёрышкина и предусматривает 2 часа в неделю. Работа ведётся по учебнику А.В.Пёрышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» и.д «Дрофа», 2008 г.
Урок по теме «Преломление света» изучается в 3 четверти в разделе «Электромагнитное поле».
Данный урок является 13 в данной теме, а всего по программе на тему отводится 17 часов.
На момент проведения урока учащиеся знакомы с темой «Электромагнитная природа света: отражение света», которая подводит учащихся к изучению данной темы.
Для результативного проведения урока были поставлены следующие цели:
1. Образовательные:
- формирование понятий «абсолютный показатель преломления», «относительный показатель преломления»;
- формировать умение объяснять физические явления, зная закон преломления света;
- способствовать обучению школьников умению устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.
2. Развивающие:
- совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся;
- развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.
- формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач;
3. Воспитательные:
- формировать материалистическое мировоззрение учащихся, содействие в ходе урока формированию идеи познаваемости мира;
- воспитание самостоятельности, ответственности.
- развитие интереса к предмету и потребности к углублению и расширению знаний.
Тип урока: комбинированный, включает в себя исследовательско-аналитический метод работы учащихся, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи: обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины.
Форма работы: коллективно-групповая, состав группы 2 человека. Групповая форма проведения части урока, целью которой является самостоятельное приобретение знаний учащимися в ходе физического эксперимента, выбрана не случайно. На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности. Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
На уроке использовались информационно-компьютерная технология, исследовательские методы обучения, здоровьесберегающая технология.
При подготовке к уроку были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению знаниями физики, умение сравнивать и обобщать изучаемые явления, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию. Достаточно высокая мотивация стимулировалась нетрадиционной формой урока и использованием интерактивных средств обучения.
Специфика этого урока – тема уже затрагивалась в 8 классе и надо привлечь внимание учащихся для получения более глубоких знаний, умений и навыков, формировать в сознании школьников научный взгляд на мир.
На уроке было необходимо обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся (подготовительный этап), для чего был применён эпиграф и метод психологического настроя на активную, творческую работу.
Урок предполагал, что учащиеся от опытных фактов через размышления перейдут к научной гипотезе, познакомятся с различными приёмами физического мышления, способами и методами постижения истины. У них будут сформированы представления о постоянстве показателя преломления для данных сред независимо от изменения угла падения луча.
При выборе исследовательского метода за основу и групповую форму работы на уроке, дана возможность учащимся самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работая с информацией, критически и творчески мыслить работать сообща.
В начале урока, на этапе проверки домашнего задания, была применена интерактивная доска с целью самопроверки домашнего задания учащимися, в ходе которой вносились изменения и исправления.
Проверка усвоения материала предыдущих уроков осуществлялась заполнением многоточий на интерактивной доске разными цветами маркеров, что позволило быстро и наглядно оценить знания.
Работа по достраиванию хода лучей была проведена на интерактивной доске на предложенных заготовках. Это позволяет экономить драгоценное время урока и объективно оценивать ответ ученика и предполагает элемент рефлексии (адаптивный личностно-ориентированный подход к ученику).
Актуализация знаний проведена через демонстрационно-аналитическую работу ситуации, демонстрируемой с помощью слайда презентации о соотношении между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике и видеоролика о преломлении света.
Объяснение нового материала началось с постановки целей самими учащимися с помощью зашифрованной информации на слайде. Использование в ходе объяснения нового материала видеоролика и элементов флэш-анимации способствовало более совершенному восприятию информации и повышало мотивацию к обучению на данном этапе урока.
В соответствии с методикой работы в парах содержание обучения было представлено в такой форме, что давало возможность каждому участнику группы внести свой вклад в решение поставленных перед ними задач. Применялись учащимися научные методы исследования: наблюдение, сопоставление, анализ, гипотеза, теоретический вывод следствий.
На экспериментальном этапе урока был использован принцип доступности и посильности знаний, так как задания были просто и рационально изложены в инструкционных картах. Принцип наглядности и научности являлся также ведущим, ведь основная деятельность учащихся – это исследование. Каждый этап работы завершался подведением результатов. Познавательная активность школьников обеспечивалась индивидуальной работой в ходе выступления и эксперимента.
Метод эвристической беседы при обсуждении просмотренных анимационных роликов и анализе флеш-анимаций позволил создать условия для проявления познавательной активности, самореализации и самоутверждения обучающихся; создать атмосферу, раскрывающую субъектный опыт учащихся; стимулировать школьников к высказыванию своих мыслей по поводу проблем и вопросов учебной темы, ставить свои вопросы, приводить аргументы и контрдоводы с целью уточнения, опровержения. Полученные знания позволили учащимся сформировать представление об относительном показателе преломления света.
При проведении физкультминутки использовался звуковой музыкальный файл, создавший заряд бодрости и активности, что без труда помогло учащимся «преломить» свои конечности и позвоночник при передаче «луча»-мяча.
На этапе закрепления нового материала учащиеся работали с расчётными и качественными задачами практического содержания, интегрированных в области литературы, туризма и ведения домашнего хозяйства.
Первичный контроль знаний учащихся был проведён при помощи тестовой работы с самопроверкой, что способствует развитию рефлексии учащихся.
Такие формы обобщения и контроля усвоения материала существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
Следует отметить, что в ходе урока ребята были активны, достаточно креативны, творчески подходили к выполнению заданий.
Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено внимание на слайде, т.к. оно является дифференцированным и таким образом лучше воспринимается.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок. А рефлексия проведена учащимися с помощью выражения эмоционального настроя (смайлики) на заготовке через сравнение угла знаний до и после урока при «преломлении» имеющихся знаний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.