Урок по Истории России Синяева Лариса Алексеевна
МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан
Класс, система: 7 класс в составе 22 человек.
СФЕРЫ учебник: А.А. Данилова История Россия в ХVІІ ХVІІІ веках М.: Просвещение 2012.
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: сотрудничество
Тема: Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева
Цель: формировать представление учащихся о восстании Е.И. Пугачева: цели восставших, этапы восстания, причины поражения, значение
восстания.
Задачи:
1). Образовательная: Через решение проблемы подвести учащихся к пониманию причин восстания, его значения.
2) Воспитательная: Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности и деликатного отношения к одноклассникам.
3) Коррекционноразвивающие: развивать познавательные способности; способствовать запоминанию и воспроизведению учащимся нового
материала; продолжить формирование умений и навыков работы с текстом, исторической картой.
Обязательный минимум содержания: Причины восстания. Программа Е.И. Пугачева. Основные этапы восстания. Расправа с
восставшими. Значение и последствия восстания.
Ученик научится: описывать причины восстаний, цели восставших, ход восстания, причины поражения и значение восстания.
Ученик получит возможность научиться: находить ответы на вызовы сегодняшнего дня в прошлом опыте человечества.
Интеграционное пространство: история России: народные движения І четверти ХVІІІ в.
Работа с исторической картой: карта «Россия во второй половине ХVІІІ в.»: восстание под предводительством Е.И. Пугачева.
Работа с историческими источниками: Манифест Е.И. пугачева яицкому войску (1773), Манифест Е.И. Пугачева помещичьим
крестьянам (1774), Прелестная грамота Е.И. Пугачева. Ресурсы
Основные:
Учебник: с. 7879, электронное приложение, презентация к уроку.
План урока:
І. Вызов: Проблема урока: Почему против просвещенной императрицы поднялось восстание?
II. Осмысление содержания:
1. Причины крестьянской войны
Примерный вывод по проблеме: Самозванцы появляются в периоды, когда власть не может улучшить положение податных сословий. В
правление Екатерины расширились привилегии дворянства и усилился их гнет.
2. Пугачев и его программа
Примерный вывод по проблеме: Пугачев прельщал крестьян землей, волей, обещал стать «мужицким» царем
3. Основные этапы войны
В ходе крестьянской войны можно выделить 3 основных этапа:
І – сентябрь 1773 март 1774 неудачная осада Оренбурга
ІІ – апрель 1774 – июль 1774 осада Казани, взять город не удалось
ІІІ – июль 1774 – январь 1775 крестьянский этап. Манифест Е.И. Пугачева: свобода от крепостной зависимости и налогов. Занят ряд волжских
городов, Царицыном овладеть не удалось. Пугачев выдан властям, казнен 10.01.1775 г. на Болотной площади в Москве.
4. Значение крестьянской войны
Примерный вывод по проблеме: Крестьянская война – самое крупное выступление в России, впервые выдвинута идея борьбы с
крепостничеством, дворянством. Но отрицая феодальные порядки, восставшие ничего не предложили взамен. Положение народа не
улучшилось.
ІІІ. Рефлексия:
Учащиеся используют свои новые знания, чтобы выполнить задания на базовом и повышенном уровне.
Базовый уровень.
1. Карателей Пугачевского восстания Екатерина ІІ щедро наградила: она пожаловала Михельсону 600 крестьян, майорам карательных
отрядов – по 300, капитанам – по 200, поручикам – по 150, подпоручикам – по 80.
Почему в награду давали именно крепостных крестьян? Повышенный уровень.
2. Сравни цели и действия Екатерины ІІ и Е. Пугачева.
Выбери, кого из них и почему ты готов был бы поддержать.
Встань на позицию одного из исторических персонажей и попытайся найти оправдание его действиям.
Как ты считаешь, можно ли оправдать действия Екатерины ІІ и Е. Пугачева стремлением к благу многих людей?
Стадия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Возможные приёмы и методы
Вызов
Слайд 2: Определяем проблему урока
Из «Наказа» Екатерины ІІ Уложенной комиссии 1767
года:
«…Все люди братья, и всю свою жизнь я посвящу
искусству поступать согласно этому правилу».
«Равенство граждан всех состоит в том, чтобы все
подвержены были одинаковым законам».
Из манифеста Емельяна Пугачева:
«Всех находившихся в подданстве помещиков
награждаем вольностью и свободою и вечно казаками…»
Как вы думаете,
как относятся к крепостному праву Екатерина ІІ и
Е.Пугачев?
В чем противоречие?
Слайд 3: Вспоминаем то, что знаем.
Правление Екатерины – золотой век дворянства
Формулируют противоречие и
проблему: Почему против
просвещенной императрицы
вспыхнуло восстание?
Предположение по ключевым
словам; систематизация
известного материала
Вспоминают указы Екатерины.
Делают вывод: дворяне
добились усиления крепостного
права
Систематизация известного
материала,
Вывод. Слайд 4: Вспоминаем то, что знаем.
Народные движения І четверти XVІІІ в.
Восстанавливают схему, делают
вывод: тяжелое положение
народа
Систематизация известного
материала,
Вывод.
Слайд 5: Вспоминаем то, что знаем.
Народные движения І четверти XVІІІ в.
Работают с картой, определяют
территории, охваченные
восстаниями.
Вывод: восстания носили
локальный характер
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Работа ведётся индивидуально
Осмысление
содержания
Систематизация известного
материала.
Вывод.
Систематизация известного
материала.
Вывод.
Слайд 6. Тема: Крестьянская война под
предводительством Е.И. Пугачева 17731775
Учитель озвучивает выведенную проблему:
Почему против просвещенной императрицы вспыхнуло
крестьянское восстание?
Задание: Что надо узнать?
Слайд 6. План урока, задание группам
Учитель комментирует задания для групп,
задания по применению новых знаний,
домашнее задание.
Слайд 7. Крестьянская война под предводительством
Е.И. Пугачева 1773 – 1775 гг.
Определение «крестьянская война»?
Причины крестьянской войны – ?
Вспоминают алгоритм
исследования восстаний:
Причины, основные события,
итоги и последствия
крестьянского восстания
Распределяют задание в
группах, записывают домашнее
задание
Работа в группе.
Работают со словарем
Методы активного чтения:
подчеркивание слов,
сочетаний, важных для
понимания исторического
понятия Слайд 8 Пугачев и его программа
Биография
Схема «Прелестные грамоты
Задание. Узнайте:
1.
2.
3.
4.
5.
Задание. Узнайте,
чем прельщал Пугачев население? С. 78.
Заполните схему.
Когда и где родился Е. Пугачев
В каких участвовал войнах?
Почему скрывался у раскольников?
Почему назвал себя царем Петром ІІІ? С. 78.
Что ты знаешь о судьбе Петра ІІІ ?
Слайд 910 Основные этапы войны
Задание:
1.Прослушайте видеофрагменты «Основные этапы
войны
2. Заполните таблицу «Основные этапы войны» по тексту
учебника с. 7879.
3.Отметьте на контурной карте основные районы
крестьянской войны.
4. Покажите на карте ход крестьянской войны.
Работа с текстом учебника
Заполняют схему
Методы активного чтения
Методы активного чтения с
заполнением схемы.
Составляют рассказ о Пугачеве,
вспоминают судьбу Петра ІІІ.
По тексту учебника заполняют
схему.
Выполняют задание
Методы активного чтения с
заполнением схемы.
Работа с картой. Контурной
картой Слайд 11. Победы и поражения крестьянской армии
1.С какой целью Екатерина ІІ объявила себя «казанской
помещицей»?
2. Как вели себя восставшие, захватив Казань?
Для иллюстрации пушкинских слов подбери факты из
текста.
3. Кто, как и почему спас помещика Николая Радищева?
4. Почему сподвижники Е. Пугачева предали его?
Слайд 12 Казнь Е.И. Пугачева
Задание. Работа с документами: Из переписки
Екатерины с Вольтером, Из воспоминаний очевидца.
Какому из описаний вы доверяете больше? Почему?
Слайд 13. ФИЗМИНУТКА
Слайд 14. Значение крестьянской войны
Задание. На основе текста учебника определите
сильные и слабые стороны восставших с. 79. Заполните
схему.
Согласны ли вы с мнением историка о значении
крестьянских войн. Ответ обоснуйте.
Работа с текстом
Методы активного чтения.
Составление рассказа по
наводящим вопросам
Работа с текстом
Критический анализ
документов.
Выполняют простые
упражнения для восстановления
работоспособности
Работают с текстом учебника
Работают с документом: мнение
историка Н.Я. Эйдельман.
Методы активного чтения с
подчеркиванием, заполнением
схемы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст документа, материал
параграфа). Работа ведётся индивидуально и в группах
Рефлексия
Выполняют тесты
Осуществляют
взаимопроверку и оценивание
работ
Слайд 15:
РЕФЛЕКСИЯ
практические задания
Учащиеся соотносят « новую»
информацию со «старой»,
используя знания, полученные на основе изученной
информации.
Задания на базовом и
повышенном уровнях
на стадии осмысления
содержания
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся
индивидуально. Учащиеся осуществляют взаимопроверку и оценивание работ (в парах).
Разработка урока "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева" (история 7 класс).
Разработка урока "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева" (история 7 класс).
Разработка урока "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева" (история 7 класс).
Разработка урока "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева" (история 7 класс).
Разработка урока "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева" (история 7 класс).
Разработка урока "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева" (история 7 класс).
Разработка урока "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева" (история 7 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.