Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Оценка 5
Контроль знаний
doc
физика
7 кл
21.01.2018
В разработке урока, происходит изучение нового материала и применение полученных знаний на практике. Чтобы вспомнить изученный материал, ученикам предлагается выполнить тест с взаимопроверкой. Два ученика рассказывают принцип действия приборов, при помощи которых измеряется давление (манометр, барометр). Затем учащиеся выясняют, где в повседневной жизни эти приборы применяются. И в конце урока ученики, разбившись на группы выполняют экспериментальное задание (измеряют атмосферное давление и силу атмосферного давления).
7 класс физика. Барометры, Манометры.doc
План-конспект урока «Барометры. Манометры». 7 класс
Раздел программы:
Физика: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» 7 класс;
Цель урока:
а)изучить устройство и принцип работы барометров, манометров ;
б) выяснить назначение этих приборов.
Задачи:
Образовательная: Применить имеющиеся знания к объяснению принципа действия
технических устройств. Создать условия для понимания особых свойств жидкости.
Развивающая: Создать условия для активизации познавательной деятельности. Развивать
коммуникативные, экспериментаторские компетенции учащихся;
Воспитательная: развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать внимательное
отношение к участникам учебного процесса, понимание необходимости заботиться о
чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны природы, приобретение
житейских навыков.
Тип урока: изучение нового материала и применение полученных знаний на практике.
Оборудование:
Мультимедийный проектор;
Компьютер.
Барометр, манометр.
Структура урока:
1.Организационный момент ( 1 мин)
2. Проверка д/з ( 10 мин.)
3.Мотивация и целеполагание ( 2 мин.)
4. Объяснение нового материала (18 мин.)
5. Физкультминутка ( 1мин.)
6. Закрепление ( 10 мин.)
7. Подведение итогов. Выставление оценок. (2 мин.)
8.Д/З ( 1 мин)
План урока:
Этап урока
Цель
Время
Приёмы
Организационный
момент.
Положительный настрой на
изучение темы.
1 мин.
Рассказ.
Актуализация
знания.
Проверить
уровень
пройденной теме.
знаний
исходный
по
10 мин.
Фронтальная беседа.
Тестирование.
Взаимоконтроль. Мотивация
целеполагание
и
Изучение
материала.
нового
Постановка вопроса: «Для
чего нужно измерять
атмосферное давление?»,
«Какими способами можно
это сделать?».
Сформулировать тему и
цель урока.
Изучить устройство,
принцип действия,
применение, виды
барометров, манометров.
2 мин.
Выдвигают
гипотезы
свои
18 мин.
Рассказ,
тетради.
записи в
Объяснение,
презентации,
демонстрации,
самостоятельная работа
с учебником.
Закрепление
изученного
материала.
Научиться решать задачи по
изученной теме.
2 мин.
Фронтальный опрос.
Первичная проверка
усвоения материала
Применение
знаний на практике.
полученных
8 мин.
Выполнение
экспериментальной
задачи
Рефлексия.
Домашняя работа.
1 мин.
1 мин.
Беседа.
Сообщение.
Ход урока:
1.Орг. момент( 1 минута)
Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть всех вас здоровыми.
2. Проверка д/з. (10 минут)
Перед началом урока я хочу посмотреть с каким настроением вы пришли, на край парты
положите полоску соответствующую вашему настроению. И прежде чем мы перейдём к
изучению нового материала, вспомним тот материал который уже изучили. Я предлагаю
сначала ответить на вопросы.
Отгадайте загадку. Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
То о чём мы сегодня будем говорить тесно связано с окружающим нас воздухом. Фронтальный опрос.
Дети отвечают на вопросы.
1. Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка, окружающая Землю).
2.
Какой состав атмосферы? ( смесь газов: азот, кислород, углекислый газ и др.)
3. Благодаря чему существует атмосфера?( на каждую молекулу действует сила
тяжести).
4. Что называется атмосферным давлением? (земная поверхность и тела находящиеся
на ней, испытывают давление всей толщи воздуха это и есть атмосферное давление).
5. С помощью эксперимента докажите факт существования атмосферного давления.
6. Почему атмосферное давление нельзя вычислить по формуле p= ghp?
А теперь я предлагаю выполнить тест и сделать взаимопроверку.
Тест 7 класс. По теме: «Атмосферное давление».
1. Кто из учёных предложил способ измерения атмосферного давления:
А) Ньютон;
Б) Паскаль;
В) Королёв;
Г) Торричелли.
2. Какой буквой обозначается давление?
А) Р;
Б) F;
;ρ
В)
Г) M.
3.Какова единица измерения атмосферного давления?
А) кг или мг;
Б) Н или кН;
В) Па или мм рт. ст.;
Г) м/с или см/с.
4. При удалении от поверхности Земли атмосферное давление:
а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.
5.В чём заключается причина атмосферного давления?
а) давление верхних слоёв атмосферы на нижние, б) давление нижних слоёв атмосферы на
верхние, в) испарение воды с поверхности водоёмов, г) ветры.
Дети меняются тестами. На экране появляются правильные ответы, критерии оценивания
теста. Ребята выставляют друг другу оценки. 3. Объяснение нового материала.(18 минут)
Ребят а как вы думаете нужно ли измерять атмосферное давление? Для чего?( Дети
отвечают.) А какими же методами можно это сделать? (дети отвечают). Решив
анаграмму вы узнаете как же эти приборы называются.
МЕРОБАТР НОМАМЕТР,
БАРОМЕТР, МАНОМЕТР.
Откройте тетради и запишите тему: «Барометры. Манометры.»
Цель нашего урока:
а) изучить устройство и принцип работы барометров ,манометров;
б) выяснить назначение этих приборов.
Два ученика рассказывают про жидкостный барометр и барометр – анероид
(схемы, слайды). Ученики в тетрадях записывают названия приборов.
Учитель: Где в жизни применяются эти приборы? Ученики перечисляют.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер выше, выше, выше
Деревцо всё ниже, ниже.
1.Ребят приходилось ли вам накачивать колёса велосипеда. Нужно ли знать давление в
колесе? (нужно). Для чего?
2. Что можно сказать о давлении внутри шин по сравнению с атмосферным. (оно будет
больше чем атмосферное)
3. Как же это давление измерить? Подойдут ли известные нам приборы для измерения
давления в этом случае?( нет)
Дети отвечают, что наверно существуют ещё приборы для измерения таких давлений.
Сейчас на уроке мы и рассмотрим такие приборы.
Барометры служат для измерения атмосферного давления. Если же требуется определить
какоелибо другое давление, оказываемое жидкостью или газом, то применяют приборы,
называемые манометрами (от греческого слова "манос" редкий, неплотный).
На рисунке 123 изображен другой манометр так называемый жидкостный U
образный манометр. Он состоит из двухколенной стеклянной трубки (имеющей форму
латинской буквы (7), в которую налита жидкость (например, вода или спирт). С помощью
гибкой трубки одно из колен манометра соединяют с круглой плоской коробочкой, затянутой резиновой плёнкой.
Рисунок 123. Жидкостный манометр.
При равенстве давлений в правом и левом коленах манометра находящаяся в них жидкость
устанавливается на одном уровне. Если же на пленку нажать (см. рис. 123), то уровень
жидкости в одном колене манометра, соединенном с коробочкой, понизится, а в другом
на столько же повысится. Объясняется это тем, что при надавливании на пленку давление
воздуха в коробочке повышается. Это избыточное давление передается жидкости в
соответствующем колене, и ее уровень понижается. Понижение уровня в этом колене будет
происходить до тех пор, пока избыточная сила давления не уравновесится весом
избыточного столба жидкости в другом колене манометра. Поэтому по разности высот
столбов жидкости в манометре можно судить о том, насколько давление на пленку
отличается от атмосферного.
На рисунке 124 показано, как с помощью Uобразного манометра можно измерять давление
внутри жидкости. Мы видим, что, чем глубже опущена коробочка манометра, тем больше
оказывается разность высот столбов жидкости внутри прибора. Так и должно быть: ведь с
увеличением глубины погружения гидростатическое давление жидкости возрастает.
Рисунок 124. Измерение давления внутри жидкости с помощью Uобразного
манометра. А устройство и принцип действия следующего прибора вы рассмотрите
самостоятельно по учебнику страница 109. Рис. 128,129. Прочтите и через 5 минут нужно
будет рассказать: как называется прибор, как он устроен и принцип действия. (Дети
работают с учебником, затем рассказывают)
Существуют разные конструкции манометров. На рисунке 122 показано устройство так
называемого трубчатого манометра, изобретенного в 1848 г. французским ученым Э.
Бурдоном. Его основной частью является согнутая в дугу полая трубка 1. Один из концов
этой трубки запаян, а другой с помощью крана 4 соединяется с сосудом, в котором
измеряют давление. При увеличении давления трубка начинает разгибаться и соединенная
с ней (посредством рычага 5 и зубчатки 3) стрелка 2 поворачивается, указывая
соответствующее давление на шкале. Если же давление уменьшается, то
трубка, наоборот, сгибается и стрелка перемещается в обратном направлении.
Рисунок 122. Трубчатый манометр
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели принцип действия двух наиболее простых
манометров жидкостного и металлического.
А где в повседневной жизни мы применяем манометры? (Манометры применяются во
всех случаях когда необходимо знать , контролировать и регулировать давление.
Наиболее часто манометры применяются в теплоэнергетике, медицине. )
4. Закрепление.(10 минут)
Сначала дети отвечают на вопросы, далее класс решает экспериментальную задачу.
1. Каким прибором можно измерить атмосферное давление?
А) Секундомером;
Б) Динамометром; В) Барометром;
Г) Термометром.
2.Как называются приборы для измерения давлений больших или меньших
атмосферного? (манометры)
3. отгадайте загадку: а) На стене висит тарелка.
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт. (барометр)
б) Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать,
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять. (барометр)
Решение задач на атмосферное давление.
Дети работают по группам ( 45 человек)
Измерение атмосферного давления и силы атмосферного давления.
Приборы и материалы: барометр, линейка , учебник, тетрадь.
Задание: измерьте с помощью барометра анероида атмосферное давление в
мм.рт.ст. Затем переведите его в Па. Затем измерьте размеры тел ( первая группа
учебник; вторая группатетрадь; третья группа крышка парты.) , вычислите
площадь. Рассчитайте силу атмосферного давления.
Физическое
тело
Атмосферное давление
мм рт.ст.
Па
Площадь тела, м
S= длину*ширину
Сила атмосферного
давления, F=P*S, Н
7. Рефлексия:
1. О каких приборах шла речь сегодня на уроке?
2. Для чего они используются?
3. Где находят практическое применение?
Мы сегодня вели речь об атмосферном воздухе и вы должны помнить и соблюдать
правила охраны окружающей среды.
8. Подведение итогов. Выставление оценок.
Урок наш подходит к концу и я теперь хочу посмотреть с каким настроением вы
пойдёте на другой урок. Спасибо всем за урок, до свидание. Домашнее задание: п.43,45, вопросы нарисовать в тетрадь приборы, которые мы
сегодня с вами изучили.
Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Разработка урока по физике 7 класс. Тема "Барометры. Манометры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.