Разработка урока по русскому языку на тему "Употребление наречий в речи" (7 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
02.04.2017
Тема: Употребление наречий в речи.
Цель:
1. Развитие речи, орфографической и пунктуационной грамотности при употреблении наречий.
2. Научиться использовать наречия в текстах разных типов.
3. Привитие навыков культуры речи как один из аспектов формирования гармоничной личности.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-анализ текстов, проверка исследовательской работы.
Технология: элементы компетентностного обучения.
Открытый урок по русскому языку в 7 классе.docx
Урок русского языка в 7 классе
Учитель Павшок Людмила Павловна (город
Братск МБОУ «СОШ№41»
Тема: Употребление наречий в речи.
Цель:
1. Развитие речи, орфографической и пунктуационной грамотности при
2. Научиться использовать наречия в текстах разных типов.
3. Привитие навыков культуры речи как один из аспектов формирования
употреблении наречий.
гармоничной личности.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: урок-анализ текстов, проверка исследовательской работы
Технология: элементы компетентностного обучения
Цель: показать возможности употребления наречий в текстах разного
типа
Знать: типы наречий, правила написания наречий.
Уметь: определять тип речи, составлять текст определенного типа
речи, правильно писать наречия и правильно употреблять их в речи.
Оборудование: слайды, компьютер, доска, проектор.
I Вступительное слово учителя.
1. Объяснить цель урока
2. Ребята, сядьте прямо, слушайте внимательно учителя, работайте
сосредоточено и пишите аккуратно.
Я в одной только фразе, касающейся урока, правил поведения на уроке
использовала 4 наречия. Действительно, ни устная, ни письменная речь не
может обойтись без наречий. Сегодня на уроке мы проследим, как часто
употребляются наречия в разных типах речи.
Но вначале небольшая орфографическая работа. На столах лежат карточки I-II
вариантов. В квадратиках слева отметьте правильный вариант ответа
галочкой. (выполняют)
Слайд «Проверьте себя и оцените». Оценку поставьте в тетрадь
0 – 5, 1-2 – 4, 3-4 – 3 Учитель: Раздаю карточки с заданиями по вариантам, выполните задание,
указанное в карточке, отметьте правильное задание. (5 минут)
Проверка + самооценка по слайду.
Слайд «Проверьте себя и оцените»
I вариант
Говорил без умолку
Перейти вброд
Повернул налево
Поднять на смех
Наполнить до отказа
Говорил врастяжку
Сделал наоборот
Выполнил в срок
Приеду на днях
Добрался вплавь
Улетел ввысь
Трудился без толку
II вариант
Трудиться бок о бок
Подчиниться волей-неволей
Идти по-прежнему пути
Выполнить точь-в-точь
Говорить по-русски
Написать по московскому адресу
Одеться по-зимнему
Встать пораньше
Идти наудалую
Брести куда-либо
Во-первых, слушай
В первых домах
Учитель: Сегодня мы попытаемся проследить, как часто употребляем мы
наречие в разных типах речи, и какую роль они играют для данных типов
речи. Вначале вспомним, какие типы речи вам известны? А четверостишия
нам в этом поможет.
Слайд
Мы быстро оделись и бодро пошли,
Вдруг встретили маму на нашем пути.
Шла из школы она после собрания.
Этот текст называем мы _____________
Волшебная палочка – чудо блестящее, Новая, яркая и настоящая.
С ней легче исполнить любое желание. Этот текст называем мы _____________
Для чего этот мир? Почему я такой?
Зачем это солнце блестит надо мной?
На эти вопросы ответ, без сомнения,
Найдете вы в тексте ___________
II Ребята, вспомним, какие типы речи нам известны
Рассуждение Повествование Описание
Зачем нужно учиться? Один из дней моих каникул Кабинет
русского языка
Стихи, которые мы прочитали, помогут нам в определении типов речи.
Слайд со стихами
По каким признакам мы определили, что первое четверостишие-это
повествование?
( Это рассказ о маме и о детях. Есть начало, середина)
По каким признакам мы определили, что второе четверостишие-это
описание?
(Описание палочки волшебной, ее функции, ее внешнего вида)
Почему третье четверостишие рассуждение?
(В нем есть вопросы)
III Работа с текстами
1 этап (практическое занятие)
Учитель: На столах три карточки с заданиями
Откройте тетради. Запишите задание №1
Прочитайте внимательно задания
Прочитайте текст вслух, докажите, что это текст
Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ
Выполните письменную часть задания
Послушаем, какие наречия подобрали, изменился ли текст с
употреблением наречия, знаки препинания объясняем (оценки)
На столах есть текст №1
1. Читаем про себя.
_________ поднимается солнце. Оно всходит ________, заливая все своим ярким
светом. _________ это огненное чудо только _______ пригревает землю ________
смотрит на распускающиеся цветы _________ улыбается щебечущим птичкам.
Потом оно _________ сверкает и _________ припекает. Солнце _________ трудится
весь день, щедро даря тепло и радость. 2. Можно ли назвать его текстом? Докажите.
3. Каков тип текста? Обоснуйте свое мнение.
4. Запишите текст, вставьте наречия. Что изменилось?
На
5. Каких по виду наречий больше?
вс
6. Все ли наречия подойдут для данного текста?
тр
еч
II Работа с текстом описательного характера.
у
На столах текст №2
Уд
Царственно
ив
ит
ел
ьн
о
В
сл
е
д
В
е
ч
е
р
о
м
С
к
р
о
м
н
о
вв
ыс
ь
Не
из
ме
ри
мо
Невероятно
У
т
р
о
м
Немного
Задание
1. Озаглавит текст.
2. Пользуясь данными наречиями, составьте описание цветка (так, чтобы
мы поняли о каком цветке идет речь)
3. Запишите наречия правильно. (Прослушать текст)
4. Какую роль сыграли наречия для данного текста?
Учитель: Мы увидели, что есть тексты, которые не могут существовать без
наречий, особенно если это наречия времени и места. Они помогают нам ясно
и четко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к
изображаемому.
Учитель: Как начинается утро? Как восходит солнце? Чем оно занято в
течении дня? На эти вопросы отвечает текст повествование. Как выглядит
цветок, растущий на поляне? Об этом рассказал текст-описание. Почему
человек стремиться к гармонии? Почему каждое явление природы не
существует изолировано? Об этом мы узнаем из текста - рассуждение.
На столах текст №3
Все живое в природе (не) удержимо стремится к
об..ед..нению. Только в
Рисунок
(месте), только (по) настоящему веря друг в друга,
можно добиться счастья. В
(двоем) ле..че перен..сить трудности дальнего пути,
проще согреться в (не) настную погоду. (Со)бща в..селее живется на свете,
ведь (в) одиночку любая
беда (не) гаданно- (не)жданно превращается в
трагедию. (Чуть)чуть
пр..смотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду
найдете друзей.
Задание
1. Прочитайте текст
2. Докажите, что это текст
3. Докажите, что это рассуждение. Найдите тезис, аргументы, вывод.
4. Может ли данный текст обойтись без наречия?
5. Запишите правильно слова с пропущенными орфограммами и скобками.
6. Определите виды наречий в данном тексте. Какую роль они играют для
этого текста.
Слайд «Проверьте себя»
Неудержимо (образ действия), вместе (образ действия), по-настоящему
(образ действия), вдвоем (образ действия), легче, веселее (образ действия),
в одиночку (образ действия), нежданно-негаданно (образ действия), чуть-чуть
(степени), повсюду (места).
Учитель: Итак, сегодня мы с вами повторили некоторые случаи правописания
наречий, выяснили, что наречия используются в разных типах речи. Но
наречия активно используются и в разговорной речи и в устном народном
творчестве. Ребята, Правикова Настя и Захаров Илья в своих самостоятельных
работах попытались определить какие наречия используются в данных стилях
и какова их роль? Всегда ли уместно в речи использование наречий.
Слайд «Наречие в пословицах, поговорках и загадках»
1. Какие виды наречий чаще используются?
2. какую роль играют наречия в пословицах, поговорках и загадках?
(Устно читает, загадывает загадки)
Слайд «Наречия, которые используют подростки в своей речи»
1. Какие это наречия? Есть ли у них литературные синонимы.
2. Уместно ли появление данных слов-наречий
(Устно читает, словарик)
Но наречия активно используются в разговорной речи в устном народном
творчестве. Ребята, Захаров Илья и Правикова Настя в своих самостоятельных работах попытались определить какие виды наречий используются чаще и
какова их роль?
Слайд «Устное народное творчество» Правикова Настя
Слайд «Народная разговорная речь» Захаров Илья
Комментарий + оценка
Учитель: Подводим итоги урока.
Д/з Составить сочинение-миниатюру, используя наречия во-первых, во-
вторых, и другие на тему: «Что нужно сделать, чтобы школьная жизнь класса
стала интересней». Определите тип текста.
1) Оценки и тексты сдаем
2) Наречия, которые используем мы в своей речи должны обогащать речь, а не
обеднять ее. Только тот, кто борется за чистоту языка, умеет красиво и
правильно говорить - настоящий гражданин своего Отечества.
Дополнительно, если останется время
Игра «Редактор»
Игра «Удивительные превращения»
Разработка урока по русскому языку на тему "Употребление наречий в речи" (7 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Употребление наречий в речи" (7 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Употребление наречий в речи" (7 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Употребление наречий в речи" (7 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Употребление наречий в речи" (7 класс)
Разработка урока по русскому языку на тему "Употребление наречий в речи" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.