Открытый урок по технологии по теме:
«Свойства черных и цветных металлов»
6 класс
Учитель Хорунженко Н.М.
2015 год.
Тема: «Свойства черных и цветных металлов»
Цель: ознакомить учащихся со свойствами металлов и сплавов.
Задачи:
Образовательная: расширение представлений учащихся о металлах, дать начальное представление о свойствах металлов и сплавов.
Воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности.
Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, анализировать, делать выводы, применять имеющие знания на практике.
Тип урока: комбинированный;
Методическое оснащение урока: на доске написать новые слова, карточки-задания, кроссворды, коробочки с коллекциями металлов и сплавов, изделия из разных сплавов и металлов.
Ход урока I. Вводная часть.
1.Организационный момент: проверка отсутствующих, готовность к уроку.
- Ребята, сегодня мы начинаем знакомый вам уже раздел “Технология обработки металлов”, но мы расширим ваши знания по этому разделу, а тему урока я вам предлагаю отгадать. У вас на столе лежат карточки, возьмите карточку №1, в них зашифрованы 4 слова, у каждой парты свое слово. Собрав все эти слова вместе, вы отгадаете тему урока. Карточка №1
• йвасвтвоС
• ЕрхныЧ
• ыневтхЦ
• овеМлатл
(свойства черных и цветных металлов) 2. Актуализация знаний.
Вспомните из 5 класса, что такое металлы? тонколистовой металл? как его получают? (ответы детей) II. Формирование новых знаний.
1.Приступая к изготовлению какого-либо изделия, необходимо правильно выбрать наиболее подходящий для него материал. С развитием металлургической промышленности значительно возрос объем металлических изделий: возводят металлические каркасы промышленных и гражданских зданий, мосты, изготавливают арматуру, а также различные предметы, необходимые в домашнем хозяйстве: посуду, украшения, заклепки, болты, гайки и многое другое.
А какие изделия из металла вы знаете? (ответы детей)
А какие металлургические предприятия нашего города вы знаете? Какую продукцию они выпускают? (КМК, ЗСМК, ферросплавный завод)
Но металлы ребята, используют не в чистом виде, а в виде сплавов, так как металлы обладают худшими свойствами в отличие от сплавов. Сплавы получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении например: латунь, бронза, дюралюминий. (записать в тетрадь)
Правильный выбор подходящего для изделия металла или сплава можно сделать, зная его свойства. (Раздать карточки с таблицей №1)
Таблица № 1
СВОЙСТВА
Физические
Механические
Химические
Технологические блеск
упругость
коррозийная стойкость ковкость
плотность
пластичность
окисляемость
жидкотекучесть
электропроводность хрупкость
растворимость
обрабатываемость резанием температура плавления вязкость
свариваемость
намагничиваемость
Всего свойств у любого материала четыре большие группы:
Физические - отличительные стороны материалов, которые проявляются при взаимодействии их с окружающей средой;
Механические - отличительные стороны материалов, которые проявляются в способности сопротивляться воздействию внешних механических усилий,
Химические – способность материалов взаимодействовать с окружающей средой при различных температурах, Технологические – способность материалов подвергаться обработки.
Давайте рассмотрим таблицу, а потом перепишите ее в тетрадь.(работа с таблицей)
Видите как много свойств, но мы будем в основном говорить о механических и технологических свойствах. Откройте учебник на стр.68 и прочитав о свойствах вы сможете, разгадать слово которое зашифровано на карточке 2. Карточка №2
1. Свойство металла получать новую форму под действием удара
3. Св-во сопротивляться внедрению в него другого материала
4. Способность металла соединяться в пластичном или расплавленном состоянии.
5. Способность металла передавать тепло.
6. Св-во металла восстанавливать форму после снятия нагрузки.
2. Сплав железа с углеродом.
Правильно, молодцы, это слово СТАЛЬ. Из 5 класса мы знаем, что все металлы делятся на два вида. Какие? (ответы детей) черные и цветные, а к каким металлам относится сталь? ( ответы детей) А какой металл еще относится к черным? Правильно. Сегодня мы более подробно познакомимся с металлами и сплавами. Давайте рассмотрим и перепишем в тетрадь таблицу № 2 (беседа с учащимися по таблице).
Таблица № 2
Металлы
Черные
Цветные чугун сталь
тяжелые легкие
редкие
благородные белый
конструкционные свинец
алюминий вольфрам золото
серый
инструментальные
Медь магний
молибден платина
ковкий
со специальными свойствами
Цинк
титан селен
серебро высокопрочный
III. Практическая работа.
Ребята, во время практической работы вы должны:
1. Определить, из какого металла выполнены предложенные образцы (изделия).
2. Рассмотреть коллекцию металлов и сплавов.
3. Составить таблицу согласно полученным данным и по тексту учебника . (таблица№3)
Таблица№3
Название металла или сплава
Цвет Состав
Свойства
Применение медь
красного
Пластичность
Электропроводность
Обрабатываемость
Устойчив к коррозии
Электрические провода и электротехнические изделия бронза
Желтовато-красного
Медь+ свинец + Олово и др.
Высокая прочность
Твердость
Коррозийная стойкость
Обрабатываемость резанием
Водопроводные краны, в электротехнике, в художественном литье
3. Сделать вывод. IV. Итог урока.
1.Оценка выполнения практической работы.
2.Выводы учащихся по теме урока.
3.Задание на повторение пройденного материала.
а) Почему линейка из металла гнется и не ломается, а из древесины ломается?
б) почему электрические провода изготавливают из меди?
в) Почему чугун используют для отливки станин, радиаторов отопления?
г) Разгадайте слова:
АЛСТЬ
ЕДЬМ
АНОРБЗ Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока* |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Организационный момент |
Приветствие учителя. Проверяет готовность учащихся к уроку, напоминает про технику безопасности. |
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
Личностные: оценивать важность бережного отношения к своему здоровью. |
Актуализация опорных знаний |
Подводит детей к формулированию темы и цели урока. Слайд 2. |
Отвечают на вопросы учителя.
|
регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока коммуникативные УУД: высказывают |
|
Организует беседу учащихся. (Приложение №1) |
|
свои мысли в устной форме, умеют слушать других. |
Изучение нового материала |
Организует работу учащихся по нахождению информации из сообщения учителя и презентации. Организует работу в индивидуальном решении.
Сообщение учителя о свойствах сплавов. Слайд 16-17. Приложение №2. |
Ищут информацию в учебнике по группам, стр.69-71. Определяют свойства металлов Слайд 3. Выполняют самостоятельно таблицу, куда заносят свойства металлов и их названия. Слайд 4.
Слушают учителя. |
познавательные УУД: выбирать основания для сравнения; коммуникативные УУД: работать в группе; личностные: способность к саморазвитию. |
Закрепление нового материала |
Организует работу в индивидуальном решении.
Организует работу в паре.
|
Выполняют самостоятельно таблицу, куда заносят свойства сплавов и их названия. Слайд 18-19.
Обмениваются тетрадями с рядом сидящем товарищем и проверьте работу друг друга с целью выявления ошибок построения и неточностей. |
регулятивные УУД: осуществлять действия по реализации плана. коммуникативные УУД: организовывать учебное взаимодействие.
|
|
|
Слайд 5-15. |
|
Контроль |
Организует работу учащихся по выполнению задания. (Приложение № 3)
|
Дети выполняют задание. |
регулятивные УУД: оценивать результаты своей работы, познавательные УУД: выбирать основания для сравнения. |
Рефлексия |
Сделайте вывод – насколько успешно мы справились с работой? - что вам запомнилось в новой теме; - где можно применить полученные знания; - с каким настроением вы заканчиваете урок? |
Проводят самооценку и взаимооценку. Слайд 20. |
личностные: личностная саморефлексия, мотивация к познанию и учебе, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в изучении данной темы. |
Итог урока |
Выставляет оценки, подводит итоги, объясняет домашнее задание. |
Слушают учителя, записывают домашнее задание. Слайд 21.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.