Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"
Оценка 4.7

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
22.06.2017
Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"
Публикация является частью публикации:
певец русского леса. устный журнал.doc
А. П. Гурская с. Камышовка, Еврейская АО Певец РУССКОГО леса Устный журнал Реквизит: портрет И. И. Шишкина, репродукции его картин   (см. по тексту). Жизнь и творчество И. И. Шишкина Ведущий. Сегодня мы с вами собрались, чтобы побеседовать и многое узнать о творчестве И. И. Шишкина. Вот перед  вами некоторые из его картин. Это истинный певец русского леса.  «...До Шишкина в России были пейзажисты выдуманные, такие, каких нигде и . Этого мало: Шишкин остался единственным до никогда не существовало сих   пор   как   знаток   и   рисовальщик   дерева   вообще,   и   хвойного   леса   в особенности». Так говорил Крамской. Каковы же были корни «нашего лесовика» (по выражению В. И. Немировича­ Данченко)? Об этом расскажут страницы нашего устного журнала. Детство 1­й ученик.  Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в городе Елабуге Вятской губернии в небогатой  купеческой семье. Отец его, человек   образованный,   хотел   дать  и   сыну   приличное   образование,   поэтому сначала Ваня учился  у частных учителей, затем в уездном училище, а позже 4 года в  Казанской гимназии. С детства у Вани было две страсти ­чтение и рисование, чем он и занимался дни и ночи напролет.  Рисовал  на всем, что попадалось под руку. Летом бродил по красивым окрестностям Елабуги, делал зарисовки в альбомчик, впитывал в себя красоту родной природы, которой не изменил всю свою долгую жизнь. Ведущий. А как же все начиналось? Об этом расскажет вторая страничка. Первые РИСУНКИ 2­й   ученик.  Однажды   ­   ему   было   тогда   5   лет   ­   Ваня   обнаружил,   что обыкновенным древесным углем можно рисовать и  на тесовых воротах, и на стенах домов. И вскоре стены не только шишкинского дома, но и соседних, по Набережной и  даже по Покровской, запестрели его рисунками. Соседи при­ шли   жаловаться:   «Да   он   што...   мажет   и   мажет!   Уйми   ты   его,  Иван Васильевич... А то ж скоро и до соборной ограды доберется». Отец глянул на потупившего взор Ваню, взял у него из рук уголь, повертел в пальцах, но бросить не   решился.   Сказал  лишь   строго:   «К   собору   близко   не   подходи   с   этой пакостью». Ваня мотнул головой: «Я, тятенька, и не подхожу...» Побаивался он отца, хоть и любил. Отец помолчал с минуту, дождав­Ш11сь,  когда уйдут жалобщики, и мягче уже прибавил: «И стены тоже не пачкай. Не для того они, стены­то,   чтобы   рисовать   на  них...  Рисовать   надо   на  бумаге.   Карандашом». «Хочешь, подарю тебе карандаш? ­ вдруг спросил. И засмеялся. ­ Ах ты, ма­ зилка, мазилка!» Так и пошло с легкой руки отца ­ мазилка. Первый карандаш и лист бумаги 3­й  ученик.  Но   слово   свое   отец   сдержал:   в   тот   же   день  подарил   Ване настоящий новенький карандаш. И большой лист бумаги, шуршащий и белый, такой белый, что смотреть на него боязно, а не то что пачкать. Через день отец поинтересовался: «Ну, чего ты понамалевал, показывай». И, увидев чистый лист, с сочувствием покачал головой: «Вот видишь, это тебе не заборы пачкать... Ну да ты не робей. Чего уж, рисуй!» С тех пор Иван и начал рисовать. В рисунках его часто повторялось одно и то же. Сосны, сосны, снова сосны... Сосны пройдут с ним всю жизнь. Целыми днями он пропадал то на развалинах Чертова городища, то уходил в сосновые леса, к святому ключу, бродил без устали. А дома запирался в своей комнате, опять рисовал или читал. Комната была сплошь увешана рисунками. Ведущий. Интересна и печальна история первых рисунков. Судьба первых РИСУНКОВ 4­й ученик.  Однажды в Елабуге случился пожар. Третьим загорелся дом Шишкиных. Его как­то сразу объяло ровным и  сильным пламенем, и никто уже не пытался тушить пожар: одна была забота ­ спасти самое необходимое. Тут   впервые  и  обнаружилась  недюжинная  сила  Ивана.  Он   сорвал   с  петель тяжеленную   дверь   на   втором   этаже,   чтобы   не   мешала,   и   выкинул   в   окно. Бросился в самое пекло и начал выбрасывать через окно все, что можно было спасти. Ему что­то снизу кричали, а он знай себе, делал свое дело. Успел еще заскочить   в   свою   комнату   и,   похватав   кое­что   со   стола,   бросился   вниз. Волосы и брови подпалило, во многих местах прогорела рубаха, в ожогах были руки... Только под утро пожар утих. Иван постоял около своего дома. Сердце его тоскливо сжалось. Сгорели рисунки, множество рисунков. Он успел взять только одну папку, остальное погибло в огне. Все сгорело. Нет дома, в котором он, Иван, родился и прожил 18 лет. Нет рисунков, которые он хотел и не смог, не   успел   показать   кому­нибудь   из   настоящих   художников.   И   он   не   знал теперь, сможет ли вернуться к тому, что уже делал, или начнет что­то совсем иное.  Ведущий.  Долгое   время   Иван   не   мог   сесть   за   рисунки.  Помог   случай. Встреча с живописцами. Об этом мы узнаем из следующей странички. Встреча с живописцами 5­й ученик. В середине лета, в разгар пахучей сенокосной поры, приехали в Елабугу   живописцы:   высокий   костлявый   старик   и   крупнолицый   парень, подвижный   и   словоохотливый.   Приехали   они   расписывать   иконостас   в соборной церкви. И  в первый же день Иван пошел к Стахеевым, у которых живописцы   остановились.   Когда   Иван   подошел,   Стахеев   шутливо  его представил: А   это,   тоже   художник...   господа,   наш,   доморощенный. Шишкин Иван. Старик улыбнулся и приветливо кивнул, а молодой протянул Ивану руку: ­ Рад   познакомиться.   Осокиным   зовут   меня.   Ты   правда,   что  ли, художничаешь? ­ Есть такой грех, ­ слегка смутился Иван. ­ Если хочешь, принеси свои рисунки, ­ сказал Осокин. ­Посмотрим. ­ Когда? ­ Да хоть сегодня. Иван отобрал несколько лучших, на его взгляд, рисунков и  не без страха понес их к Осокину. Тот глянул на один, глянул на другой, потом поднял глаза на   Ивана,   хмыкнул   и   протянул  старику.   Старик   тоже   перевел   взгляд   с рисунков на Ивана. ­ А красками ты не пробовал писать? ­ спросил Осокин. ­Нет. ­ А ты попробуй, ­ посоветовал старик. ­ Должно получиться. ­ Да у меня их и нет, красок­то... ­ признался Иван. ­ Эка беда, нет красок! ­ сказал Осокин. ­ Дам я тебе краски. И кисти, если хочешь, тоже дам. Пиши себе, знай. Теперь   дня   не   проходило,   чтобы   Иван   не   встретился   со   своими   новыми приятелями.  Особенно  он   сошелся   с  Осокиным.  Каждый   день   приходил   в собор, смотрел, как они работают.  Осокин рассказал ему о художниках, о Москве, о Петербурге.  И решил Иван ехать в Москву, чтобы попробовать поступить учиться на художника. Москва. Петербург. Медали Ведущий.  В   1852   году   Шишкин   поступает   в   Московское  училище живописи, ваяния и зодчества. Юный художник был благодарным учеником. Любил   свою   Родину,   рисовал   скромные   глухие   уголки   России.   «Русский художник   всегда   остается   русским,   ­   читаем   мы   в   одной   из   рецензий.   ­ Лучшим в  этой национальной самобытности можно поставить талантливого художника   Шишкина...   Русский   пейзаж,   русская   природа   становятся любимой  его   темой  творчества.  Из  глухих,  диких лесов своей  родины, из болот он выходит на простор, на необъятную ширь полей». В   1856   году   по   окончании   училища   Шишкин   поступает   в  Академию художеств в Петербурге. Его усилия и успехи были замечены, и он получает за ряд   живописных   работ   свою   первую   медаль.   Ее   он   с   гордостью   отсылает родителям. Позже за цикл рисунков и восемь живописных этюдов и картин, выполненных   на   острове   Валаам,   Шишкин   получил   Большую   серебряную медаль.   Позднее   он   получил   и   Большую   золотую   медаль.   Золотая   медаль открыла   ему   дорогу   за   границу,   на  три   года   для   совершенствования   в профессии. За свои работы Шишкин был удостоен звания академика. Ему было   в   то  время  33   года.   Шишкинские  пейзажи   пользовались   неизменным успехом, и лучшие музеи считали за честь иметь их в своих коллекциях. Сейчас мы узнаем истории некоторых картин. О картинах 6­й ученик. В 1889 году Шишкин создает картину «Утро в сосновом лесу». Замысел родился не сразу, не вдруг: сначала художник хотел написать просто утренний лес, туманное утро, но потом передумал. «Туману у меня хватает и в других картинах, ­ насмешливо говорил он сам себе вслух. ­ Хочу написать картину правдивую до последнего штриха, но вместе с тем, чтоб это была сказка». И через несколько дней Иван Иванович приготовил холст,  натянул его на подрамник,   придвинул   поближе   стул   и   часа  полтора,   наверное,   просидел неподвижно: то ли о чем задумался, то ли отдыхал, набираясь духу, прежде чем взяться за  кисть. Потом была такая тишина, такое безмолвие, что жена художника   начала   беспокоиться,  несколько   раз   подходила   к  мастерской  и тревожно   прислушивалась.   Наконец,   не   выдержала   и   приоткрыла   тихонько дверь. Иван Иванович в своей старой просторной блузе, широко расставив ноги, стоял у холста и шлепал по нему кистью ­ в одном и том же месте, добиваясь, верно, нужного тона. Пришел друг Савицкий ­ тоже художник. ­ Мажет? ­ поинтересовался он у жены. Та кивнула. Савицкий улыбнулся и, шутливо приставив к губам палец, направился в мастерскую. С   тех   пор   Савицкий   стал   приходить   часто   и   подолгу   оставался   в мастерской. Замысел Шишкина ему пришелся по  душе, и он стал всячески способствовать, чтобы картина была скорее готова и чтобы публика смогла ее увидеть уже на следующей выставке. Савицкий приложил к картине и свою руку,  великолепно   исполнив   по   эскизу   Шишкина   медведей.   Картина   на выставке   появилась   с   двумя   подписями,   но   позднее  между   друзьями произошла размолвка, и Шишкин убрал фамилию Савицкого.  7­й ученик. В картинах «Сосновый бор» и «Лесная глушь» ­все родное и  знакомое каждому россиянину. За картину «Лесная глушь» Шишкин получил  звание профессора. «Это один из лучших портретов леса, какие может делать  только Шишкин», ­писал Ковалевский. Один   из   рецензентов   писал:   «Какою   простотою   и   прелестью   дышит «Сосновый бор» господина Шишкина. Вот он, наш  смолистый, задумчивый красавец  ­  сосновый  лес,  с его  степенным  шумом, смолистым  ароматом... Кому не знакомы и эти сваленные, вывернутые с корнями бурею сосны!» Ведущий.  Вот перед вами репродукция картины «Рожь».  Попробуйте ее описать. Беседа о картине «Рожь». Ведущий.  «Корабельная   роща»   ­   это   символ   Родины,   ее  спокойствия, величия, незыблемости. Рядом со стройными  могучими великанами тянется вверх такая же стройная сильная молодая поросль ­ опора и надежда старших поколений. И вновь ясный солнечный свет пронизывает эти мощные кряжи, эту величавую   силу   и   мудрость   природы.   Не   зря   Шишкина  называли   «лесным царем», «царем леса»! Картина «Корабельная роща» ­ одна из последних его работ. К своей последней картине художник не приступил из­за болезни. Хотя уже было и название, продумана тема. Иван Иванович говорил, что назовет картину «Лесное царство». Или  проще ­ «Краснолесье». Он говорил, что на картине этой будет море красного солнечного леса, целый мир... Нет, это не просто лес, это судьба, история России. Да, да, он задумал исторический пейзаж. Но не успел к нему приступить: 8 марта 1898 года Иван Иванович Шишкин умер. «Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк. Это высокий,  стройный,  красивый  силач  с  зорким  взглядом,  густой  бородой  и густыми волосами...» Мы с  вами должны помнить этого человека, гордиться тем, что он ­русский художник. А теперь, давайте подумаем, чему же учат картины И. И. Шишкина, к чему призывают? Картины Шишкина становятся вдвойне актуальными и близкими нам,   когда   в   разных  частях   планеты   над   природой   нависла   смертельная опасность, когда мы сами делаем еще далеко не все для ее сохранения. Давайте бережнее относиться ко всему живому на земле, быть  внимательнее   друг   к другу. Спасибо всем, кто принимал участие в проведении устного журнала!

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"

Разработка внеурочного занятия "Синичкин день"