Урок русского языка в 7 классе
Тема: Частица как служебная часть речи. Разряды частиц
Цели урока:
1. Познавательные:
дать понятие о частице как о служебной части речи;
сформировать умение отличать частицу от других служебных частей речи на основе определения ее функции.
2. Развивающие:
развивать речь, творческие способности, исследовательскую и коммуникативную культуру обучаемых.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес и внимание к русскому языку, сознательное и ответственное отношение к результатам учебной деятельности; эстетические чувства, патриотизм.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-исследование.
Ход урока
Оргмомент
I. Лингвистическая разминка
- Распределите слова на группы в зависимости от ударения: Алфавит, договор, документ, досуг, каталог, квартал, километр, кухонный, маневр, мельком, намерение, позвонишь, свекла, столяр, цемент, щавель.
(Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свёкла; ударение падает на второй слог: досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель; ударение падает на третий слог: алфавит, договор, документ, каталог, километр, позвонишь.)
II. Изучение темы «Частица как часть речи»
1. Слово учителя.
Название этой части речи говорит само за себя: частица - маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит, не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного лексического значения она не имеет.
Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.
Рассмотрим несколько предложений:
Я бы выучил уроки...
Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.
Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.
Представьте, что будет, если из предложений исчезнут частицы:
- сомнительное станет явным {Я выучил уроки);
- нарушится логика {Конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге);
- смысл поменяется на противоположный {Я хочу разочаровать тебя, дорогой читатель).
Наверное, вы уже убедились, что роль этой маленькой частицы в нашей речи весьма велика.
2. Самостоятельное изучение теоретического материала параграфа учебника.
3. Заполнение таблицы.
Предлог |
Союз |
Частица |
Выражает грамматические отношения между словами в словосочетании и предложении |
Связывает однородные члены, части ССП и СПП |
Служит для выражения различных смысловых оттенков и образования наклонений глагола |
4. Изучение разрядов частиц.
5. Выполнение упражнений учебника по выбору учителя.
Учитель.
- С частицами, служащими для образования наклонений глагола, мы подробнее познакомимся на следующем уроке.
Проверка полученных результатов. Коррекция.
Работа с учебником.
Итоги урока:
- Подведем итоги нашего сотрудничества, обратившись к целям и задачам урока.
- Выполнили ли мы поставленные цели и задачи? (Да.)
- Какие трудности встретились?
- Смогли ли вы их преодолеть?
- Что помогло (помешало) это сделать? (Помогли учитель, одноклассники, памятка, учебник).
Комментирование оценок учителем.
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.