Исмагилова Наиля Фаритовна
17.11.2009год
Урок русского языка по программе Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба
Класс:6
Тема: Разряды количественных числительных
Цели урока:
1. обобщить и систематизировать материал, изученный по теме “Мягкий знак на конце и в середине числительных»;
2. проверить сформированность умений и навыков учащихся по данной теме;
3. развивать письменную и устную речь учащихся;
4. воспитание патриотизма.
5. обогащать словарный запас учащихся, развивать их логическое мышление, воспитывать интерес к изучению русского языка через ознакомление с новыми сведениями о числительных.
I. Вступительное слово учителя и постановка цели урока перед учащимися.
Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в столбцах газет и журналов, слышать о них по телевидению и радио. И тому, кто не умеет видеть за ними реальные факты, цифры могут показаться пустыми, ненужными знаками. Однако это не так. Цифра «говорит» с нами об очень многом: она «знает», что в нашей школе учится 387 учеников , « знает» сколько у нас в классе учеников, когда у мамы день рождения. Цифра может рассказать нам о том, что нашей школе исполнилось 70 лет, что в военном 1943 году произошло открытие Щугуровского месторождения нефти, женщины и подростки по 12 часов в сутки стояли на вахте, ворочая элеваторами и ключами в 60-70 килограммов. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. Мы постоянно сталкиваемся со счетом. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы «Числительное» Наряду с повторением изученного об этой части речи мы узнаем много нового. Итак, за работу!
1. Решить задачу-кластер (разряды количественных числительных заполняются учителем при объяснении нового материала)
? |
Количественные |
|
? |
|
|
|
|
Задание: запишите пословицы и поговорки, заменяя цифры словами, обозначая условия выбора буквы ь в середине и на конце числительных
1. Сколько ни думай, а половина ста – 50 (татарская). 2. Одного камня хватит на 50 глиняных горшков (эфиопская). 7. В 80 лет – что трехлетний (японская). 8. Когда беда пройдет и все уймется, тотчас 500 советчиков найдется (узбекская). 12. Человек 60 лет живет, а 30 из них спит (японская). 14. Учиться и в 60 лет не поздно (японская). 15. Если сам бежишь прочь на 50 шагов, не смейся над тем, кто бежит на сто (японская).. . Вашего брата по 13 на дюжину кладут, да и то не берут. 10. Разложи воробья на 12 блюд (русская) 1. Чем 50 пустых слов, лучше одно веское (туркменская).. От слона держись на 60 шагов, от осла – на 70 (тамильская)
3. Изучение нового материала.
-Теперь нам предстоит встреча с верными слугами Имени Числительного - его разрядами.
На доске записаны предложения
В 19 веке Казань получила значение крупного центра русского речного и морского судостроения.
В 1970 году из недр республики было добыто более 100 миллионов тонн нефти .
При благоприятных по температурным условиям и условиям увлажнения весны и лета, урожай с 1 гектара по всей республике составил в среднем 23,5 центнера.
Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в 1996 году составила 3,4 миллиона га, из которых 1,8 га что составляет 54,7 % посевных площадей Татарстана.
Двое выпускников средней школы имени В.П.Чкалова поступили в КГУ.
Лениногорский район- Родина 14 героев Советского Союза. Трое из них учились в Старошугуровской школе.
-Ребята, на какие разряды по значению делятся числительные? Помогите заполнить задачу-кластер.
(по значению количественные числительные делятся на 3 разряда: целые числа, дробные, собирательные)
Знакомство с теоретическим сведениями на стр. 144 учебника.
Буквенный диктант.
а - целые
б - дробные
в - собирательные
1. сорок
два ученика – а
2. двести три книги – а
3. две трети дома – б
4. четверо суток - в
5. одна четверть сада - б
6. трое медвежат - в
7. шестнадцать брошюр - а
8. три восьмых гектара - б
9. двое детей - в
10. двадцать пять градусов - а
11. двенадцать лет - а
12. восьмеро ребят - в
13. одна вторая часть стакана - б
14. три четверти тонны груза - б
15. полтора месяца – б
(а, а, б, в, б, в, а, б, в, а, а, в, б, б, б)
.
Брейн-ринг
1.
Наибольшая единица измерения расстояния - километр;
2. Наименьшая единица измерения времени - секунда;
3. Целое число, следующее сразу за десятком - одиннадцать;
4. Искусственная емкость для воды, используемая для купания в зимнее время –
бассейн;
Словарная работа
Миллион, миллиард, километр, одиннадцать, процент, центнер, бассейн, секунда
Веселая разминка.
Самым длинным числительным может быть слово из 47 слов.
Восемьсот
двадцать четыре дециллиона девятьсот семьдесят три нониллиона сто пятьдесят
четыре октиллиона триста семьдесят пять септиллионов пятьсот девяносто восемь
секстиллионов семьсот сорок восемь квинтиллионов двести шестьдесят один
квадриллион девятьсот тридцать один триллион семьсот семьдесят семь миллиардов
пятьсот пятьдесят пять миллионов двести девяносто четыре тысячи сто восемьдесят
четыре
4.Подведение итогов урока
5.Творческое домашнее задание
-Ребята! Какие старинные меры длины вы знаете? Чему они равны? В каких фразеологических оборотах встречаются?
Индивидуальное задание
Аршин = ?; вершок =?; дюйм =?; фут =?; сажень =?; верста =?; пядь =?
(Как аршин проглотил, мерить на свой аршин, мерить на один аршин, видеть на три
аршина в землю, видеть на три аршина под землей, от горшка два (три) вершка, за
семь верст киселя хлебать, семь верст до небес, коломенская верста, мерить версты,
с коломенскую версту, в косую сажень, косая сажень, косая сажень в плечах, семи
пядей во лбу).
Задание 2.
Упражнение 357
Задание 3.
Ответить на хитрый вопрос. За тридевять земель – это за сколько?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.