Урок русского языка в 6 классе
Тема: Разряды имен прилагательных.
Цели:
- закрепить и обобщить знания о разрядах имён прилагательных, полученные на предыдущем уроке;
- формировать умения определять разряды имён прилагательных;
- развивать логическое мышление посредством грамматических разборов;
- на языковом материале (стихотворения, иллюстрации, песня) воспитывать любовь к окружающему миру – природе, животным, к предмету.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с особенностями разрядов имен прилагательных.
Развивающая: продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к получению знаний, интерес к русскому языку.
Тип урока: закрепление материала с использованием полученных ранее умений и навыков.
Ход
урока:
Оргмомент.
Актуализация знаний.
А) Минутка чистописания.
Задание: отгадайте народные загадки, найдите прилагательные, укажите их разряд.
Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) – качественные прил.
Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на себя не велит. (Солнце) – качест. прил.
Вывод: в загадках использованы качественные имена прилагательные.
Б) Синтаксическая пятиминутка. (Работа в тетрадях.)
На тонкой ветке молодой яблони распускается цветок редкой красоты с нежными лепестками и тонким ароматом. (Повест., невоскл., простое., распр., двусост., полное, осл. одн. дополнениями)
Составление схемы.
Закрепление изученного по теме «Разряды имен прилагательных»
1) Прослушайте шуточные стихотворения и ответьте на вопрос: какой разряд имени прилагательного мог так метко описать своё назначение?
Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он,
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный. -КАЧЕСТВЕННЫЕ
Я отношенье к действию имею,
С материалом, временем дружу,
Назначеньем мастерски владею –
Вот что я вам, братцы расскажу.
Я французский иль немецкий,
Сельский или городской.
Я английский иль турецкий,
Деревянный иль стальной. - ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ
Притягивать
предметы – моя слабость.
На принадлежность я вам укажу.
Я чувствую такую, право, сладость,
Когда про свою сущность говорю.
Я собачий, волчий, Гутин,
Зятев, мамин и отцов,
Иванов, Медведев, Путин,
Пушкин, Лермонтов, Кольцов. - ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Вывод:
Все имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные
2) Разминка.
- Вспомним признаки разрядов прилагательных. У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Ознакомьтесь с ними, повторив еще раз изученное на минувших уроках.
Разряды имён прилагательных.
Качественные прилагательные
|
Относительные прилагательные |
Притяжательные прилагательные |
Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? |
Обозначают такой признак предмета, который не может проявляться в большей или меньшей степени. Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? |
Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ? |
Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СЛИШКОМ.
|
Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные признаки предмета. |
Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й-. |
Образуют сложные прилагательные путём повтора и прилагательные с приставкой НЕ- |
Не имеют степеней сравнения, краткой формы и не сочетаются с наречием ОЧЕНЬ. |
Прилагательные мужского рода в Им. и Вин. падежах единственного числа имеют нулевое окончание, а прилагательные среднего и женского родов в единственном и множественном числе имеют окончания кратких прилагательных. |
3) ВЫ немного устали, я предлагаю вам отдохнуть, послушать музыку и выписать имена прилагательные, определить их разряд.
Цель: воспитывать любовь к животным, формирование умения определять разряд прилагательных.
Задание: слушая песню, выпишите имена прилагательные (сущ. + прил.- словосочетания), определите разряд по значению.
Вид работы: ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ (записать в тетрадь)
Пропала собака
Висит на заборе,
Колышется ветром (2 раза)
Бумажный листок:
Пропала собака (3 раза)
По кличке «Дружок».
Щенок белоснежный,
Лишь рыжие пятна (2 раза)
И кисточкой хвост.
Он очень занятный, (2 раза)
Совсем ещё глупый
Доверчивый пёс.
А дождь – забияка
Листочек закапал.
И буквы и строчки
Заплакали вдруг:
Найдите собаку, (2 раза)
Вернись поскорее,
Мой маленький друг.
Не правда ли красивая песня? Обратите внимание на последние строчки: почему собака – маленький друг?
А теперь проверим, насколько внимательно вы поработали с песней.
Белоснежный, рыжие – качественные, значение - цвет; глупый, доверчивый, занятный – качественные, внутренние качества, маленький – качественное, по возрасту.
Бумажный – относительное, обозначает материал, из которого сделан предмет.
Задание: разберите по составу: белоснежный, бумажный, маленький.
Молодцы, ребята!
4)- А вы любите играть?
-Я предлагаю вам поиграть
Игра «Четвёртое лишнее»: зачеркните лишние слова
молодой, старый, простой, орлиный;
сестрин, беличий, мамин, строгий;
гусиный, волчий, заячий, медвежий;
оловянный, сегодняшний, деревянный, стеклянный.
5) Задание: запишите, определите разряд имен прилагательных.
Чудесный вечер, малиновый звон, малиновое варенье, теплый хлеб, аленький цветочек,
оловянный солдатик, заюшкина избушка, приятный собеседник, стальное колечко, тихий голос,
наряд, веселое настроение, пряничный домик, соловьиные трели, добрый человек,
туфелька, искреннее признание, родительское благословение, чудесное превращение.
Итоги урока:
Игра «Продолжи фразу»
а) Часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Чей? Чья?, называется … (именем
прилагательным)
б) Имя прилагательное изменяется…( по родам, числам и падежам )
в) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает …(определением или
сказуемым)
г) Имя прилагательное связано с именем существительным…( в роде, числе и
падеже)
д) Имена прилагательные делятся на разряды... (качественные, относительные и
притяжательные).
е) Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос…(чей?)
ж) Относительные прилагательные обозначают… (пространственные, временные
признаки, материал, из которого сделан предмет)
З) Качественные прилагательные обозначают… (признак предмета, который может
быть в большей или меньшей степени)
Этап контроля и рефлексии:
- Какая тема урока сегодня была?
- Дайте характеристику разрядам имен прилагательных.
- Чему научились? Достигли ли мы своей цели?
- Кто научился определять разряды имен прилагательных?
Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 41-43, упр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.