Развитие детской инициативы посредством игровой деятельности

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из основных принципов дошкольного образования, отмеченным    ФГОС ДО, является поддержка детей в различных формах социальной активности, носящих продуктивный характер. Однако, в большинстве своем, эти формы социальной активности дошкольника инициируются педагогом (изобразительная и конструктивная деятельность), а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений, проявляющего самостоятельность и инициативу.
Иконка файла материала Детская инициатива.pptx

Развитие детской инициативы посредством игровой деятельности

Подготовила: Таныгина О.А., учитель-логопед

МДОБУ «Новоарбанский детский сад "Радуга"»

Актуальность

Одним из основных принципов дошкольного образования, отмеченным    ФГОС ДО, является поддержка детей в различных формах социальной активности, носящих продуктивный характер. Однако, в большинстве своем, эти формы социальной активности дошкольника инициируются педагогом (изобразительная и конструктивная деятельность), а если и реализуются ребенком, то их результат не выступает как важное достижение дошкольника, связанное с его личностным ростом. Личностный рост предполагает, что ребенок выступает в качестве субъекта социальных отношений, проявляющего самостоятельность и инициативу.
Инициативность и самостоятельностью являются близкими понятиями, но самостоятельность ребенка - это непосредственное осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. А инициативность - это  способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости, т.е. инициативный человек   самостоятельно ставит  цели и организует себя так, чтобы их достичь.

   Выделяют четыре сферы инициативы:

коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Способы поддержки детской инициативы

Создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам. Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться с учётом возрастного состава малышей; психологической характеристики группы.
Предложить самому выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
Создать условия, чтобы ребенок мог сам подумать и догадаться и получил от этого удовольствие.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, субъектность, инициативность.
Процесс взаимодействия детей в игре является средством развития их самостоятельности. Подбирая арсенал игр, стоит обращать особое внимание на те игры, что совмещают в себе:
• развитие инициативности, желание участвовать в игре;
• развитие способности принимать самостоятельные решения;
• развитие саморегуляции;
• творческий, креативный компонент (особенно важны игры с возможностью изменения и усложнения правил, преобразования сюжета);
• развитие уверенного поведения, умения достойно принимать проигрыш.
При выборе групповых игр очень важно, чтобы игровая реальность
была интересной.

Младший дошкольный возраст 

«По ровненькой дорожке» 
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, развить координацию слов с движениями, умение выразительно двигаться. Содействовать развитию совместной игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение взаимодействовать друг с другом. 
Ход: Вместе с детьми поводится хоровод со словами: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По пням, по кочкам, по камушкам, По камушкам, в яму – бух! На последней строчке приседаем. 

«Семья» Цель        научить        самостоятельно        выстраивать        взаимоотношениями     между членами семьи, вовремя помогать им.

«Кошки – мышки»  Ход. Дети, берутся за руки, образуя круг, двигаются по кругу в такт текста. Оля – мышка, Саша – кот! Будем дружно играть, Коту мышку не поймать! Игра повторяется с другим котом и мышкой. 

Средний дошкольный возраст 

«Назови ласково» 
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. 
Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени. 
 «Назови себя» 
Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников. Развивать эмоциональность и инициативность. Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе. 

Старший дошкольный возраст «Найди предмет» Цель - научить детей ориентироваться в пространстве группы, внимательно слушать задания. Ход. Детям предлагается найти, предметы по форме, цвету или признаку предмета в пространстве группы (например, найти что-нибудь квадратное). После того, как все дети нашли, они приносят или говорят то, что нашли, желательно не повторятся.

«Человек к человеку» Ход. Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».

«Придумай свой вопрос»
Цель – учить формулировать вопросы в различной форме и адресовать его.
Ход. Дети встают в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям.
«Сочинялка»
Цель - научить детей слушать друг друга, придумывать собственный сюжет. Ход. Дети садятся в круг, предмет (мяч, игрушка. карандаш) в руках определяет рассказчика, который начинает придумывать историю, далее по сигналу предмет передается следующему ребенку, он продолжает начатую историю. Истории можно записывать.

Сюжетно – ролевые игры

«Магазин»
Цель – учить продумывать для кого и что нужно купить в магазине.

«Парикмахерская»
Цель – учить изменять и усложнять правила, преобразовывать сюжет игры. Ход игры: Придумай прическу для праздника.

«Путешествие на автобусе»
Воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.

Продуктивные виды деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация) Игра «Волшебники» Задачи: развитие креативности, речи, самостоятельности, инициативности. правила игры: вы рисуете простую геометрическую фигуру, а на ее основе создает более сложный рисунок, например, прямоугольник может превратиться в окно, аквариум, дом; круг — в мяч, снеговика, колесо, яблоко и т.п. Можно проводить игру в форме соревнования: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру разные цвета. Игра «Несуществующее животное» Задачи: развитие креативности, речи, самостоятельности, инициативности. Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?» Пусть нарисуют это животное.

Детская инициатива  выражается тогда, когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
В результате правильно построенной работе с детьми, можно заметить, что дети становятся более самостоятельными и инициативными, у них повышается уровень самоконтроля, оценка детьми своих возможностей становится более объективной, дети самостоятельно осваивают материал, используя при этом разнообразные средства, могут анализировать информацию, самостоятельно делать выводы. Дети умеют ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.