Особенности психического развития детей младшего школьного возраста
Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте.
Развитие мышления приводит в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
Если ученик 1-2 класса часто подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт или опирается на аналогию, далеко не всегда правомерную, то ученик 3-4 класса должен уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию.
Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.
Таким образом, младшему школьнику легче ответить на вопрос: «Что произойдет с растением, если его не поливать?», чем на вопрос: «Почему засохло растение?»
Развитие теоретического мышления
Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, например, рядорасположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и к самим себе.
Если обучающиеся 1-2 класса отмечают прежде всего наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение (Что он делает? Для чего он?), то к 3-4 классу ученики больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения, должны устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Выделение признаков предметов.
Узнавание предметов по заданным признакам.
Формирование способности выделять существенные признаки предметов.
Сравнение двух или более предметов.
Классификация предметов и явлений.
Формирование умения давать определение понятиям.
Формирование умения давать определение понятиям
Определения должны отвечать следующим правилам:
1) определение не должно быть громоздким;
2) определение не должно быть отрицательным;
3) определение должно быть ясным, точным, не должно содержать двусмысленностей.
Для того, чтобы научиться строить определения, нужно освоить следующие мыслительные операции:
1)отнесение понятия к роду;
2)установление последовательности подчинения понятий,т.е. Их обобщение и ограничение;
3)выделение видового отличия понятия;
4)проверка правильности определения.
Задания и упражнения для формирования умения относить объекты к роду
Из перечня слов выпишите слова в соответствующие столбцы: стол,, чашка, куртка, тарелка, диван, тумбочка, шапка, шкаф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
Мебель
Посуда
Одежда
Мебель | Посуда | Одежда |
Задания, направленные на формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий
Расположите по столбцам следующие слова:
а)одежда, шуба, зимняя одежда;
б)шапка, меховая шапка, головной убор;
в)сапоги, обувь, резиновая обувь;
г)игрушка, матрёшка, кукла.
Самое узкое понятие - 1 | Среднее понятие - 2 | Самое широкое понятие - 3 |
шуба | зимняя одежда | одежда |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.