Развитие креативного мышления, составляющей части функциональной грамотности
Оценка 4.7

Развитие креативного мышления, составляющей части функциональной грамотности

Оценка 4.7
Документация
docx
преподавание
6 кл—10 кл
06.11.2022
Развитие креативного мышления, составляющей части функциональной грамотности
доклад о развитии креативного мышления учащихся начальной школы
Креативное мышление Голубева ЕА.docx

Развитие креативного мышления,

 составляющей части функциональной грамотности

   Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных обучающихся. Она включает в себя: математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую грамотность, глобальные компетенции, креативное и критическое мышление.

  Что такое «функциональная грамотность»? Это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 Основы функциональной грамотности закладываются именно в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, говорению и слушанию.

 У учеников важно развивать креативное мышление, то есть умение использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми они не сталкивались раньше.

 Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

ü быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени);

ü гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);

ü оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);

ü точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).

  Для успешного развития креативного мышления учителю необходимо соблюдать следующие условия:

ü во время занятий создавать ситуацию успеха;

ü верить в ребёнка и его возможности;

ü учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

  Методов и приемов развития креативного мышления огромное количество. Каждый педагог использует те, которые будут наиболее эффективны при работе с конкретным ученическим коллективом. Этот выбор зависит от индивидуальных особенностей развития обучающихся, от задач, которые учитель ставит на уроке.

В своей практической деятельности я использую различные методы и приёмы. Назову некоторые из них:

ü ключевые слова (учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.);

ü лист самооценки;

ü иллюстрирование (это переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот);

ü решение головоломок и ребусов;

ü ассоциации (простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия) и  многие другие.

«Сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее!»

 

   Для итоговой рефлексии (коллективное обсуждение результатов работы) часто применяют:

ü синквейн (он позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний;

ü приём «Карта ума» и «Дерево желаний»;

ü приём «Гроздья» (это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия);

ü нестандартные задания, технология эйдотехники и др.

   В практической деятельности использование технологий развития креативного мышления даёт возможность учащимся:

ü приобрести разнообразные навыки;

ü преодолеть трудности, что позволяет ребёнку проявить творческие способности и раскрыть свою индивидуальность;

ü повысить самооценку;

ü преодолеть неуверенность в своих возможностях и др.

  Непосредственными участниками учебного процесса являются родители. Взаимодействие родителей и детей помогает самим родителям посредством стратегии определить, каков уровень мыслительных умений их ребёнка. С родителями мы определяем трудности в обучении и своевременно находим пути решения проблем. При этом у родителей формируется адекватная оценка способностей детей. Они становятся активными соучастниками процесса обучения. Развитие функциональной грамотности младших школьников может быть реализовано только в триединстве сотрудничества: учитель – ученик – родители.

   Современное образование трудно представить без использования многообразия интернет-ресурсов, помогающих педагогу не только находить интересный контент для работы на уроке, но и знакомиться с опытом других педагогов, выбирать эффективные технологии обучения.

Замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил нам в наследство замечательные слова: «Обучать нужно без принуждения, чтобы каждый ученик был не просто слушателем, а исследователем, фантазером, изобретателем и просто жил счастливой жизнью общения».

 

 

Голубева Елена Александровна,

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                      МАОУ СОШ №16

                                                                           им. В.П. Неймышева

                                                                                             г. Тобольск Тюменская область


 

Развитие креативного мышления, составляющей части функциональной грамотности

Развитие креативного мышления, составляющей части функциональной грамотности

В практической деятельности использование технологий развития креативного мышления даёт возможность учащимся: ü приобрести разнообразные навыки; ü преодолеть трудности, что позволяет ребёнку проявить творческие способности и…

В практической деятельности использование технологий развития креативного мышления даёт возможность учащимся: ü приобрести разнообразные навыки; ü преодолеть трудности, что позволяет ребёнку проявить творческие способности и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022