Развитие креативного мышления,
составляющей части функциональной грамотности
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных обучающихся. Она включает в себя: математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую грамотность, глобальные компетенции, креативное и критическое мышление.
Что такое «функциональная грамотность»? Это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются именно в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму, чтению, говорению и слушанию.
У учеников важно развивать креативное мышление, то есть умение использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми они не сталкивались раньше.
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:
ü быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени);
ü гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей);
ü оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи);
ü точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям).
Для успешного развития креативного мышления учителю необходимо соблюдать следующие условия:
ü во время занятий создавать ситуацию успеха;
ü верить в ребёнка и его возможности;
ü учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Методов и приемов развития креативного мышления огромное количество. Каждый педагог использует те, которые будут наиболее эффективны при работе с конкретным ученическим коллективом. Этот выбор зависит от индивидуальных особенностей развития обучающихся, от задач, которые учитель ставит на уроке.
В своей практической деятельности я использую различные методы и приёмы. Назову некоторые из них:
ü ключевые слова (учитель произносит ключевые слова – учащиеся определяют по ним тему урока задание, или предполагаемое содержание текста и т.д.);
ü лист самооценки;
ü иллюстрирование (это переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот);
ü решение головоломок и ребусов;
ü ассоциации (простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия) и многие другие.
«Сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее!»
Для итоговой рефлексии (коллективное обсуждение результатов работы) часто применяют:
ü синквейн (он позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний;
ü приём «Карта ума» и «Дерево желаний»;
ü приём «Гроздья» (это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия);
ü нестандартные задания, технология эйдотехники и др.
В практической деятельности использование технологий развития креативного мышления даёт возможность учащимся:
ü приобрести разнообразные навыки;
ü преодолеть трудности, что позволяет ребёнку проявить творческие способности и раскрыть свою индивидуальность;
ü повысить самооценку;
ü преодолеть неуверенность в своих возможностях и др.
Непосредственными участниками учебного процесса являются родители. Взаимодействие родителей и детей помогает самим родителям посредством стратегии определить, каков уровень мыслительных умений их ребёнка. С родителями мы определяем трудности в обучении и своевременно находим пути решения проблем. При этом у родителей формируется адекватная оценка способностей детей. Они становятся активными соучастниками процесса обучения. Развитие функциональной грамотности младших школьников может быть реализовано только в триединстве сотрудничества: учитель – ученик – родители.
Современное образование трудно представить без использования многообразия интернет-ресурсов, помогающих педагогу не только находить интересный контент для работы на уроке, но и знакомиться с опытом других педагогов, выбирать эффективные технологии обучения.
Замечательный русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил нам в наследство замечательные слова: «Обучать нужно без принуждения, чтобы каждый ученик был не просто слушателем, а исследователем, фантазером, изобретателем и просто жил счастливой жизнью общения».
Голубева Елена Александровна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №16
им. В.П. Неймышева
г. Тобольск Тюменская область
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.