В настоящее время проблема полноценного детского развития малышей трех-пяти лет очень актуальна. Особенную роль в процессе психофизического и умственного развития дошкольника играет формирование мелкой моторики. Рассмотрим развитие мелкой моторики рук у детей 3 4 лет с помощью игр, упражнений и массажа.
Моторика верхних конечностей напрямую взаимодействует с высшими функциями психики и сознания: мышление, координация, внимание, наблюдательность, речь, воображение, зрительная и мышечная память.
Важная роль в развитии моторики рук состоит в том, что вся жизнь малыша потребует в дальнейшем использования координированных, точных движений пальцев, кистей. Они нужны для письма, одевания, рисования, выполнения других ключевых функций и действий в процессе учебы, работы, жизни в целом.
Развивать моторику у детей на четвертом году жизни можно в форме занятий в саду или родителями дома (самообразование).
Цели и задачи развития детской моторики у детей трех, четырех, пяти лет состоят в следующем:
· стимулировать активность развития активности, детской речи;
· развивать движения рук, пальцев, координации;
· обучать и тренировать ребенка в различии цветов, их сопоставлении;
· развить мелкую моторику основных трех пальцев: указательного, большого, среднего;
· подготовить руку ребенка к письму;
· развивать сенсомоторную координацию верхних конечностей;
· косвенно повлиять на общее развитие интеллекта малыша;
· сформировать шнуровательные навыки (шнурование, «бантик»);
· развить ориентирование в пространстве (верх, низ, лево, право);
· развить восприятие, внимание, творчество;
· развивать способности к творчеству.
Группировка занятий, игр, развивающих упражнений включает разделение на несколько видов:
1. Игры пальчикового типа.
2. Лепка.
3. Игры с маленькими предметами.
4. Рисование.
5. Пальчиковый массаж.
6. Различные действия, связанные с ручной работой (закручивание крышек, бусы, разрывание листов бумаги, собирание мозаик, вырезание).
Игры, способствующие развитию моторики ребенка, включают следующие типы развлекательных занятий:
· пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи, моторики в единстве. Вместе с упражнениями малыши заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т.д.;
· оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея – следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым;
· шнуровка – вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем;
· игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т.д.);
· лепка из глины, теста, пластилина.
В перечень упражнений, способствующих развитию моторики, входят следующие занятия:
1. Рисование с помощью карандашей. Их использование способствует напряжению рук малыша, чтобы подобрать силу нажима для проведения линий разной толщины, яркости.
2. Сбор паззлов, мозаик, конструктора.
3. Застегивание и расстегивание пуговиц, замков.
В картотеку упражнений по номам федеральных стандартов входят следующие виды:
1. Для расслабления рук (кистей).
2. Для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша.
3. Для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек).
4. Для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.
К первому виду относятся следующие упражнения:
· «Рыбка» в воде;
· «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
· «Ежик» с ладошками;
· «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
· «Разговор двоих», включающий взаимодействие пальцев мальчиков и девочек в группе;
· «Полет птичек» с активной работой рук;
· «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
· «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
· «Часы», включающие движения кистей рук;
· «Замок», включающий движении пальцев и кистей;
· «Паук», включающий передвижение пальцев по стене;
· «Ножницы», включающие режущие движения пальцев;
· «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
· «Пальчики клюют», включающий соединение большого пальца с остальными по очереди.
Ко второму виду относятся следующие упражнения:
· «Катание карандаша» с помощью ладони;
· «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
· «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
· «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
· «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
· «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
· «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
· «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.
К третьему виду относятся следующие упражнения:
1. «Покрути шишку» с помощью ладоней.
2. «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе.
3. «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.
К четвертому виду относятся следующие упражнения:
· катание вперед-назад;
· катание по кругу;
· надавливание пальцами;
· ловля подкинутого мяча;
· надавливание на мяч двумя руками;
· перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.
Упражнения и игры с пальчиками включает много вариантов, для которых пригодятся мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдет бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.
Важно!!! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме.
Благодаря этому, у детей будет также развиваться речевой аппарат, память. Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).
Рисунки пальчиками, как элемент занятий, рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей активность выше. Начинать занятия стоит с пары минут, постепенно увеличивая до двадцати минут без перерывов.
Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом соответствующем магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.
Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать. Цвета следует выбирать не кислотные, а яркие. Наличие на коробке отметок «АР», «СЕ» означает, что изделие соответствуют стандартам мирового уровня.
Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.
Рис. 3. Пальчиковый массаж
Внимание!!! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше пяти минут. Массаж нужно делать в течение десяти дней раз в месяц.
Занятия в детском саду включают те же упражнения и игры, что и дома. Это облегчает родителям и детям занятия.
План занятия включает указание темы, постановку целей, задач, вводную (психологический настрой, разминка), основную (упражнения с предметами, рисование) и заключительную части (подведение итогов, похвала каждого ребенка).
Развитие мелкой моторики у детей 3, 4, 5 лет это очень важный аспект общего полноценного развития малыша. Следует помнить, что все занятия должны приносить радость и удовлетворение, как детям, так и родителям. В процессе занятий очень быстро будут заметны явные результаты. Перед началом занятий можно получить консультацию у логопеда, невролога, педиатра.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.