Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

  • doc
  • 25.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка.doc

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

Развитие мелкой моторики  у детей

младшего школьного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Мельникова Надежда Александровна

                                                    учитель – дефектолог

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           с. Комсомольское

 

                                           Тезис работы

 

    Развитие мелкой моторики  у детей младшего школьного возраста.

 

 

           В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться  с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией. Эта связь дает о себе знать и в наше время.

         Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все  последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

         Сопоставляя данные исследования ученых, можно прийти к выводу, что, готовя ребенка к речи, надо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и пальцы рук, а также помнить то, что кисть руки надо отнести к речевому аппарату, двигательную же проекцию кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Это обстоятельство надо использовать в работе с детьми, особенно там, где имеет место отставание, задержка развития речи детей.

        Эта тема актуальна, так как доказано, что «влияние» проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях, когда  развитие речи нарушено.

       На современном этапе рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.

       Цель данной работы – коррекция недоразвития речи у старших дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе.

       Механизм работы по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Её можно организовать в различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном и музыкальном занятии.    

 

                               

 

 

                                         Пояснительная записка.

 

        В процессе труда часто возникала необходимость объяснить что-то друг другу. Первой формой общения людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Позже жесты стали сочетаться  с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляцией. Эта связь дает о себе знать и в наше время.

       В процессе труда произошло ещё одно событие: все более совершенствовались тонкие движения пальцев рук, в связи с этим происходило усложнение строения мозга, и увеличивалась площадь двигательной проекции руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи шло параллельно.

      Аналогично этому идет ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все  последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

      Сопоставляя данные исследования ученых, можно прийти к выводу, что, готовя ребенка к речи, надо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и пальцы рук, а также помнить то, что кисть руки надо отнести к речевому аппарату, двигательную же проекцию кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Это обстоятельство надо использовать в работе с детьми, особенно там, где имеет место отставание, задержка развития речи детей.

 

                              Актуальность разработки.

     

        Эта тема актуальна, так как доказано, что «влияние» проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». Отсюда большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми и в случаях, когда  развитие речи нарушено.

       На современном этапе рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. При ряде речевых нарушений у детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и соответственно отклонения в движениях пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию таких детей нужно предусматривать усиленную коррекционную деятельность.

                                         

       Проблема. Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению, а её недостаточное развитие мелкой моторики уделяется очень мало времени на занятиях, а задания,  как правило, однотипны и скучны.

 

       Цель: Коррекция недоразвития речи у старших дошкольников путем развития мелкой моторики. Формирование координации, силы тонких движений, навыка выполнения действий с предметами. Подготовка к обучению в школе.

 

       Задачи:  

 

      - развитие пальчиковой моторики, используя серии последовательных движений, которые развивают и совершенствуют произвольное внимание и автоматизацию действий.

     - ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо - зрительно-двигательной координации движений у старших дошкольников.

    - усложнение заданий за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.

    - выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

    - развитие способности лучшей ориентации в условиях пространства листа бумаги и подготовки руки к письму.

 

       Теоретическая значимость  определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления по данной проблеме, установить взаимосвязь особенностей развития мелкой моторики и развития речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

 

      Принципы реализации разработки

 

       - принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий.

     - принцип доступности заданий.

     - принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту занятий.

     - принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей.

 

                             Механизм реализации разработки.

 

        Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Её можно организовать в различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном и музыкальном занятии.    

        Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

         - Разминать пальцами пластилин, глину.

         - Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

         - Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно поиграть. Как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

        - Двумя пальцами руки ( указательным и средним) «ходить» по столу то медленно, то быстро. Упражнения проводить как левой, так и правой рукой. 

       - Махать в воздухе только пальцами.

       - Кистями рук делать « фонарики».

       - Нанизывать крупные пуговицы, бусинки, шарики на нитку.

       - игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

       - Складывание матрешек.

       - Резать ножницами.

       - рисовать, раскрашивать, штриховать.

 

                 Различные виды деятельности требуют участия обеих рук.

 

        На физкультурных занятиях упражнения выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук. Проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

       1) Конструирование из кубиков домиков, башен и т.п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

       2) Раскладывание и складывание разборных игрушек.

       3) Составление предметных разрезных картинок.

       4) Складывание   из палочек, спичек, геометрических фигур, изображений, букв.

      5) Обведение контуров предметных изображений.

      6) Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.

      7) Вырезывание цветных полосок, фигурок.

      8) Застегивание, расстегивание пуговиц; шнуровка.

      9) Работа с пластилином.

     10) Работа с мозаикой.

     11) Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.

     12) Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь- ребро.

     13) Поочередная смена положений рук: левая рука- кулак, правая - ладонь; затем наоборот.

     Большое коррекционное значение имеют занятия ритмикой и логопедической ритмикой. Овладевая хорошим чувством ритма, дети быстро овладевают двигательными навыками и умениями. Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию движений, точность, скорость двигательной реакции, так как ритмические упражнения построены  главным образом на слуховом восприятии с участием зрительного  тактильного, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений посредством применения упражнений на развитие чувства ритма.

       Занятия ритмикой и логоритмикой служат целью нормализации двигательных функций и речи, объединяют как работу по коррекции моторики, так и психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.  

  

                                  Ожидаемые результаты:  

 

       Совершенствование моторики, развитие конструктивной деятельности, следовательно, происходит развитие всех психических функций. Работа   по развитию мелкой моторики, способствует речевому развитию, что,  в конечном счете, позволит успешнее подготовить детей к школе. 

 

                        К семи годам  ребенок должен:

 

     1. Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.

     2. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

    3. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

    4. Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.

    5. Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.

    6. Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

 

Нарисовать точно такие же фигуры в пустых квадратах.

 

 

 


  

      

  

 

 

 

 

 


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


       Поставь карандаш на точку, слушай и рисуй: две клетки вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Дальше продолжай самостоятельно. 

 .

 

     Скопируйте рисунок. Нарисуйте их в рамочку точно так же.

 

 

 

 

                           Узоры из счетных палочек.

 

        По образцу, сделанному взрослым, ребенок выкладывает квадраты, треугольники, елочки, домики, снежинки.

       Для игры можно использовать не счетные палочки, а спички.

 

                                  Для игр используйте только спички

                                             с отрезанными головками!

 

 

 

 

 

 


                                                                                      

 

 

 

 

 

 


        Детям, изучающим буквы, можно предложить выложить их из счетных палочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                     

        Рисование – радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно  пальчиками. Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Конечно, ребенок перепачкается, но это временные трудности, которые можно предусмотреть: фартук, клеенка, свободное пространство и большие листы бумаги, лучше обои.

 

 

                                                                                              

 

 

 

        «Пальчиковый бассейн»

 

      Легко сделать в домашних условиях: в большой прямоугольной коробке с низкими бортиками рассыпать горох или фасоль высотой в 6-8 см. Проведение пальчиковой гимнастики  в таком «бассейне» способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамический праксис.

       Диагностические пробы (поиск  предметов различной фактуры, величины, формы) с использованием этого тренажера позволяет максимально активизировать пальцевой гнозис, проприоцептивные ощущения.

                                      Игра – «Золушка»

      Игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешивают белую и цветную фасоль (позднее можно использовать более мелкие, контрастные по цвету крупы, например рис и гречку). В две другие миски ребенок сортирует крупу. 

 


  

 

 

 

 

 

 


 

                                        Щетка « ежик ».

 

        Рабочую поверхность « ежика» можно изготовить из массажной щетки для волос. Площадь ее поверхности, по возможности, должна соответствовать площади поверхности ладони и пальцев ребенка. Широкая резинка способствует плотному прилеганию щетки к ладони поверхности руки  ( большой палец руки отведен). Использование щетки возможно в двух положениях:

       а) зубцами к ладони поверхности руки;

       б) зубцами к наружности поверхности руки;

       С помощью многочисленных точечных раздражителей мышцы руки получают достаточно сильные и точечные двигательные кинестезии. Это позволяет успешно использовать новый тренажер на занятиях логопедической лечебной физкультурой.

 

                       Шнуровки, застежки, кнопки, молнии. 

 

      В быту мы часто сталкиваемся с этими предметами. Руки ребенка ещё  не настолько развиты, чтобы с легкостью манипулировать ими. Тренироваться необходимо везде всегда на всем, что можно завязать, застегнуть, зашнуровать и ни в коем случае не расстраиваться, если не получается с первого раза. Необходимо побольше терпения, внимания, выдержки.

 

                    Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.

 

    Предлагаю ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

        Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха  (камешка, шарика),- совсем не трудно, для начала предложите покатать между ладошек шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках последовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.

     

                   Выкладывание букв из различных материалов

 

        Серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву- образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учиться читать. Я использую для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предлагаю ребенку самому находить материал для выполнения этих заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.    

     

 

                        Использование Вальфдорских форм.

 

     Для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания можно использовать прием рисования ВАЛЬДОРФСКИХ ФОРМ. Рисовать можно ручкой, фломастером, мелом на дощечке, асфальте. При этом выполняются несколько целей: подготовка руки к письму, развитие речи, так как речевое развитие происходит под влиянием развития пальчиков.

    Например: произносим звук громче – спираль раскручивается – рис.1, звук тише – закручивается-рис.2, звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся – рис. 4

      

 

 


                                

   

                                                                           

 

 

 

Рис.1                                                                    Рис.2

 

 

 

 

 

 

Рис. 3

 Рис.4

       Кроме того, такое рисование можно использовать и в психорегулирующих целях т.е. рисование вальдорфских форм, непоседливому ребенку лучше рисовать закручивающуюся  спираль – рис.2, а тихоне, нерешительному и замкнутому – раскручивающуюся спираль- рис.1, чтобы успокоить и восстановить – эмоциональное состояние;

                                                                    - дыхательную функцию;

                                                                    - психику ребенка.

 Необходимо рисование горизонтальных «восьмерок» - рис. 3.

     Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:

      1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

      2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которое тесно связаны с речью.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Список использованной литературы.

 

     1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. М.: Дрофа, 2000.

     2. Верясова Т.В. Раз, два, три, четыре, пять, - будем в школу мы играть. Екатеринбург, 1998.

     3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.П. Развиваем руки. Ярославль: Академия развития, 1997.

     4. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов. Дефектология. 1999.

     5. Кольцова М.М.Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973.

     6. Кольцова М.М. Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротреннинг. СПб: « М и М», 1998.

     7. Косинова Е.М. Уроки логопеда. М.: 2004.

     8. Краузе Е. Логопедия. – 2 изд., испр.- СПб.: Корона принт, 2003.-208с.

     9. Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. М.: Карапуз, 2000.

    10. Синицына Е. Умные пальчики. М.: Лист, 1999.

    11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- Н.Новгород: Изд-во «Флокс», 1995.

    12. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.