Развитие познавательного интереса
Оценка 4.9

Развитие познавательного интереса

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
география
07.11.2020
Развитие познавательного интереса
Материал для подготовки к олимпиаде по географии
Развитие познавательного интереса школьников при подготовке к олимпиаде.docx

     Развитие познавательного интереса школьников на основе решения географических и биологических задач  при подготовке к олимпиаде по географии.  

   Обучение географии  носит развивающий характер. Развитие учащихся – процесс непрерывный и многогранный. Он предполагает развитие знаний учащихся, их умений, мышления, самостоятельности, творческих способностей. К важным условиям развития познавательного интереса учащихся следует отнести обучение на конкретном учебном материале приемам мышления, приемам умственной деятельности: анализу, синтезу, обобщению, конкретизации, классификации. Учащиеся, овладевшие этими приемами, глубже, быстрее усваивают знания по предмету, легче и самостоятельно устанавливают взаимосвязи в учебном материале, делают обобщающие выводы. Многие задачи обучения требуют самостоятельного творческого мышления, формирование которого можно проводить с помощью соответствующих заданий. Они требуют от учащихся хотя бы небольшого самостоятельного поиска, ориентированы на применение знаний в новых условиях.

   Следующие задачи решаются системами таких знаний:

    1. Сформировать высокий уровень развития элементарных операций: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, классификации;

     2. Создать условия для формирования высокого уровня активности, раскованности мышления, которые должны проявляться в выдвижении большого числа гипотез, установке на множественность вариантов решения, свободе выдвижения нестандартных идей;

     3. Достичь высокого уровня организованности и целенаправленности мышления, которые должны проявляться в четкой ориентированности на выделение существенного в явлениях, использовании обобщенных схем анализа явлений, осознании собственных способов мышления и контроля за ними.

    Задание на обобщение и конкретизацию позволяет формировать умение объединять общие свойства однородных предметов, что связано прежде всего с мысленным выделением признаков, присущих объекту (анализу). Уяснением роли этих признаков в целом объекте (синтез) и установление сходства и различия этих объектов с другими. В результате выполнения этих заданий учащиеся проводят поиск словесных характеристик для обобщения группы однородных предметов, что является основой формирования и совершенствования приема «классификация».

Вопрос.  На острове находятся две монархии и одна республика. В этой республике на другом острове обитает нечто «страшное». О чем идет речь? Определите остров, на котором находятся эти три государства, республику и остров, на котором проживает это «страшное».

Ответ.     Остров — Калимантан. Республика Индонезия.
Остров Комодо. Нечто «страшное» — дракон острова Комодо (комодский варан).

Вопрос.  В рамках эксперимента по акклиматизации в Россию были завезены дикие животные из других стран. По картам атласа определите, какие заповедники нашей страны лучше всего подошли бы для этой цели, если завезли койота и пуму. Объясните, почему.

Ответ.   Пума — Алтайский, горные леса
Койот- Хоперский, степь.

Вопрос.  Выделите из предлагаемого списка пять животных, которые могут «встретиться друг с другом» в однородных природных условиях:
Бурый медведь, белый медведь, пингвин, морж, тигр, лев, пятнистый олень, соболь, бурундук.

Ответ. Бурый медведь, тигр, пятнистый олень, соболь, бурундук.

   Задания на классификацию и группировку создают условия для того, чтобы учащиеся обдумывали связи, которые существуют в изучаемом материале. При их выполнении формируется высокий уровень анализа и синтеза, обобщенное, разностороннее видение предметов и явлений, умение сравнивать учебный материал, находить в нем сходства и отличия.  

 

Вопрос. Исключи из списка слова, не подходящие по признаку:

а) Ехидна, выхухоль, утконос, кенгуру

б) Река, полуостров, море, озеро

в) Дуб, ель, секвойя, лиственница, лес

г) Сахалин, Гренландия, Сицилия, Нов. Гвинея, Индонезия.

д) Бразилия, Северная Америка, Африка, Антарктида, Австралия

       е) Сахара, Калахари, Чад, Гималаи, Каракумы

   В некоторых заданиях учащиеся должны выполнить классификацию по разным основаниям. При этом они убеждаются, что одна и та же совокупность объектов в зависимости от выбора основания классификации может быть разделена на группы по-разному.  

    Задания на развития способности комбинировать совершенствуют умения учащихся создавать различные сочетания предметов или их элементов. Развитие способности комбинировать характеризуется с двух сторон: количественной и качественной. Это создает благоприятные условия для более точного и полного выявления всех возможных вариантов решения и систематизации изучаемого материала.

Задание. Какое дерево в Южной Америке является самым высоким и самым ценным? Как оно используется человеком?

Определите его по описанию: высота дерева достигает 60-70 м, ствол и крупные ветви интенсивно покрыты очень большими, колючими шипами. Его называют хлопковым или шерстяным деревом, т.к. плоды-коробочки заполнены «ватой». Где, помимо Южной Америки, его еще выращивают?
Ответ. Это дерево сейба.

Волокно сейбы используется для набивки матрацев, подушек, мягкой мебели, мягких игрушек и спасательных поясов. Из древесины делают бумагу, картон и тару. В смеси с хлопком из волокон сейбы изготавливают ткань. Из семян также получают масло, заменяющее хлопковое. Масло используют в производстве мыла или как удобрение.

Сейба широко распространена в тропической части Южной Америки, а также культивируется в юго-восточной Азии, особенно на острове Ява, Малайзии, Индонезии, Филиппинах.

 

Задание. «У него тело жирного щенка со шкурой, которая заметно ему велика, между пальцами лап – перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра… Самки откладывают яйца подобно рептилиям, но вылупившихся животных кормят молоком». О каком животном так писали в 19 веке?  На каком материке обитает это животное?  

Ответ. Утконос.   Австралия  

   Еще один вид заданий – задания на поиск закономерностей, решение которых логически обусловлено регулярностью изменяющихся признаков. Среди них можно выделить задания на определение последовательности, которые позволяют совершенствовать операции «анализ» и «синтез».  Задачи на умозаключение по аналогии, в которых учащиеся сравнивают предметы, понятия не только по внешним признакам, но и по смыслу, по их внутренним свойствам, которые внешне не заданы.

   Еще одну группу составляют задания, в которых требуется выделить определенные объекты из большого числа. Они отличаются от других видов заданий тем, что на их выполнение отводится определенное время. То есть они тренируют такое качество мышления, как быстрота ума. Это качество ума зависит от целостности и осмысленности восприятия, степени закрепленности материала и степени развития мыслительной активности.

   Использование предлагаемой системы заданий, позволяет отработать элементарные мыслительные операции, сформировать общую интеллектуальную раскованность и отработать средства, обеспечивающие общую организованность мыслительного процесса.

Задание.  Южноамериканское копытное животное лама, обитающее в районе экватора, имеет густую длинную шерсть. Почему?

Задание.     Белый Медведь, живет на самом севере нашей страны, в Арктике. Там всегда очень холодно и почти нет растительности.   Хорошо плавает и ныряет. Любит рыбу и тюленей. Как вы думаете, ребята, охотится  ли он на пингвинов? Объясните, почему?

Задание.       В Арктике, дуют очень сильные и холодные ветры.  Густой мех защищает белого медведя от трескучих морозов. А вот у тюленя нет такого тёплого и густого меха. Ребята, почему тюленю не страшны лютые морозы и метели?

Задание.      Почему в Арктике не живут белки?

Задание.     А сейчас отправляемся в самую большую природную зону России – лесную зону. В лесу обитает большое количество животных, в том числе   бурый медведь.

 Узнай зверей  леса по частям тела.

Задание.     У  каждого животного есть свой домик. Чьего домика
здесь нет? Запишите этого представителя в ответе.

   Организация такой учебной деятельности выступает как процесс постоянного взаимодействия новых знаний с уже известными, объединение их в систему, развитие творческого мышления.

Задание.     Прочитай утверждения. Поставь «+», если ты с утверждением согласен,

и «-», если не согласен.  Напиши, какое животное не обитает в России?

 

1

Летучая мышь умеет летать. Значит, она птица.

 

2

Мышь – это зверь.

 

3

Заяц – это грызун.

 

4

Кит – это огромная рыба.

 

5

Тюлень размножается на суше.

 

6

Крокодил – это земноводное.

 

7

Кукушка – это животное.

 

8

Щука – хищный зверь.

 

 

Задание.      У  каждого животного есть свой домик. Чьего домика

здесь нет? Запишите этого представителя в ответе.

 

Задание.      Найди одиннадцать названий зверей. Зверей ищи только по горизонтали и вертикали.

 

 

Т

Б

Е

Л

Ё

Ж

Л

И

Г

Р

К

А

О

И

Н

О

Т

Н

Е

Л

С

Е

О

Л

Ь

В

Д

А

Ь

С

Р

Б

Е

Е

Л

О

В

Ц

О

Д

М

К

З

А

Я

Б

Ь

 

 


 

Развитие познавательного интереса школьников на основе решения географических и биологических задач при подготовке к олимпиаде по географии

Развитие познавательного интереса школьников на основе решения географических и биологических задач при подготовке к олимпиаде по географии

Вопрос. В рамках эксперимента по акклиматизации в

Вопрос. В рамках эксперимента по акклиматизации в

В смеси с хлопком из волокон сейбы изготавливают ткань

В смеси с хлопком из волокон сейбы изготавливают ткань

Задание. У каждого животного есть свой домик

Задание. У каждого животного есть свой домик
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2020