Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №9 «Аленушка» города Бирска
муниципального района Бирский район РБ
Семинар «Требование к предметно-пространственной среде в соответствии с ФОП ДО».
выступление на тему: «Логопедический кабинет ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед: Ханова Е.В.
Предметно-развивающая среда ДОУ – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
На сегодняшний день достаточно актуальным является вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ, что связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В
конструировании образовательной и предметно-пространственной среды детского
сада в соответствии с требованиями ФГОС должны воплощаться инновационные идеи,
которые дают возможности для реализации адаптированных образовательных программ
для детей с ОВЗ.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во
многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая
среда, так как она является фактором общего, а также
коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического
развития детей.
Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях
является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством
воспитания и развития детей с отклонениями в развитии, так как
она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих
задачам для детей с ОВЗ.
На современном этапе встаёт необходимость в модернизации
коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами
в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ.
При организации предметно-пространственной среды в нашем детском саду мы учитывали следующие требования:
· Предметно-развивающая среда должна полностью соответствовать настоящим стандартам.
· В соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать возрастные особенности, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса
Предметно-развивающая
среда должна отвечать:
- критериям оценки материально-технических и медико-социальных
условий пребывания детей в ОУ, в которых определено наличие
специально выделенных помещений для работы с детьми и определены
требования к условиям для развития детей в соответствии со спецификой
образовательного учреждения;
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к пособиям, оборудованию и инвентарю для игр.
При создании
предметно-развивающей среды логопедического кабинета учитывалась специфика ДОУ
(наличие групп компенсирующей направленности) и придерживался следующих
принципов:
1. Оптимальная насыщенность (в соответствии с
программными задачами) — материалы и оборудование, создающие (без
чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;
2. Эстетичность – соответствовать
принципам художественного оформления.
3. Разнообразие — наличие всевозможного игрового
и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной
и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации
двигательной активности и др.;
4. Доступность — расположение игрового
и дидактического материала в поле зрения ребенка, доступность для
воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
5. Полифункциональность – возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
6. Трансформируемость – предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
вариативность в использовании, универсальность.
7. Вариативность - наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
8. Безопасность – все пособия и игры должны быть безопасны для использования.
В нашем детском саду в группах компенсирующей направленности воспитываются дети преимущественно с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому при создании предметно-развивающей среды мы учитывали не только возрастные особенности, но и образовательные потребности этой категорий детей, их возможности и индивидуальные особенности.
Для того, чтобы развивающая среда была эффективной при её организации придерживались следующих критериев:
1.
Соответствие среды возрасту и клинико- психологическим особенностям детей с ОВЗ
2. Отражение в среде особенностей реализуемой образовательной программы.
3. Отражение в играх и пособиях тематики и содержания НОД и коррекционной
работы
4. Наличие
развивающих пособий. Соответствие развивающих пособий возрасту детей и
особенностям отклонений в развитии детей.
5. Эстетическое состояние всех предметов и пособий.
При наполнении коррекционной образовательной среды для детей с
ОВЗ учитывались
следующие принципы:
1 Принцип развития - взаимосвязь всех сторон
личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к
дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания -
соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка
с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения
в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - создание
благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с
ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных
отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети,
родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе
взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие
давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость,
искренность в сотрудничестве;
6.
Принцип обучения деятельности -
обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование
готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровье сберегающий - забота о душевном
состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение
психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов,
влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
Подобрались игры и пособия для реализации образовательных задач по разделам коррекционной работы (развитие мелкой моторики, дыхания, лексико-грамматического строя речи, связной речи и т. Д.), а также по лексическим темам недели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.