«Развитие творческих способностей посредством развития сценической речи»
Презентацию подготовила
Корсун Ирина Викторовна
педагог дополнительного образования
руководитель театра кукол
«СКОМОРОШИНА»
МБОУ ДОД ДТДМ
г.Волжский
Актуальность
перемены отразились на всем укладе нашей жизни и, соответственно, на речевом проявлении человека
более 90% детей страдают в той или иной форме, речевыми расстройствами
у подрастающего поколения с каждым годом падает интерес
к чтению и настоящей литературе
не всегда преподаватели речевых дисциплин в школах владеют правильной техникой речевых упражнений
есть национальное достояние, это наш генофонд
«В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить, можно бы считать таким же неприличным, как неумение читать и писать,и в деле образования и воспитания – обучения красноречию следовало бы считать неизбежным».
А.П.Чехов
Теоретические предпосылки
Существуют несколько различных школ голосоведения:
восточная европейская русская
медитация – духовное
средоточие
освобождение
индивидуального
голоса
конкретизация
предмета,
попытка
сделать его более
результативным
сущность
теоретические знания должны даваться в объеме, конкретно применимом на практике
развитие речи и голоса не может происходить в отрыве от общего духовного и физического развития человека
развитие голоса и речи является стимулом воспитания субъектной активности личности
Структура
развитие коммуникабельной и органичной личности с помощью развития техники речи
развитие потребности в чистоте и точности повседневной речи и культуре речи
развитие и удовлетворение творческих потребностей, развития навыков творческой продуктивной деятельности, работая над текстом
Первым условием является создание комфортного микроклимата
Весь комплекс последующих упражнений тщательно апробирован
Лозунг «не навреди» является здесь основополагающим
В процессе звукоизъявления (звукоизвлечения) участвует все тело человека
Этапы освоения упражнений должны идти постепенно с эффектом полнейшего практического освоения
Содержание предмета
Комплекс упражнений
На снятие зажимов:
Разогрев:
суставов, шеи и головы, плеч, бедер, ног.
Дыхание:
прочистка, смешанное – диафрагматическое дыхание,
фиксированный выдох, фиксированный выдох с движением.
Артикуляционная гимнастика:
укрепление мышц гортани, мягкого неба, языка, губ.
Упражнения со звуком
Артикуляционно-фонетические упражнения:
внутриглоточная артикуляция,
согласные звуки чередуются с теплым выходом.
Фронтальное дыхание:
«Спать хочется», «Насос»,«Сдуть шарик».
Свободное звучание:
«Стон», «Канюченье».
Выведение звука с помощью движения:
«ГМ - наклон», «ДИ – приседание», «Трубач», «Маятник»,
«Разрубить бревно».
Свобода нижней челюсти:
«Хочу молока», «Бабушки», «Диктовка».
Чистоговорки и скороговорки
Индивидуально скороговорки в движении.
Развитие потребности в чистоте, культуре повседневной речи.
Изучение правил грамотного произношения.
Курс «Учимся говорить публично»
Основной целью курса является воспитание субъектной активности человека.
Возможность наиболее полно реализовать себя в устной речи.
Содержание предмета
Развитие устной и сценической речи.
Опыт может быть использован другими педагогами, которые работают в учреждениях дополнительного образования.
Опыт может быть использован и учителями начальных классов, риторики, литературы, воспитателями в целях формирования у детей правильной, четкой, грамотной речи.
практическая значимость
Результат совместной деятельности педагога и обучающихся
Разного рода речевые недостатки.
Отсутствие понимания у детей техники речевого взаимодействия.
Знакомство с художественной литературой ограничивалось рамками школьной программы.
Пассивность к явлениям окружающей жизни.
В большинстве случаев они исправлены.
В большинстве случаев охотно выражают себя в слове, в частности – на сцене
У детей развивается стойкий интерес к классической художественной литературе. Появилось желание заниматься чтецкой деятельностью.
Развивается интерес к анализу, оцениванию окружающего мира, выявлению в нем особенно интересных, ценных явлений.
Результат совместной деятельности педагога и обучающихся
Индивидуальность каждого не всегда просматривалась, была закрыта.
При частой неуверенности в себе было понимание достаточности того, что есть.
Собственное «Я» выявилось более рельефно, индивидуальность каждого стала более активна, выразительна, изобретательна.
Появилось желание развивать себя, сделать еще более интересным, преодолеть собственные недостатки. Появилось стремление к самосовершенствованию.
Результат практической деятельности педагога:
стартовая диагностика обучающихся,
обращение к субъективному опыту учащихся,
создание проблемных ситуаций,
выполнение творческих заданий,
оценка достижений обучающихся в сравнении со стартовыми возможностями,
планирование творческих заданий на основании индивидуальных способностей обучающихся.
Список использованных источников
Немирович-Данченко В. О творчестве актера – М.: Искусство, 1984.
Петрова А. Сценическая речь - М.: Просвещение, 1976 .
Совкова З.В. Как сделать голос сценическим – М.: Искусство,1984.
Сценическая речь. Учебное пособие – М.: Просвещение, 1976.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.