Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Балаково
Саратовской области
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Межмуниципальный Фестиваль
«Мастер-класс от мастера»
Учитель начальных классов :
Печенкина М.В.
2020 учебный год
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начальная школа - самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребёнка (слайд №1) . И от того, как будет сформирована опорная система знаний, зависит возможность продолжения образования в основной, старшей школе, желание и умение совершенствовать своё образование всю жизнь. Очень приятно каждому из нас, когда к нам приходят ученики с высоким интеллектуальным уровнем, хорошим вниманием, хорошей реакцией, с желанием и интересом работать. Мы вкладываем в них все, что знаем и умеем , и получаем большое удовлетворение от работы с ними.
Но по горькой закономерности природы, не все дети таковы. Рядом с умными детьми есть учащиеся с реально низкими учебными возможностями, с нежеланием учиться, получать от нас знания.
Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам (слайд №2)
} низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
} отсутствие познавательного интереса;
} не сформированы элементарные организационные навыки;
} учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.
Особая роль, конечно же, отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования. Он должен владеть современными образовательными технологиями, уметь добыть материал, уметь его переработать , доступно подать его ученикам и уметь организовать детский коллектив. При этом важная задача учителя – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета . Все это всегда можно использовать на занятиях внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы (слайд№3). Внеурочная деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Особенно на внеурочной деятельности могут необычно раскрываться те самые дети , которые испытывают сложности в процессе обучения. Здесь есть возможность для самореализации. Таким образом: целью внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения учащихся в школе, для проявления инициативы, для привития интереса к изучаемым предметам. Например, на базе нашего 1А класса ведётся внеурочная деятельность кружок «Очумелые ручки» - общекультурное направление (слайд №4). Дети с большим удовольствием посещают данные занятия. Здесь действительно приобретается и социальный опыт, обогащается запас знаний об окружающем мире, развиваются творческие способности. На занятиях мы создаём особое образовательное пространство, где должно быть комфортно всем учащимся, как сильным ученикам, так и слабым деткам. А им нужно уделять особое внимание. Итак, Раздел пластилинография включает в себя работу с пластилином, добавочным материалом которому использовали : картон, природный материал, готовые шаблоны и т.д. (слайд №5).,идёт развитие мелкой моторики рук, развитие логики, мышления.
Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмов повышения качества образования, т.к. занятия тесно связаны с учебной деятельностью. И в разделе аппликация было выполнено много работ (слайд №6)
: нетрадиционные методы используем, коллективные работы, что больше вызывает интерес детей, заинтересованность в познании чего-то нового и интересного. При аппликации животных, птиц, предметов из геометрических фигур, соответственно идёт закрепление математических умений считать, находить фигуры и называть их (слайд №7).
Занятия подобраны в такой форме, где можно чётко отслеживать связь и влияние внеурочной деятельности на формирование творческих возможностей и навыков учебной деятельности (слайд №8). Огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, творить, экспериментировать и самовыражаться. Далее, во 2 полугодии мы с ребятами начинаем осваивать новый раздел – это песочная терапия, вызывает огромный интерес у детей и желание поработать с живым песком, развивать фантазию и окунуться в мир песочного творчества (слайд №9)., в планах развивать далее эту работу, с цветным песком, который ребята приносят с удовольствие на занятия.
Так же в разделе рисования работаем по интересной теме «Чудесные ладошки» (слайд №10). «Ум ребёнка - на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский . Ребёнок работает обеими руками, что отлично развивает координацию. Как и любая изобразительная деятельность, рисование ладошками способствует эстетическому воспитанию, усиливает речевую активность, пространственное и образное мышление, умение выводить линии, похожие на элементы букв. А главное, здесь идёт развитие фантазии, мелкой моторики рук - активизируются множество участков коры головного мозга (слайд №11). Именно по этой теме «Как развиваются творческие способности ребёнка?», я проводила родительское собрание .После теоритической части, я предложила родителям побыть детьми, и выполнить рисунки с помощью ладошек, а затем показать свои работы и поделиться впечатлениями при работе в рисовании с помощью ладошек. (показ работ родителей). Вывод.
И в заключении мне хотелось бы сказать, что проводя, эту работу и опираясь на 1 класс, ставлю перед собой задачу развить интерес и взаимопонимание, а главное любовь детей к учителю. (слайд №12)
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Спасибо всем за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.