Цель: побуждать мотивацию к успешности и результативности. Отражать успехи и особые достижения детей .
«Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее». Белкин В.Д.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Современному обществу нужны грамотные, компетентные, успешные люди. Успешность рассматривается как владение набором умений (компетентностей), позволяющих адаптироваться к сложным условиям жизни. Компетентность рассматривается как комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющаяся в готовности и способности принимать ответственные решения в деятельности.
Что такое «успех», «ситуация успеха»?
Успех - это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность. Успех в любой деятельности - один из самых важных источников внутренних сил человека, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться, трудиться, совершенствоваться.
Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний и показывают низкий уровень тревожности. Такие дети развиваются быстрее по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.
Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста?
Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста?
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого использовать воспитателям?
Как обнаружили учёные, успешность не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причём уже с детского возраста, и становится относительно устойчивой в 5–6 лет.
. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний и показывают низкий уровень тревожности. Такие дети развиваются быстрее по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых для него взрослых - родителей, воспитателей.
Кто обеспечивает для ребенка ситуацию успеха?
В ДОУ – педагоги (воспитатели). . Воспитатель должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Но при этом уметь грамотно выстраивать границы, задавать ориентиры, предъявлять детям адекватные требования. Воспитатель создаёт такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, ребенку необходимо помогать добиваться успеха в любой деятельности - для этого нужно создавать ситуации успеха.
Я собрала для вас Банк ситуаций Успеха, где собраны приёмы и условия создания ситуаций успеха. Они уже в готовом , распечатанном виде, чтобы нам не останавливаться на них , самостоятельно изучите более подробно. Есть достаточно интересные приёмы это и Приём «Даю шанс» и приём «Эврика» и приём эмоционального поглаживания.. раздайте пожалуйста.
Кто ещё Кто обеспечивает для ребенка ситуацию успеха?
В условиях семьи – родители (законные представители). Одной из основных задач, стоящих перед родителями, воспитать успешных детей со здоровой самооценкой. Невозможно создать ситуацию успеха для ребенка без активного участия родителей. Поэтому, важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями:
В нашей группе каждый ребёнок занят, увлечён. Родители с огромной ответственностью относятся к благополучному будущему своих чад .Благодаря родителям и их поддержке у наших ребят есть большие достижения.
Вашему вниманию предлагаю небольшой обзор оформления предметно-развивающей среды взятые в интернет просторах.
Развитию успешности, инициативности, высокой самооценки способствует создание условий в предметно-развивающей среде: портфолио на каждого ребёнка, экран «Поляна добрых дел», доска почёта, Дерево успехов и т.д.
Развитию успешности, инициативности, высокой самооценки способствует создание условий в предметно-развивающей среде; портфолио на каждого ребенка, экран «Поляна добрых дел», доска почёта, Дерево успехов и т.д. Предлагаю вам небольшой обзор оформления предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях
При разработке предметно-развивающеё среды, я задалась целью построить её так, чтобы дать возможность каждому ребёнку наиболее эффективно развиваться и самим прослеживать свои успехи, продолжать устанавливать партнёрские отношения с семьями, поддерживать уверенность родителей в успехах их детей.
Наша группа называется «Рябинки» и мы с детьми решили посадить дерево Успехов на которое они с огромным удовольствием размещают свои достижения , успехи, грамоты, дипломы, медали, фотографии.
Не все дети посещают кружки но и у них тоже есть свои успехи и достижения , например один мальчик принёс фотографию, где он помогал маме пылесосить, мы разместили фото на дереве, это стало мотивом для других детей помогать взрослым, на следующий день мой стол был завален фотографиями. А другой мальчик отжался 20 раз и мама смастерила ему медаль, он её и принёс. Каждому из деток хочется видеть своё фото на дереве успехов. Уже сейчас они понимают, что , чтобы достичь успеха – нужно потрудиться.
Первая победа ребенка порождает вторую и третью, пробуждает в нем силы, которые порой и не подозревались, и границы его возможностей значительно расширяются, так как повседневная познавательная жизнь ребенка в маленьких достижениях и победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию себя, обретению собственной значимости.
ошшдл
Рекомендации «Успешного воспитания»!
Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания.
Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками.
Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, а вы мне говорите правильный вариант формулировки фразы.
- Ты такой нервный, психованный! = Мне кажется, ты взволнованный что случилась?
- Ты что кричишь на весь сад? = Настя, ты сейчас очень громко говоришь.
- Опять ты обзываешься! Петю вчера обзывал! = Сейчас ты себя ведешь, не совсем корректно (не красиво)
Я тут пол часа распинаюсь, объясняю! Ты меня слушаешь? = Для меня очень важно, чтоб мы друг друга выслушали.
Я хочу тебе сказать.. = Мне хотелось бы поговорить с тобой.
БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА
Условия создания ситуации успеха
1. Доброжелательность окружающих:, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает зажатость, уменьшает страх пред неудачей.
Мы говорим ребенку «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление ребенка о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
2. Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, который хочет успеха и боится неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
3. «Скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои силы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Воспитатель говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…».И ребенок видит ту картинку предмета, которая должна сложиться в ходе его деятельности. И это представление помогает сделать ребенку первые шаги.
4. Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить ребенок, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
5. «Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя ребенка.
6. Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
7. Завершает систему условий оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…»
гг
Приемы создания ситуаций успеха
Эмоциональные поглаживания
Воспитатель на занятии делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».
Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил воспитателю: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.
Прием «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной воспитателем ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
Прием «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного ребенка станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
Прием «Эврика»
Секрет приема прост: заключается «в стремлении воспитателя разбудить мысль ребенка, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников.
Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
Заслуга воспитателя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Прием «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: воспитатель получает знания, передает их воспитанникам, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога. Итак, у дошкольников тоже формируется свой интеллектуальный потенциал.
Прием «линия горизонта»
Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, , дошкольник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человека, восхищение перед его бесконечным движением вперед.
ддщзх9ш0
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.