Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках хакасского языка и хакасской литературы.
Речь - это одно из важнейших средств общения ребенка со сверстниками, окружающими людьми и его самовыражение на уроках, внеклассных мероприятиях и в обыденной жизни.
В нашей школе при владении хакасским языком основной причиной является недостаток языкового общения. У ребят не богат лексический запас хакасских слов. Поэтому если у обучающихся сельских школ не будет сформировано развитое чувство языка, не может быть обеспечено усвоение языка. Языковое чутье, психологический механизм, которое состоит из соотношения сознательного и бессознательного, можно воспитать через развитие разговорной речи, которое представляет бессознательное обобщение, многочисленных актов речи.
Учитель начальных классов решает множество задач по воспитанию и обучению растущей личности. При этом развитие речи учащихся едва ли не самая главная. И как бы ни было хорошо поставлена работа по развитию речи на уроках в младших классах, что без продолжения этой работы во внеурочное время, трудно научить учащихся свободно говорить по-хакасски. Для этого важным условием является систематическая работа по развитию речи на уроках и во внеурочное время. Большую роль в речевом развитии учащихся начальной школы имеют уроки и внеклассная работа. Они позволяют успешно реализовать коммуникативный, функциональный подход к обучению языку и способствует эффективному развитию речи учащихся младших классов.
Исследователями давно замечено, что развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде.
Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и друзья, с которыми общается ребенок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется коллективное творчество, где постоянно возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.
В процессе инсценировки сказок дети знакомятся с новыми словами, терминами и оборотами речи, обогащают свой словарный запас. Важно, чтобы они не только понимали смысл и значение этих слов, но и умели употреблять их в речи, произносить и писать
Развитие речи учащихся - одна из важнейших задач уроков хакасского языка, которая заключается в том, чтобы научить детей практическим навыкам пользования родным языком, т.е. научить их сознательно и выразительно читать текст, правильно строить предложения, излагать свои мысли устно и письменно по заданной теме.
Для того чтобы научить детей говорить на родном языке, я тщательно готовлюсь к каждому уроку, обдумываю каждый этап урока для создания эмоционального настроя для восприятия того или иного материала. Стремлюсь понятно и доходчиво разъяснять текст, слова, чтобы дети хорошо усвоили рассказ. До начала урока надо подумать о наглядности.
Например, на тему «Весна» я подбираю красочные иллюстрации о весне и провожу беседу. После внимательного просмотра иллюстраций, на доске напишу новые слова с переводом их на русский язык. ( опорные слова)
С первого класса нужно учить детей правильно произносить хакасские звуки, развивать фонематический слух, навыки фонематического ряда хакасского языка. В начале каждого урока я провожу артикуляционные упражнения и игры.
Через дидактические игры с элементами движения составляются словосочетания, небольшие предложения, на занятии присутствует игровой момент, играя, дети лучше познают свой родной язык: « Хайхастығ хапчығас» - Чудесный мешочек», «Кем, хайда чуртапча?» - «Кто, где живет?», «Пу ниме?» - «Что это?», «Кем хайди тапсапча?» - «Кто как кричит?».
Для обыгривания процесса автоматизации слов использую следующие игры: Игра с мячом Эхо». Воспитатель называет слово, интонационно выделяя в нем звук (ғ),бросает мяч какому – нибудь ребенку, который должен вернуть мяч воспитателю и повторить слово точно так же («паға»).
При изучении букв хакасского алфавита и их звуков использую на уроках загадки, шуточные стихи, стихи собственного сочинения, физкультминутки и дидактические игры, в которых часто встречаются изучаемые звуки.
Поэтому, чтобы повысить интерес детей к занятиям, я стала использовать разнообразные игровые творческие задания по обучению хакасскому языку театрализованные, игры-драматизации; викторины, сочинение загадок, составление предложений и рассказов; инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений; упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, голоса; физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, считалок, чистоговорок.
Таким образом большое значение в процессе обучения языка играет устное народное творчество: хакасские поговорки, пословицы, загадки, народные сказки. Драматизация сказок способствует лучшему усвоению родного языка. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.
Поэтому, чтобы повысить интерес детей к занятиям, я стала использовать разнообразные игровые творческие задания по обучению хакасскому языку театрализованные, игры-драматизации; викторины, сочинение загадок, составление предложений и рассказов; инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений; упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, голоса; физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, считалок, чистоговорок.
Таким образом большое значение в процессе обучения языка играет устное народное творчество: хакасские поговорки, пословицы, загадки, народные сказки. Драматизация сказок способствует лучшему усвоению родного языка. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.