Программа разработана на основе: на основе инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» Ястребова А.В., Бессонова Т.П.,М., Когито-Центр, 1996.
Приступая к работе с детьми по разучиванию артикуляционной гимнастики, учитель-логопед придерживается следующих методических рекомендаций:
1. Необходимо выбрать нужный комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребенок.
2. Начинать занятия с ребенком необходимо перед зеркалом, в котором ребенок может контролировать неправильность движений артикуляционного аппарата.
3. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры, а также интересны для ребенка.
4. На одном занятии не следует разучивать больше 3-х – 4-х упражнений.
5. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив предыдущие.
6. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
7. Некоторые упражнения выполняются под счет, который равномерно ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
8. При разучивании упражнений не всегда у ребенка сразу может все хорошо получиться, и иногда вызывает отказ от дальнейших занятий или работы. В таком случае учитель-логопед не должен фиксировать внимание ребенка на том, что у него не получается, а надо подбодрить ребенка, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что раньше это тоже не получалось, а теперь он уже научился.Программа подходит как для студента, так и для родителей детей имеющих затруднения в произношении речи
ПрограммаРазвитие арт-ых навыков.docx
2
Центрального внутригородского округа г. Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципальное
образование город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 22
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2016 г.
Председатель педсовета
_____________ Л.Г.Денисенко
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По развитию артикуляционной моторики
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс): начальное общее (14 классы)_________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 8 базовый
(базовый, профильный)
Учитель Кукушкина Ирина Николаевна
Программа разработана на основе:
на основе инструктивного письма
Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения», инструктивно
методического письма «О работе учителялогопеда при общеобразовательной
школе» Ястребова А.В., Бессонова Т.П.,М., КогитоЦентр, 1996., 3
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только
произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие
детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они различаются на
слух. Поэтому в области преодоления неправильного звукопроизношения
подготовка артикуляционного аппарата является первостепенной и ведущей
работой для учителя логопеда.
Учительлогопед должен сам в совершенстве владеть артикуляционной
гимнастикой, знать какие упражнения необходимо использовать для
подготовки постановки того или иного звука, чтобы профессионально
показать ребенку.
Приступая к работе с детьми по разучиванию артикуляционной
гимнастики, учительлогопед придерживается следующих методических
рекомендаций:
1. Необходимо выбрать нужный комплекс упражнений для усвоения тех
звуков, которые неправильно произносит ребенок.
2. Начинать занятия с ребенком необходимо перед зеркалом, в котором
ребенок может контролировать неправильность движений артикуляционного
аппарата.
3. Принуждать ребенка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший
результат, если они проводятся в форме игры, а также интересны для ребенка.
4. На одном занятии не следует разучивать больше 3х – 4х
упражнений.
5. К последующим упражнениям надо переходить лишь усвоив
предыдущие.
6. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
7. Некоторые упражнения выполняются под счет, который равномерно
ведут взрослые. Это необходимо для того, чтобы у ребенка вырабатывалась
устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
8. При разучивании упражнений не всегда у ребенка сразу может все
хорошо получиться, и иногда вызывает отказ от дальнейших занятий или
работы. В таком случае учительлогопед не должен фиксировать внимание
ребенка на том, что у него не получается, а надо подбодрить ребенка,
вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что
раньше это тоже не получалось, а теперь он уже научился. 4
1. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ
1.1. КОМПЛЕКС ОБЩИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
АРТИКУЛЯЦИОННЫХ ОРГАНОВ
Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,
Упражнение «Построить забор»
обнажая нижние и верхние передние зубы.
Выполнение упражнения. Улыбнуться без напряжения так, чтобы
были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как
это сделать, надо про себя произносить звук «И». Удерживать в таком
положении губы под счет от одного до 510.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не
натягивалась на верхние зубы.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, то нужно при сомкнутых
губах научить опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это
упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу опускать
и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты , нижняя челюсть неподвижна.
Упражнение «Сделать трубочку»
Цель упражнения. Выработать движение губ вперед.
Выполнение упражнения. Вытянуть сомкнутые губы вперед
трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до 510.
Методические указания. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед
не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты. Если ребенок не может
вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки
(находящейся на расстоянии 1,52 см от губ) и взять ее губами.
Упражнение «Открыть широко рот»
Цель упражнения: Выработать умение удерживать рот открытым,
обнажая верхние и нижние передние зубы.
Выполнение упражнения. Широко открыть рот, обнажая верхние и
нижние зубы, язык внизу под нижними зубами. Удерживать в таком
положении под счет от 1 до 510.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, не закрывала
верхние зубы.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, то нужно при сомкнутых
челюстях научить поднимать только нижнюю губу (показать ребенку, 5
подложив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом
сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.)
Упражнение « Качели»
Цель упражнения. Способствовать выработке быстрого перехода
кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения
свистящих звуков в верхнее, характерное для произнесения шипящих звуков.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком
положении под счет от 15. Потом поднять широкий язык за верхние зубы
тоже с внутренней стороны, удерживать под счет от 15. Так поочередно
менять положение языка 46 раз.
Методические указания. Следить за тем, чтобы работал только язык,
а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Упражнение « Почистить зубы » (наверху и внизу)
Цель упражнения. Выработать подъем языка вверх и умение владеть
им.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и кончиком языка
«почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из
стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а
находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
1.2. КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие
движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка,
спинка языка; движения губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи,
достаточно сильной и направленной посередине языка. Выработка
необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие
упражнения:
Упражнение «Построить забор»
Цель упражнения. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,
обнажая нижние и верхние передние зубы.
Выполнение упражнения. Улыбнуться без напряжения так, чтобы
были видны передние верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как 6
это сделать, надо про себя произносить звук «И». Удерживать в таком
положении губы под счет от одного до 510.
Методические указания.
1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не
натягивалась на верхние зубы.
2. Если ребенок не показывает нижние зубы, то нужно при сомкнутых
губах научить опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это
упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу опускать
и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты , нижняя челюсть неподвижна.
Упражнение «Сделать трубочку»
Цель упражнения. Выработать движение губ вперед.
Выполнение упражнения. Вытянуть сомкнутые губы вперед
трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до 510.
Методические указания. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед
не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты. Если ребенок не может
вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфетки
(находящейся на расстоянии 1,52 см от губ) и взять ее губами.
Упражнение «Загнать мяч в ворота»
Цель
упражнения.
Выработать длительную,
целенаправленную
воздушную струю.
Выполнение упражнения. Вытянуть губы трубочкой вперед и
длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между
двумя кубиками, стоящими впереди на столе.
Методические указания. Следить, чтобы не надувались щеки, для
этого их можно слегка придержать пальцами. Загонять шарик на одном
выдохе, не допускать прерывистую струю.
Цель упражнения. Выработать правильную позицию языка, направить
Упражнение «Посвистеть»
воздушную струю на язык.
Выполнение упражнения. Широкий язык положить на нижние зубы,
прижать их, сделать вдох и подуть, произнося ссс.
Методические указания. Зубами сделать заборчик, губы растянуть в
улыбке. Следить, чтобы щеки не надувались, губы не подгибались.
Цель упражнения. Выработать умение у ребенка не отрывать язык от
Упражнение «Насос»
зубов из позиции язык под нижними зубами.
Выполнение упражнения. Широкий язык положить под нижние зубы,
прижать их, сделать вдох, и, делая резко выдох, произносить ссс, как будто
качать насос. 7
Методические указания. Следить, чтобы язык был прижат нижними
зубами. Зубы в «заборчике». Струйка воздуха прохладная. Для контроля
подуть на руку.
1.3. КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие
движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно
сильной и направленной по середине языка. Выработке необходимых
движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным,
надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,
пошлепывая его губами, произносить звуки «пяпяпя». Удерживать широкий
язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 510.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние
зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При
этом следует следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Это
можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при
правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это
упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель упражнения. Выработать умение удерживать язык в спокойном,
расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком
положении под счет от одного до 5 10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю
губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение
не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч» 8
Цель упражнения. Выработать плавную, длительную, непрерывную
воздушную струю, идущую посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть
ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т.е., чтобы струя
воздуха была узкая, а не рассеянная.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель упражнения. Выработать движение широкой передней части языка
вверх и положение языка, близкое к форме «чашечки», которое принимает
язык при произнесении звука ш.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким
передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху
вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,
не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
«Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так
шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Упражнение «Фокус»
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх, умение
придавать языку форму «ковшика» и направлять воздушную струю
посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его
были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную
на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка
полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это
не получается, можно слегка их придержать.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние
зубы.
Упражнение «Присоси конфетку» 9
Цель упражнения. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка
вверх.
Выполнение упражнения. Положить широкий кончик языка на
нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и
попросить ребенка приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть
неподвижной.
2. Рот открывать на 1,5 – 2 см, не больше.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно
поставит чистый указательный палец сбоку между коренными зубами.
4. Выполнять упражнение надо медленно, постепенно ускоряя темп.
Цель упражнения. Укрепить мышцы языка, укреплять подъязычную
Упражнение «Грибок»
связку (уздечку).
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать
язык к небу и. не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся
в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться
открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Когда открывается рот, губы должны быть неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая язык в верхнем положении
под счет от 3 10.
Упражнение «Маляр»
Цель упражнения. Учить ребенка поднимать язык вверх.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот, и погладить
кончиком языка твердое небо, делая движение языком впередназад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности
верхних зубов и не высовывался изо рта.
1.4. КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л Л′
Для произнесения звука «л» необходима достаточно сложная и
Выработке
дифференцированная работа различных частей языка.
необходимых движений языка способствуют следующие упражнения: 10
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным,
надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и,
пошлепывая его губами, произносить звуки «пяпяпя». Удерживать широкий
язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 510.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние
зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При
этом следует следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Это
можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при
правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это
упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель упражнения. Выработать умение удерживать язык в спокойном,
расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком
положении под счет от одного до 5 10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю
губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение
не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель упражнения. Выработать движение широкого переднего края
языка вверх.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким
передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху
вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,
не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
«Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так
шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Упражнение «Пароход гудит» 11
Цель упражнения. Выработать подъем спинки языка вверх.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и длительно произносить
звук «ы» (как гудит пароход).
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта,
а спинка была поднята к небу.
Цель упражнения. Выработать подъем языка вверх и подвижность его
Упражнение «Индюки»
передней части.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на
верхнюю губу, производить движения передним краем языка по верхней губе
впередназад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить
голос, пока не послышатся звуки «блбл» (как индюк болбочет)
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были впередназад, а не из стороны в
сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Упражнение «Качели»
Цель упражнения. Вырабатывать умение быстро менять положения
языка, необходимые при соединении звука «л» с гласными а, ы, о. у.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком
положении от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы
тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от одного до пяти. Так
поочередно менять положение языка – шесть раз.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы
оставались неподвижными.
Упражнение «Пощелкать кончиком языка»
Цель упражнения. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем
языка вверх.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и пощелкать кончиком
языка, кА лошадка цокает копытами.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить
упражнение «Присоси конфетку». 12
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы
щелкал языком, а не чмокал.
Упражнение «Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Цель упражнения. Вырабатывать движение языка вверх и помочь
определить место его при произнесении звука л.
Выполнение упражнения. Ребенок должен производить те же
движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны;
упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не
высовывается изо рта.
1.4. КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р Р′
Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка
и должна быть сильной выдыхаемая воздушная струя. Выработке
необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие
упражнения.
Упражнение «Пощелкать кончиком языка»
Цель упражнения. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем
языка вверх
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и пощелкать кончиком
языка, как лошадка цокает копытами.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить
упражнение «Присоси конфетку».
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы
щелкал языком, а не чмокал.
Цель упражнения. Вырабатывать движение широкого переднего края
Упражнение «Вкусное варенье»
языка вверх.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким
передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху
вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 13
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала,
не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
«Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так
шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность
Упражнение «Индюки»
его передней части.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на
верхнюю губу, производить движения передним краем языка по верхней губе
впередназад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее.
Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить
голос, пока не послышатся звуки «блбл» (как индюк болбочет)
Методические указания.
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были впередназад, а не из стороны в
сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Упражнение «Маляр»
Цель упражнения. Учить ребенка поднимать язык вверх.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот и погладить
кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности
верхних зубов и не высовывался изо рта.
Упражнение «Чьи зубы чище?»
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть
им.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и кончи I ком языка
«почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из
стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а
находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Упражнение «Барабанщики»
Цель упражнения. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать
подъем языка вверх и умение владеть им. 14
Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот и постучать
кончиком языка за верхними зубами: ддд. Сначала звук д произносить
медленно. Постепенно убыстрять темп. I
Методические указания.
1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя
челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая
воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При
правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С
ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
«Надуй шарик» Дети надувают щеки и медленно выдыхают, помогая
Упражнения для дыхания:
руками (шарик надувается).
«Задуй свечу» Губы вытянуты трубочкой, идет направленная струя
воздуха.
«Подуй в окошко (на язычок») Язык чуть выдвинут вперед и широкий
лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через
желобок, прикрытый верхней губой.
Гuмнacтикa мимикoаpmuкуляторных мышц
Гимнастика мимикоартикуляторных мышц (верхняя и средняя ветви
лицевого нерва) № 16 применяется только при парезах мышц лица, при
«маскообразном» лице: 15
1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с широким
раскрытием рта.
2. Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза
широко раскрываются, на лбу появляются продольные морщины; при
опускании глаза почти закрываются и над переносицей образуются как
вертикальные, так и поперечные морщинки.
3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
4. Попеременное закрывание правого и левого глаза. Если какойлибо
глаз (а иногда и оба попеременно) не закрывается, то одно веко (лучше не
закрывающееся) придерживают в закрытом положении пальцем, в то время
как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря связи нервов
обеих половин лица нервный импульс (толчок) передается на другой глаз, и он
начинает закрываться.
5. Одновременное, затем попеременное прищуривание.
6. Медленное прищуривание глаз, сначала сразу обоих, затем
поочередно левого и правого (следить за активностью нижних век).
7. Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии
левой половины рта поднимается его правый угол, затем наоборот.
8. Нюхательное движение. При сжатых челюстях верхняя губа
несколько поднимается, обнажая зубы, носогубные складки резко
выражаются.
9. Одновременное поднимание обоих углов рта. Поочередное
поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.
10. Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта:
а) с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека);
б) без закрывания глаз, с минимальным подниманием щеки. Вдох носом,
выдох ртом сквозь зубы активной стороны.
Примечание.
Если угол рта не поднимается, то при импульсах
движения к нему другой угол рта удерживается от движения пальцем, а
недействующий угол рта пальцами ритмично приподнимается.
11. Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов
рта. Дыхание носом.
12. Зубы и губы сомкнуты поочередное опускание левого и правого
угла рта. Дыхание носом.
Упражнения способствуют дифференцированной работе левой
половины лица от правой в его верхних, средних и нижних областях. При
резкой асимметрии лица делается упорна западающую половину.
Гимнастика губ u щек
1. Надувание обеих щек одновременно.
2. Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в
другую).
3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами. 16
4. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются
вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение.
Челюсти сжаты.
5. Оскал: губы при сжатыx челюстях сильно растягиваются в стороны,
вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем
спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся и, с, з, п, б, м).
6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе
хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят с, з, и.
7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыканием
губ.
8. а) оскал; б) раскрыть рот с оскаленными зубами; в) сомкнуть
челюсти; г) сомкнуть губы.
9. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием
губами обоих рядов зубов (n, б, м).
10. Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых
челюстях.
11. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация
надувания мыльного пузыря (у, о).
Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией
возбуждения, т: е. в движение определенных мышц вовлекаются и соседние
мышцы, а затем постепенно движение концентрируется только на губах, все
остальные мышечные группы остаются по возможности в покое.
12. При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта,
плотно прижимаясь к зубам.
13. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно
сжатых челюстях.
14. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы (ф, в).
15. Oттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.
16. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ: а)
верхнюю поднять; б) нижнюю опустить; в) верхнюю опустить; г) нижнюю
поднять норма.
17. Имитация полоскания зубов; воздух изнутри сильно давит на губы
(этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек). В
упражнениях 1417 губы не должны оттопыриваться.
18. Поочередное набирание воздуха под верхнюю губу, затем под
нижнюю губу.
19. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при
раскрытии рта (чмокание).
20. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.
21. Вибрация губ (фырканье лошади).
22. Движение губ хоботком влево, вправо; так же растянутыми губами.
23. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо
, 17
сначала раздельно, потом слитно).
24. При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.
25. Такое же движение верхней губой.
26. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к
носу и вниз. Дыхание носом.
27. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):
а) упражнения с присоской;
б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в
ротовой полости;
в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании
воздух проходит по обоим углам рта сразу или поочередно.
Гимнастика языка
1. Высовывание языка наружу лопатой: ему придается плоская
(широкая) форма так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта.
Вначале язык укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется
только на нижнюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами.
Если язык долго не получается достаточно широким, то: а) произносится с
вялым языком между губами бя бя или мя мя, или же б) на распластанный
между губами язык сильно задувают, или в) нараспев тянут и, или улыбаются
язык распластывается.
2. Высовывание языка наружу жалом; языку придается возможно более
заостренная форма.
Если это движение долго не удается, то язык протискивают между
губами, сжимаемый ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него
пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево и, когда
он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к средней линии
рта и фиксируют его.
3. Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.
4. Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко
распластанный, тонкий язык), жало (округлый, с заостренным кончиком).
5. Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка
упирается то в верхние, то в нижние зубы.
6. Высовывание языка изо рта, а затем втягивание его глубже в рот, так
чтобы там образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится
незаметным.
7. Поворачивание сильно выcyнyтoгo изо рта языка вправо и влево.
8. Поднимание и опускание задней части языка; кончик языка упирается
в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого
и отчасти твердого неба, то опускается вниз (к, г). Если это движение не
удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх.
9. Присасывание спинки языка к небу сначала при сомкнутых зубах,
затем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то употребляются два 18
вспомогательных приема:
а) на спинку языка кладется клейкая конфетка или небо смазывается
медом, и ребенок старается, прижимая спинку языка к небу, сосать конфетку
или мед;
б) полусогнyтый указательный палец накладывается сверху на
подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание
снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, чем спинка языка
подталкивается к небу.
10. Присасывание всего языка лопатой к небу и отрывание от
последнего со щелканьем сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых
челюстях. Чтобы избежать поднимания языка при помощи нижней челюсти,
пользуются роторасширителем или пробкой: в правый или левый угол
челюстей вставляется пробка толщиной в мизинец ученика; она может быть
резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удерживания между
зубами.
11. Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем
втягивается в рот, касаясь при ЭТОМ спинкой верхних зубов и неба, как бы
смазывая их и загибаясь кончиком вверх у мягкого неба.
12. Присасывaние языка без отрыва от неба с раскрыванием и
закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны).
13. Присасывание к небу и отрывание от него спинки языка; кончик
языка упирается в нижнюю десну; проделывается сначала при закрытом, а
затем при открытом рте.
14. Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.
15. Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние
резцы скоблят по спинке языка.
16. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.
17. При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту
кубики из сухих хлебных корок, ropox и т. п.
18. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным
увеличением раскрытия их.
19. Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик
языка все больше и больше.
Мu.мuческая гuмнacтикa приротовой областu
1. Губы в трубочку и расслабить.
2. Углы рта в стороны и расслабить.
3. Выдуть воздух из уголков рта поочередно.
4. Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.
5. Показать зубы верхней челюсти.
6. Показать зубы нижней челюсти.
7. Облизать верхнюю и нижнюю губы.
8. Надуть щеки и расслабить. 9. Втянуть щеки и расслабить.
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
2.
3.
Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.
Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое
пособие. – СПб., 2001
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально 20
подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 2001
4.
5.
6.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М., 1982.
Основы теории и практики /под ред. Р.Е. Левиной – М., 1969.
Правдина О.В. Логопедия. – М., 1973.
7. Рау Ф.Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем
//Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
8. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Воспитание у детей правильного
звукопроизношения. – М., 1989.
9. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у
школьников. – М., 1989.
10.Расстройство речи у детей и подростков /под ред. С.С. Ляпидевского – М.,
1969.
11.Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
12.Успенская Л.П., Успенский Н.Б. Учитесь правильно говорить. – М., 1993.
13.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у
дошкольников. – М., 2001.
14.Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. – М., 1971.
15.Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1959.
16.Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.,
1961.
17.Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969.
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.