Развитие моторики кисти ведущей руки является важным параметром школьной зрелости и определяет скорость и легкость формирования навыка письма. Данная статья раскрывает возрастные особенности развития графомоторного навыка, даны рекомендации по развитию моторики и графическим навыкам детей. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
графомортные навыки.doc
«Развитие графомоторного навыка у детей»
Учительлогопед: Т. Л. Коровина
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития
моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость
формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст
ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях
психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли
развитие моторики ребенка следствием естественного созревания
соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что
и созревание и научение факторы, в равной мере необходимые для
формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между
координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования профессора
М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается
и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в
возрасте 1012 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на
кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6месячного возраста
ребенка.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка.
1,52 года
Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его
движения. Он еще не пытается изобразить чтото определенное, просто получает
радость от самого процесса.
23 года
Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения
еще спонтанные, почти не ограничиваются.
33,5 года
Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не
повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении
вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения.
Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,54 года
Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К
этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет
передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их
относительно параллельными.
5 лет
Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен
ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно
удерживая карандаш или ручку.
Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения,
пытается писать буквы.
67 лет
Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их
размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы
завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические
движения, штрихи и линии.
Сформированность мелкой моторики ребенка можно понаблюдать при
рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может
менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти,
значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима
соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим
навыком письма в школе будет значительным. Следует обращать внимание на
такие ошибки: невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то
другого пальца; лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии); при
пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев,
возвраты; медленное выполнение отстукивания ритмов; при выполнении проб
повышенный мышечный тонус, резкость движений; в пробах на имитацию
отсутствие плавности движений, точности выполнений.
Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно
быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей
и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической)
готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно,
применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой
мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость
при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении
ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с
мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный,
лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не
хочется ». Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок»,
«Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов),
театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь
к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко
координированных движений.
как и письмо, сложное
инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша
возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти,
руки, туловища, если ребенок может управлять ими. В возрасте 67 лет,
организуя различные виды деятельности,
систематически применяя
тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в
развитии моторики кисти.
Рисование,
Для развития графического навыка следует использовать:
графический диктант;
рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
рисование по точкам, контурам, клеточкам;
штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные
штриховки.
Развитию мелкой моторики рук помогает:
пальчиковая гимнастика;
упражнения на освоение предметных действий.
Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт
графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным
приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии
различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за
контур. В 67 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:
прямые вертикальные (сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные,
клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и
разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши), крупными
петельками. Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной
формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные
линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении
задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать
внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые
задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 1520 мин.
После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно
выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое
письмо.
Развитие графомоторных навыков у детей
Развитие графомоторных навыков у детей
Развитие графомоторных навыков у детей
Развитие графомоторных навыков у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.