Развитие творческих способностей младших школьников посредством технологии оригами во внеурочной деятельности»
Оценка 4.6

Развитие творческих способностей младших школьников посредством технологии оригами во внеурочной деятельности»

Оценка 4.6
Исследовательские работы
txt
труд
3 кл
07.12.2017
Развитие творческих способностей младших школьников посредством технологии оригами во внеурочной деятельности»
характеризуются основы развития творческой способности младших школьников при применении технологии оригами во внеурочной деятельности. Показано, что занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире, стимулирует поисковую деятельность, оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь, оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение, способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.
Готовцева.txt

Готовцева Нюргустана Семеновна

Учитель начальных классов

МБОУ «Мюрюнская СОШ №2»

с. Борогонцы, Усть-Алданский улус, Республика Саха (Якутия)

«Развитие творческих способностей младших школьников посредством технологии оригами во внеурочной деятельности»

Аннотация. В статье характеризуются основы развития творческой способности младших школьников при применении технологии оригами во внеурочной деятельности. Показано, что занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире, стимулирует поисковую  деятельность, оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь, оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает  фантазию и воображение, способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.

Ключевые слова: технология оригами, творческая способность, стимул, культура, пространственное мышление, младший школьник, внеурочная деятельность.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.

В работах многих педагогов и психологов отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта – творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы [4, c. 30].

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности [1].

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению [7].

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка. Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

Таким образом, работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, а оригами, как средство обучения и воспитания может использоваться в процессе обучения в начальной школе как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности [2].

Несмотря на разработку отдельных сторон проблемы, педагогический аспект формирования творческих способностей у учащихся начальной школы, связанный с подбором средств и методов оптимизации учебно-воспитательного процесса, еще недостаточно изучен.

На мой взгляд, одной из самых интересных задумок организации детских творческих работ может явиться создание «мини-книжки» по народным сказкам по технологии оригами.

Цель исследования – создание условий для реализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи исследования:

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой;

- развивать смекалку, мелкую моторику рук, изобразительность и устойчивый интерес к творчеству;

- формировать творческие способности и духовную культуру;

- изучить народные сказки.

Исследование проводилось в 2012-2017 гг. на базе Онерской СОШ и Мюрюнской СОШ №1 Усть-Алданского улуса.

Основные этапы исследования. На первом этапе (2012-2013 гг.) осуществлялось изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы, опыта работы передовых учителей по проблеме исследования, уточнялись исходные положения методологического плана, разрабатывалась методика исследования. На втором этапе (2013-2015 гг.) проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня влияния оригами на формирование и развитие творческих способностей у младших школьников, изучалось отношение учителей и родителей к проблеме формирования творческой активности младших школьников. На третьем этапе (2015-2017 гг.) подводились итоги опытно-экспериментальной работы, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы и результаты исследования.

Таблица 1 – План работы для учащихся выглядел следующим образом:
Этапы

Что надо делать

1 этап – подготовительный

- Прочитать и выбрать народную сказку

- Подобрать персонажей;

- Сделать набросок мини-книжки.

2 этап – основной этап

- Создать мини-книжку;

- Написать тексты сказки в книжке по частям;

- Изготовить персонажей сказки по технологии оригами;

- Оформить книжку.

Перспективы дальнейшего развития исследования – планируется создание пособия «Мини-книжка» для дошкольного и младшего школьного возраста «Кер, толкуйдаа, онор» (перевод «Смотри, думай, сделай»).

Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования искусства оригами в учебно-воспитательном процессе показали:

- занятия оригами углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире;

- стимулирует поисковую деятельность;

- оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;

- оригами способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;

- способствует становлению коммуникативных навыков учащихся.

Работы учащихся были отмечены дипломами и грамотами на различных выставках.

Литература

1. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: Издательство ОМС, 1994. – 192 с.

2. Кишмакова Р.З. Уроки труда по оригами // Педагогическое творчество – 2005 - №2, с.6-10.

3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. – 186 с.

4. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.29-33.

5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка-Пресс, 1997.

6. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей. – М.: ВЛАДОС, 2000 – 248с.

7. http://trubinskaya-oosh.edusite.ru/p19aa1.html

Готовцева Нюргустана Семеновна

Готовцева Нюргустана Семеновна

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу

Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу

Что надо делать 1 этап – подготовительный -

Что надо делать 1 этап – подготовительный -

Хуторский А.В. Развитие творческих способностей

Хуторский А.В. Развитие творческих способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017