Развиваем речь играя.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих
играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя
им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в
игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу.
Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха
в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с
ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с
Вашим малышом.
Существует много игр, в которые можно играть с
малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Поводом и предметом
для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление
природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый
материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и
мультфильмы.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг - дома, на
улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только
предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него
есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что
есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К 4 годам
дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить
их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый,
светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете
какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он
величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто
спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные
признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает
высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше -
дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или:
"Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А
что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать,
начинают понимать значение отвлеченных слов "высота",
"ширина" и др.
На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой,
сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми,
транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в
форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить
несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Вот примеры нескольких игр.
1. Отгадай предмет по его частям. В эту игру можно играть в двух вариантах.
Первый вариант – с использованием карточек с картинками. Участникам игры
раздаются карточки с изображением различных предметов – мебель, овощи,
животные, транспорт и т.д. Ребёнок, не показывая свою карточку другим игрокам,
и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым
догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
Второй вариант – без карточек. Смысл игры остается тот же. Этот вариант хорош
тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в
детский сад, сидя в очереди к врачу и т.п. На первый взгляд все кажется,
слишком просто? Но на самом деле не все дети могут описывать предметы.
Попробуйте!
2. Отгадай предмет по описанию. Условия игры те же, что и в предыдущей. Но
задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов,
но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а так же
знать такие понятия как мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие
животные.
3. Шаги. (Кто быстрее доберется до...) С помощью этой нехитрой игры с
элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного
запаса, и развитием речи, в общем. Игроки становятся рядом, договариваются о
том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов.
Например, "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь
назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и
"Старт!"
Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне.
И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую
речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты
питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются
продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не
ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и
новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. На
даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по
темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья»,
«Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные
на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю
жизнь.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы
почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.