«Развиваем речь через лепку»
Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
«
«Развиваем речь
через лепку»«Развиваем речь через лепку»
Как вы думаете, почему в последнее время уровень речевого развития детей
заметно снизился? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят
родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше
говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко
делают чтото своими руками, потому что современные игрушки, предметы и
вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития
моторики.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой
человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность
маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь
установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений
тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию
правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи,
нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое
напряжение.
Кроме того, известно, что у человека существует не только слуховая и
зрительная, но и тактильнодвигательная память. Эта память включается в
работу, когда мы чтото показываем или какимто образом действуем.
Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи
напрямую зависят от развития мелкой моторики.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти,
образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для
успешного обучения в школе.
Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение пониматьпрекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных
из продуктивных видов изобразительной деятельности.
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это
и:
координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
возможность создания объемных поделок;
умение планировать работу и доводить ее до конца;
богатое воображение.
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В
лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух
полушарий.
Есть несколько способов лепки.
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных частей.
2. Пластический – детали предмета вытягиваются из целого куска.
3. Комбинированный – сочетании в одном изделии разных способов лепки.
4. Рельефная скульптура – объемное изображение, выступающее над
плоскостью, образующей его фон.
Виды рельефов:
барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее
чем наполовину (монеты, медали) ;
горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать
над плоскостью (стены архитектурных сооружений) ;
контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).Перечислим приемы лепки:
• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая
работа) : кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые
движения ладонями;
• раскатывание столбиков движениями ладоней впередназад на дощечке;
• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и
столбиков;
• прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех
пальцев и слегка потянуть;
• вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным
пальцами постепенно нажимая на пластилин со всех сторон (можно раскатать
столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную
форму) ;
• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;
• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;
• рисование на пластилине способом контррельефа при помощи стека,
заостренной палочки;
• украшение поделки различным дополнительным и природным материалом;
• оформление предмета мелкими деталями, вылепленными из пластилина;
• смешивание в одном куске пластилина нескольких цветов;
В последнее время в магазинах можно найти различный материал для лепки.
Глину, пластилин разного вида, воск и т. д.
Можно и самим приготовить мягкий, пластичный материал на скорую руку –
соленое тесто.
Приготовить его можно двумя способами.
1способ. Смешать 0, 5 стакана муки, 0, 5 стакана соли, 0, 5 стакана воды и 1
чайную ложку растительного масла. Тесто готово к работе.2способ. Смешать 1 стакан муки, 0, 5 стакана соли, 1 стакан воды и 1
столовую ложку растительного масла и 2 столовые ложки лимонной кислоты.
Варить, помешивая 23 минуты.
Тестопластика достаточно новый вид прикладного искусства. Ваша фантазия
не будет знать здесь границ. Придумывайте свои картины, панно, лепите с
детьми сюжеты из сказок, появление нового всегда поддерживает детский
интерес. Дерзайте! Творите!