Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области детский сад «Золотой ключик»
Развивающая программа «Речь – наше богатство»
Подготовила: Ластовская Т.М.
Пояснительная записка
Старший дошкольный возраст – важнейший период в речевом развитии личности. Непосредственно в старшем дошкольном возрасте активно начинают обнаруживаться персональные отличительные черты и недостатки речевого развития. Это сопряжено с тем, что дети вплотную подошли к возрасту, который завершает становление речи. Старшие дошкольники полностью овладевают правильным произношением звуков родного языка; обладают достаточно широким лексическим багажом; знают базовые основы грамматического и фонетического строя речи; владеют исходными формами связной речи (диалогом и монологом), что дает им возможность осуществлять свободную коммуникацию с широким кругом окружения. Все это вынуждает направить значительное внимание на развитие речи детей непосредственно в старшем дошкольном возрасте.
Обычно в коррекционной и развивающей работе психологов применяются методы, базирующиеся на словесном взаимодействии участников. Однако, подобный подход не способен в полной мере позволять раскрываться в процессе коммуникации детям с речевыми трудностями, сниженным уровнем речевого развития. Поэтому для эффективного развития речи крайне важен подбор таких технологий, которые бы давали возможность применения не только словесных, но и невербальных вариантов коммуникации. Одним из прогрессивных методов психокоррекции, сочетающим в себе элементы невербальной и словесного взаимодействия являются изотерапия и нетрадиционные техники рисования. Данные техники являются ценным инструментом в процессе психокоррекции речевых нарушений дошкольников. При этом нетрадиционные техники рисования не только разнообразят развивающий процесс и привлекают детский интерес, но и дают ребенку возможность удовлетворить потребность в самовыражении, в отреагировании эмоций в рисунке. Кроме того, с детьми легче находить контакт именно посредством игр и рисунка.
Таким образом, имеется необходимость в развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования, делая акцент на повышении уровня понимания речи и развитии навыков связной речи участников.
Цель данной программы – создание психологических условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Цель программы была конкретизирована в следующих задачах:
1. создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого участника;
2. оказывать содействие развитию связной речи дошкольников;
3. способствовать совершенствованию понимания грамматического и фонетического строя речи.
Количество занятий – 16. Занятия проводились 2 раза в неделю, средняя продолжительность занятий 30 минут (8 часов).
Программа состоит из 3 проблемных блоков:
Эмоциональный блок. Цель: создание благоприятной ситуации для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Когнитивный блок. Цель: способствовать совершенствованию понимания грамматического фонетического строя речи, навыков связной речи.
Поведенческий блок. Цель: развитие навыка конструктивных способов общения и межличностного взаимодействия со сверстниками.
Форма реализации программы: групповая.
Адресат: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Количество участников:15человек.
Организационно–методические условия. Основной формой проведения развивающих занятий является арт-терапевтическое занятие. Кроме того, на развитие речи дошкольников оказывает существенное воздействие организованная групповая деятельность, предполагающая совместную работу и групповое обсуждение результатов творчества.
Психолого–педагогические условия. В процессе реализации программы необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, создавать благоприятный психологический климат в группе.
Входная диагностика:
Методика «Исследование связной речи ребенка» В.Т. Глухова.
Цель – диагностика навыков связной речи дошкольников.
Методика «Диагностика уровня речевого развития дошкольников» (5-6 лет) О.А. Безруковой, О.Н, Каленковой.
Цель – выявления уровня речевого развития испытуемых.
Методика «Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста» (Ушакова О.С; Струнина Е.М.).
Цель – выявление уровня развития словарного запаса испытуемых.
Ожидаемые результаты:
1. развитие коммуникативных навыков дошкольников;
2. повышение уровня понимания грамматического и фонетического строя речи;
3. развитие навыков связной речи дошкольников.
Структура развивающего занятия с использованием нетрадиционных техник рисования:
- ритуал приветствия. Его целью является сплочение детей и создание атмосферы группового доверия (2 минуты);
- разминка. Воздействует на эмоциональное состояние детей. Включает в себя игры и упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения (3 минуты);
- основная часть занятия. Совокупность терапевтических игр и упражнений с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие речи (20 минут);
- рефлексия и ритуал прощания. Специфически важный этап для развития речи дошкольников. Целью является, оценка детьми занятия, как эмоциональная, так и смысловая (5 минут).
Библиографический список:
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 80 с.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Москва : Просвещение, 1985. 320 с.
3. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С.23-25.
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова. Москва : Сфера, 2010. 188 с.
5. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Москва :Каро, 2016. 96 с.
6. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики. Санкт-Петербург : «Детство-пресс», 2018.48 с.
7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2006. 96с.
Тематический план развивающей программы «Речь – наше богатство»
№ |
Тема занятия |
Нетрадиционная техника рисования |
Цель занятия |
Словарная работа |
Материалы (на ребенка) |
1 |
«Мой любимый дождик» |
Рисование пальчиком |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. Развивать навыки связной речи. |
Пальце-графия, светло-серый цвет |
2 листа А4 светло-серого цвета, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы |
2 |
«Веселый мухомор» |
Рисование пальчиком |
Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать пальчик в краску по мере необходимости. Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами оттиска печатками. Учить коллективной работе Развивать навыки связной речи. |
Пальце-графия, шляпка гриба, мухомор, оттиск, печатка |
Вырезанный из бумаги шаблон мухомора различной формы, гуашь, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации или муляж мухомора, тонированный лист А4, сухие листья |
3 |
«Воробушек» |
Рисование ладошкой |
Учить изображать птиц, используя при этом ладошкойпередавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук Развивать навыки связной речи |
Отпечаток |
Лист А4, гуашь, мисочка для краски, салфетки, иллюстрации |
4 |
«Ягоды и яблочки» |
Оттиск пробкой |
Познакомить с техникой печатания пробкой. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелочке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиком. Развитие чувства композиции |
Печатка, оттиск |
Круги из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, муляжи |
5 |
«Мы рисуем, что хотим» |
Рисование ладошкой, пальчиком, печатками |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Развивать коммуникативные навыки. Расширять словарный запас. Содействовать развитию понимания грамматического и фонетического строя речи. |
Печатка, пальце-графия, отпечаток, оттиск |
Лист А4, гуашь, различные печатки, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации |
6 |
«Домашние животные» |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кисти – учить имитировать шерсть животных, т. е. использовать тычковую фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок на всю поверхность листа. Развивать навыки связной речи. |
Тычок, жесткая полусухая кисть |
Вырезанные из бумаги фигурки животных, гуашь, жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением животных |
7 |
«Ёжики» |
Тычок жесткой полусухой кистью |
Учить рисовать овальную форму, закрепление навыков рисования сухой жесткой кистью. Побуждать к использованию др., уже знакомых техник нетрадиционного рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать навыки связной речи |
Тычок, жесткая полусухая кисть |
Жесткая клеевая кисть, мисочки для краски, гуашь, иллюстрации с изображением ежа |
8 |
«Медуза в море» |
Рисование восковыми мелками, гуашью |
Познакомить с техникой сочетания гуаши и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с гуашью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально |
Воск |
Иллюстрация с изображением, восковые мелки, мисочки для краски, гуашь |
9 |
«Зимний пейзаж» |
Набрызг |
Познакомить с новой нетрадиционной техникой – набрызг. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Развивать навыки связной речи |
Набрызг |
Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, мисочки для краски, кисти, гуашь |
10 |
«Маленькой елочке холодно зимой» |
Набрызг, оттиск печатками, рисование пальчиком |
Продолжить знакомство с новой нетрадиционной техникой – набрызг. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность. Развивать навыки связной речи |
Набрызг,оттиск,печатка |
Лист А4 тонированный, кисть, гуашь, мисочки для краски, кусочек картона, печатки |
11 |
«Елочные игрушки» |
Оттиск печатками |
Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка. Развивать навыки связной речи. |
Оттиск, печатка, поролон, картофель |
Тонированный лист бумаги, гуашь, кисть, печатки различной формы (из пробки, картофеля, поролона) |
12 |
«Кораблик в море» |
Обведение ступни |
Знакомство детей с новой техникой рисования. Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закреплять умение аккуратно раскрашивать гуашью. Развивать воображение |
Отпечаток, маркер, бледно-голубой цвет |
Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, кисть, гуашь, иллюстрации |
13 |
«Мимоза для мамы» |
Скатывание и обрывание бумаги |
Упражнять детей в создании объемного изображения путем комбинирования двух техник. Формирование эстетического отношения к цветам и их изображению в натюрморте. Развивать коммуникативные навыки. Развивать навыки связной речи. |
Скаты-вание, обрывание |
Лист цветного картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, эскизы |
14 |
«Путешествие в Рисовандию» |
Использование всех знакомых детям нетрадици-онных техник |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Развивать коммуникативные навыки. Расширять словарный запас. Содействовать развитию понимания грамматического и фонетического строя речи. |
Отпечаток, маркер, оттиск, печатка, поролон |
Лист А4, гуашь, различные печатки, мисочки для краски, салфетки, маркер, восковые мелки, иллюстрации |
15 |
«Веселые кляксы» |
Кляксография |
Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Поощрять детское творчество, инициативу. Развивать навыки связной речи. |
Кляксо-графия |
Лист, размер А4;дополнительный лист для тренировочногоупражнения;гуашь;набор фломастеров; кисть;салфетка; готовые работы по кляксографии для образца |
16 |
«Моя любимая игрушка» |
Использование всех знакомых детям нетради-ционных техник |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник. Развивать навыки связной речи. Содействовать развитию понимания грамматического и фонетического строя речи. |
Кляксо-графия |
Лист А4, гуашь, различные печатки, мисочки для краски, салфетки, маркер, восковые мелки, иллюстрации |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.