Развивающая программа «Речь – наше богатство»
Оценка 4.6

Развивающая программа «Речь – наше богатство»

Оценка 4.6
docx
24.08.2021
Развивающая программа «Речь – наше богатство»
Развивающая программа.docx

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского муниципального района Новосибирской области детский сад «Золотой ключик»

 

 

 

 

Развивающая программа «Речь – наше богатство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

                                                     

        

                                                             Подготовила: Ластовская Т.М.

Пояснительная записка

Старший дошкольный возраст – важнейший период в речевом развитии личности. Непосредственно в старшем дошкольном возрасте активно начинают обнаруживаться персональные отличительные черты и недостатки речевого развития. Это сопряжено с тем, что дети вплотную подошли к возрасту, который завершает становление речи. Старшие дошкольники полностью овладевают правильным произношением звуков родного языка; обладают достаточно широким лексическим багажом; знают базовые основы грамматического и фонетического строя речи; владеют исходными формами связной речи (диалогом и монологом), что дает им возможность осуществлять свободную коммуникацию с широким кругом окружения. Все это вынуждает направить значительное внимание на развитие речи детей непосредственно в старшем дошкольном возрасте.

Обычно в коррекционной и развивающей работе психологов применяются методы, базирующиеся на словесном взаимодействии участников. Однако, подобный подход не способен в полной мере позволять раскрываться в процессе коммуникации детям с речевыми трудностями, сниженным уровнем речевого развития. Поэтому для эффективного развития речи крайне важен подбор таких технологий, которые бы давали возможность применения не только словесных, но и невербальных вариантов коммуникации. Одним из прогрессивных методов психокоррекции, сочетающим в себе элементы невербальной и словесного взаимодействия являются изотерапия и нетрадиционные техники рисования. Данные техники являются ценным инструментом в процессе психокоррекции речевых нарушений дошкольников. При этом нетрадиционные техники рисования не только разнообразят развивающий процесс и привлекают детский интерес, но и дают ребенку возможность удовлетворить потребность в самовыражении, в отреагировании эмоций в рисунке. Кроме того, с детьми легче находить контакт именно посредством игр и рисунка.

Таким образом, имеется необходимость в развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования, делая акцент на повышении уровня понимания речи и развитии навыков связной речи участников.

Цель данной программы – создание психологических условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Цель программы была конкретизирована в следующих задачах:

1.   создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого участника;

2.   оказывать содействие развитию связной речи дошкольников;

3.   способствовать совершенствованию понимания грамматического и фонетического строя речи. 

Количество занятий – 16. Занятия проводились 2 раза в неделю, средняя продолжительность занятий 30 минут (8 часов).

Программа состоит из 3 проблемных блоков:

Эмоциональный блок. Цель: создание благоприятной ситуации для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Когнитивный блок. Цель: способствовать совершенствованию понимания грамматического фонетического строя речи, навыков связной речи.

Поведенческий блок. Цель: развитие навыка конструктивных способов общения и межличностного взаимодействия со сверстниками.

Форма реализации программы: групповая.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).

Количество участников:15человек.

Организационно–методические условия. Основной формой проведения развивающих занятий является арт-терапевтическое занятие. Кроме того, на развитие речи дошкольников оказывает существенное воздействие организованная групповая деятельность, предполагающая совместную работу и групповое обсуждение результатов творчества.

Психолого–педагогические условия. В процессе реализации программы необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, создавать благоприятный психологический климат в группе.

Входная диагностика:

Методика «Исследование связной речи ребенка» В.Т. Глухова.

Цель – диагностика навыков связной речи дошкольников.

Методика «Диагностика уровня речевого развития дошкольников» (5-6 лет) О.А. Безруковой, О.Н, Каленковой.

Цель – выявления уровня речевого развития испытуемых.

Методика «Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста» (Ушакова О.С; Струнина Е.М.).

Цель – выявление уровня развития словарного запаса испытуемых.

Ожидаемые результаты:

1.      развитие коммуникативных навыков дошкольников;

2.      повышение уровня понимания грамматического и фонетического строя речи;

3.      развитие навыков связной речи дошкольников.

Структура развивающего занятия с использованием нетрадиционных техник рисования:

-        ритуал приветствия. Его целью является сплочение детей и создание атмосферы группового доверия (2 минуты);

-        разминка. Воздействует на эмоциональное состояние детей. Включает в себя игры и упражнения на снятие мышечного и эмоционального напряжения (3 минуты);

-        основная часть занятия. Совокупность терапевтических игр и упражнений с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие речи (20 минут);

-        рефлексия и ритуал прощания. Специфически важный этап для развития речи дошкольников. Целью является, оценка детьми занятия, как эмоциональная, так и смысловая (5 минут).

Библиографический список:

1.      Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Москва : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 80 с.

2.       Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Москва : Просвещение, 1985. 320 с.

3.      Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное воспитание. 2004. № 2. С.23-25.

4.       Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е. М. Седова.  Москва : Сфера, 2010. 188 с.

5.       Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Москва :Каро, 2016. 96 с.

6.      Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики.  Санкт-Петербург : «Детство-пресс», 2018.48 с.

7.       Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2006. 96с.

 

Тематический план развивающей программы «Речь – наше богатство»

Тема занятия

Нетрадиционная техника рисования

Цель занятия

Словарная работа

Материалы (на ребенка)

1

«Мой любимый дождик»

Рисование пальчиком

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий, капельками, ливень, используя точку и линию как средство выразительности. Воспитывать аккуратность. Развивать навыки связной речи.

Пальце-графия, светло-серый цвет

2 листа А4 светло-серого цвета, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы

2

«Веселый мухомор»

Рисование пальчиком

Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать пальчик в краску по мере необходимости.

Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами оттиска печатками. Учить коллективной работе

Развивать навыки связной речи.

Пальце-графия, шляпка гриба, мухомор, оттиск, печатка

Вырезанный из бумаги шаблон мухомора различной формы, гуашь, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации или муляж мухомора, тонированный лист А4, сухие листья

3

«Воробушек»

Рисование ладошкой

Учить изображать птиц, используя при этом ладошкойпередавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук

Развивать навыки связной речи

Отпечаток

Лист А4, гуашь, мисочка для краски, салфетки, иллюстрации

4

«Ягоды и яблочки»

Оттиск пробкой

Познакомить с техникой печатания пробкой. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелочке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиком. Развитие чувства композиции

Печатка, оттиск

Круги из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, муляжи

5

«Мы рисуем, что хотим»

Рисование ладошкой, пальчиком, печатками

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники.

Развивать коммуникативные навыки. Расширять словарный запас. Содействовать развитию понимания грамматического и фонетического строя речи.

Печатка, пальце-графия, отпечаток, оттиск

Лист А4, гуашь, различные печатки, мисочки для краски, салфетки, иллюстрации

6

«Домашние животные»

Тычок жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кисти – учить имитировать шерсть животных, т. е. использовать тычковую фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок на всю поверхность листа. Развивать навыки связной речи.

Тычок, жесткая полусухая кисть

Вырезанные из бумаги фигурки животных, гуашь, жесткая клеевая кисть, иллюстрации с изображением животных

7

«Ёжики»

Тычок жесткой полусухой кистью

Учить рисовать овальную форму, закрепление навыков рисования сухой жесткой кистью. Побуждать к использованию др., уже знакомых техник нетрадиционного рисования. Воспитывать аккуратность.

Развивать навыки связной речи

Тычок, жесткая полусухая кисть

Жесткая клеевая кисть, мисочки для краски, гуашь, иллюстрации с изображением ежа

8

«Медуза в море»

Рисование восковыми мелками, гуашью

Познакомить с техникой сочетания гуаши и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с гуашью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально

Воск

Иллюстрация с изображением, восковые мелки, мисочки для краски, гуашь

9

«Зимний пейзаж»

Набрызг

Познакомить с новой нетрадиционной техникой – набрызг. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура.

Развивать навыки связной речи

Набрызг

Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа, мисочки для краски, кисти, гуашь

10

«Маленькой елочке холодно зимой»

Набрызг, оттиск печатками, рисование пальчиком

Продолжить знакомство с новой нетрадиционной техникой – набрызг. Развитие чувства композиции. Воспитывать аккуратность.

Развивать навыки связной речи

Набрызг,оттиск,печатка

Лист А4 тонированный, кисть, гуашь, мисочки для краски, кусочек картона, печатки

11

«Елочные игрушки»

Оттиск печатками

Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка. Развивать навыки связной речи.

Оттиск, печатка, поролон, картофель

Тонированный лист бумаги, гуашь, кисть, печатки различной формы (из пробки, картофеля, поролона)

12

«Кораблик в море»

Обведение ступни

Знакомство детей с новой техникой рисования. Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закреплять умение аккуратно раскрашивать гуашью. Развивать воображение

Отпечаток, маркер, бледно-голубой цвет

Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, кисть, гуашь, иллюстрации

13

«Мимоза для мамы»

Скатывание и обрывание бумаги

Упражнять детей в создании объемного изображения путем комбинирования двух техник. Формирование эстетического отношения к цветам и их изображению в натюрморте.

Развивать коммуникативные навыки. Развивать навыки связной речи.

Скаты-вание, обрывание

Лист цветного картона, цветная бумага, клей, кисти, салфетки, эскизы

14

«Путешествие в Рисовандию»

Использование всех знакомых детям нетрадици-онных техник

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники.

Развивать коммуникативные навыки. Расширять словарный запас. Содействовать развитию понимания грамматического и фонетического строя речи.

Отпечаток, маркер, оттиск, печатка, поролон

Лист А4, гуашь, различные печатки, мисочки для краски, салфетки, маркер, восковые мелки, иллюстрации

15

«Веселые кляксы»

Кляксография

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.

Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.

Поощрять детское творчество, инициативу.

Развивать навыки связной речи.

Кляксо-графия

Лист, размер А4;дополнительный лист для тренировочногоупражнения;гуашь;набор фломастеров; кисть;салфетка;

готовые работы по кляксографии для образца

16

«Моя любимая игрушка»

Использование всех знакомых детям нетради-ционных техник

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник.

Развивать навыки связной речи. Содействовать развитию понимания грамматического и фонетического строя речи.

Кляксо-графия

Лист А4, гуашь, различные печатки, мисочки для краски, салфетки, маркер, восковые мелки, иллюстрации

 


 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Пояснительная записка Старший дошкольный возраст – важнейший период в речевом развитии личности

Пояснительная записка Старший дошкольный возраст – важнейший период в речевом развитии личности

Количество занятий – 16. Занятия проводились 2 раза в неделю, средняя продолжительность занятий 30 минут (8 часов)

Количество занятий – 16. Занятия проводились 2 раза в неделю, средняя продолжительность занятий 30 минут (8 часов)

Структура развивающего занятия с использованием нетрадиционных техник рисования: - ритуал приветствия

Структура развивающего занятия с использованием нетрадиционных техник рисования: - ритуал приветствия

Воспитывать аккуратность. Развивать навыки связной речи

Воспитывать аккуратность. Развивать навыки связной речи

Тычок жесткой полусухой кистьюПознакомить с техникой рисования тычком полусухой кисти – учить имитировать шерсть животных, т

Тычок жесткой полусухой кистьюПознакомить с техникой рисования тычком полусухой кисти – учить имитировать шерсть животных, т

Закреплять умение аккуратно раскрашивать гуашью

Закреплять умение аккуратно раскрашивать гуашью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2021