«Реализация программы формирования универсальных учебных действий: методический потенциал ИКТ»
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Мы живем в таком мире, что востребованные профессии в современном мире через несколько лет могут быть утрачены.
Поэтому дети которых мы обучаем существенно отличаются и от нас с вами и от тех детей, которые придут к нам с вами завтра, и которых мы с вами учили в прошлом году. У них совершенно другие умения, другие навыки, память. Нацелены дети в основном на работу с техникой. Дети сидят в телефоне с утра до вечера.
Базовые компетенции которые определены уже в стандартах и которые будут необходимы человеку для успешной профессиональной деятельности – это креативность, коммуникации, критическое мышление, командная работа, так называемые 4К.
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
Функционально грамотная личность – это человек:
– владеющий современными информационными технологиями.
Функциональная грамотность – овладение ключевыми
Компетенциями, которые вы видите на слайде.
Необходимо развивать общую грамотность
· Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия
· Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.
· Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
· Читать чертежи, схемы, графики.
· Искать информацию в сети Интернет.
· Пользоваться электронной почтой.
· Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах).
· Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.
· Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
· Грамотность при решении бытовых проблем.
· Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Главной задачей развития ИКТ компетентности является - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Можно использовать логические задания, ребусы.
Главной задачей уроков информатики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление. На уроках в 7-11 классах даю логические задания, разгадываем ребусы. Например, в этих ребусах зашифрованы термины информатики и компьютерной техники. Задание с преобразованием фрагментов.
Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у школьников - одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. В 7 классе – набор текста на время, при этом отключаю автоматическую проверку орфографии (файл-параметры-правописание).
Задание 4.3. Вставка символов (функция автоматической проверки орфографии отключена). В нужные места вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.
Прснльнй кмпьютр: сстмнй
блк (матринск плт, цнтрльнй прцсср,
пртвн пмть, жсткй дск), вншн стра, клвтр, мшь, мнтр, прнтр, кстчск клнк).
Задание 4.9. Склеивание и разрезание строк. 1. В текстовом редакторе открыть файл Строки.rtf:
Я не трус, но я боюсь! Да нам, царям, молоко нужно выдавать
за вредность! Этот нехороший человек предаст нас при первой же
опасности!
Бамбардия! Киргуду! Шутка! Шурик, это же не наш метод!
Восток – дело тонкое. Утром деньги – вечером стулья,
вечером деньги – ночью стулья…
Он, конечно. Виноват, но он… не виноват… Бриллиантовая рука
Иван Васильевич меняет профессию Джентльмены удачи
Двенадцать стульев Белое солнце пустыни Кавказская пленница
Операция
Ы и другие приключения Шурика Берегись автомобиля
2.Отредактируйте содержание файла так, чтобы каждая фраза и название
соответствующего ей фильма занимали ровно один абзац.
3. Сохранить в своей папке под именем Афоризмы.
Логический тест на выделение существенного (найди лишнее) 1. клавиатура, принтер, сканер, микрофон. 2. Монитор, принтер. Динамики, микрофон.
Игра «Компьютерные антиподы» Правила игры: Для каждого понятия укажите его антипод (противоположное по смыслу).
- Антивирусная программа – (компьютерный вирус)
- Жесткий магнитный диск – (дискета)
- Мышь - (клавиатура)
- Восстановление – (удаление)
- Программист – (пользователь)
- Пиратский – (лицензионный)
Функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает: 1.Знание назначения и пользовательские характеристики основных
устройств компьютера;
2.Знание основных видов программного обеспечения,
пользовательского интерфейса;
3.
Умение производить поиск, хранение, обработку
различных видов
информации с помощью соответствующего ПО.
Также мы с вами формируем
особый вид грамотности – информационную, которая предполагает:
- умение искать информацию, критически её оценивать, выбирать нужную,
использовать её и создавать новую;
- умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и
безудержного роста информации.
Экономическая грамотность предполагает умение учащихся решать задачи с экономическим содержанием.
Достаточно широко экономическое воспитание осуществляется при изучении темы «Электронные таблицы», где учащиеся должны научиться решать задачи с экономическим содержанием. При использовании вычислительных таблиц школьники видят, что можно произвести большие математические расчеты, затрачивая при этом меньше времени, чем, если бы они все это делали вручную. Это осуществляется за счет использования различных формул, которыми обладают электронные таблицы. Экономические задачи способствуют формированию у учащихся экономического мышления. При их решении с помощью электронных вычислительных таблиц дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности. Решение подобных задач способствует усвоению школьниками экономических понятий, которые используются в реальной действительности и пригодятся им в будущем.
Для формирования функциональной грамотности учащихся мной используются следующие технологии.
– применение программ-тренажеров. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки.
– применение программ-тестов, которые мной используются для диагностики и оценки результатов обучения.
– компьютерный эксперимент.
- проектная деятельность, при которой учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата.
Можно проверить свою готовность к формированию Функциональной грамотности на интенсиве Я Учитель. Можете пройти 4 бесплатных теста и оценить компетенции в данном направлении.
Использование платформы Российской электронной школы (РЭШ)
для оценки функциональной грамотности школьников
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.