Реализация индивидуального образовательного маршрута гимназиста
Оценка 4.9

Реализация индивидуального образовательного маршрута гимназиста

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
5 кл—7 кл
06.01.2017
Реализация индивидуального образовательного маршрута гимназиста
Формирование индивидуального образовательного маршрута гимназиста начинается еще в начальной школе посредством расстановки акцентов в изучаемых предметах, посещаемых студиях, делах и мероприятиях. Продолжается эта работа и в основной школе. Для фиксации результатов этой деятельности, а также для внутренней оценки качества образования можно использовать такую форму оценивания образовательных достижений, как портфолио, которое обладает большим потенциалом, являясь специально организованной индивидуальной подборкой материалов и документов, которая демонстрирует динамику развития и достижений обучающегося в различных областях. Цель применения портфолио: научить ребенка видеть свое развитие, постоянно анализировать, вносить коррективы, уметь применить к себе системно-деятельностный подход.
Реализация ИОМ гимназиста.doc

Реализация индивидуального образовательного маршрута гимназиста

 

Кобелева Г.А., учитель информатики

 

Традиционная система оценки, ориентированная в основном на контроль и проверку полученных знаний и умений, в стандартах второго поколения трансформируется в систему, направленную на управление учебным процессом и обеспечение его качества. В оценочную деятельность вовлечены не только педагоги, но и сами обучающееся, что обеспечивает качество образования и осознанный выбор индивидуального образовательного маршрута.

Для внутренней оценки качества образования можно использовать такую форму оценивания образовательных достижений, как портфолио, которое обладает большим потенциалом.

Портфолио — это не просто папка ученических работ и грамот, это спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует динамику развития и достижений обучающегося в различных областях.

В рамках ФГОС портфолио реализует следующие образовательные функции:

-       диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени;

-       целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом;

-       мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов;

-       содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ;

-       развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу;

-       рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.

Цель портфолио — собрать, систематизировать и зафиксировать не только результаты развития ученика, его достижения в различных областях, но и его усилия, динамику продвижения, прогресс.

В гимназии каждый гимназист совместно с родителями в сентябре формирует (выбирает) свой индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). ИОМ заложен в основу портфолио, которое имеет следующие разделы:

1. Сведения об обучающемся.

-       титульный лист;

-       анкета «Какой я» помогает ученику взглянуть на себя со стороны, а классному руководителю на первых порах больше узнать о своих учениках;

-       таблица «Мой индивидуальный образовательный маршрут» и позволяют отслеживать динамику интереса и производить корректировку ИОМ в конце каждого триместра;

-       графический образ «Карта оценки интереса» (рис.1). В карте каждый луч соответствует выбору ребенка. На нем учащийся откладывает точки: чем дальше точка от центра, тем, выше интерес к предмету (студии). Все точки соединяются линиями. Чем большую площадь охватывает фигура, тем более ребенок смотивирован на образовательную деятельность, тем выше его интерес. Такая процедура проводится в сентябре, декабре, мае. Если появляются новые интересы и предпочтения, дорисовываются дополнительные лучи.

2.  «Мои уроки и студии».

-       таблицы «Мои уроки» (рис. 2), «Мои студии в гимназии и вне её», в которых учащийся отмечает уроки, которые он выбрал для более глубокого изучения и мотивирует свое решение; указывает, какие студии, секции посещает;

-       таблица «Моя успеваемость» заполняется еженедельно, в ней проставляются средние баллы по всем предметам; таблица помогает ученику проанализировать изменение средних баллов и постараться выявить причины неудач и отметить успехи;

-                графики «Мой средний балл» (рис.4), «Мой рейтинг» наглядно показывают динамику этих значений.

      3. «Мои дела и мероприятия»

-       таблица "Мои дела и мероприятия" позволяет ученику отследить те мероприятия, которые ему наиболее интересны, в результате в классе сформировались творческие группы по организации различных дел;

-       рефлексия мероприятий с фотоколлажами в разнообразной форме.

4. «Портфолио работ» включает в себя выборку детских работ — творческих, проектных, исследовательских, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по изучаемым предметам, на студиях. Это должны быть работы, показывающие динамику развития ученика, его успешность, например, стартовая и итоговая диагностики по предметам, работы, получившие высокую оценку, «Дневник исследователя».

5. «Портфолио документов» содержит сертифицированные индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях, копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).

Портфолио в течение триместра хранятся в классе, работа с ними ведется еженедельно на классных часах.  На каникулы выдается ученику для доработки, дополнительного оформления. В конце учебного года проводится выставка портфолио, а также защита обучающимися своего индивидуального образовательного маршрута в классе под девизом «Успех рождает будущее».

Нужно помнить, что важен сам процесс работы: формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки (рис. 5, рис. 3) дают учащимся возможность эффективно управлять своей учебной деятельностью, способствуют развитию самосознания, воспитывают ответственность за результаты.

Ценность портфолио заключается в том, что  оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Поэтому очень важно учителю усвоить для себя и объяснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия в образовательной деятельности или творческой работе, а не только его результат.

Цель применения портфолио: научить ребенка видеть свое развитие, постоянно анализировать, вносить коррективы, уметь применить к себе системно-деятельностный подход.

Портфолио

-       позволяет классному руководителю своевременно видеть проблемы и реагировать на них (ничего не интересно, все интересно, интерес к предмету высокий, а отметки низкие; умение адекватно оценивать себя и партнеров по деятельности),

-       отображает  круг образовательных потребностей и интересов, процесс формирования предметного знания у детей, помогает обеспечить своевременную  и  целенаправленную коррекцию;

-       помогает выявить одаренных детей; увидеть расширение круга интересов, оказать своевременную помощь в формировании интереса, соотнести интерес и возможности (способности), выявить будущий профиль;

-       позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали, формируется навык самооценки, ребенок видит свое продвижение.

Портфолио – это эффективный ресурс для формирования и отслеживания уровня сформированности универсальных учебных действий, это совместный труд и ученика, и родителя, и психологов, и классного руководителя, и учителя-предметника.

 

Рисунок 1. Карта оценки интересов

Рисунок 2. Таблица «Мои уроки»

 

Индивидуальная образовательная траектория в рамках
УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Блок 1. Мои уроки

Предмет

Мотив

Почему?

Результат

Где пригодится?

Русский язык

Родной язык должен знать каждый

В общении с другими людьми, в проектной деятельности

Иностранный язык (1)

Хочу в совершенстве знать язык

Пригодится в общении с иностранцами

Иностранный язык (2)

Хочу научиться разговаривать и понимать английскую речь

Пригодится в общении с иностранцами

Математика

Царица наук

Для учебы в вузе, хочу принять участие в олимпиаде

Информатика

Хочу освоить работу на компьютере

В работе

Технология

Хочу научиться рукоделию

В жизни

 

Рисунок 3. Самооценка «Итоги триместра»

 

Итоги 1 триместра

Мои успехи в учебной деятельности (в целом и по ВЫБРАННЫМ предметам)

Я стала отличницей, я очень этому рада. Я молодец!

 

Мой средний балл

Мой рейтинг

1 неделя

11 неделя

Изменение

1 неделя

11 неделя

Изменение

4,61

4,71

вырос

7

4

вырос

 

Мои успехи и достижения на студиях, в секциях…

На студии «Рукодельница» вяжу шарф, уже связала половину

Трудности и проблемы в 1 триместре

Я уезжала в лагерь «Орленок», поэтому много пропустила, пришлось стараться и догонять.

Самое запомнившееся дело (урок, занятие студии, мероприятие, конкурс…). Что понравилось, почему?

Поездка в Котельнич. Динозавры такие классные и живописные. Погода была замечательная, было весело и интересно. Понравился рассказ экскурсовода.

Цели и планы на 2 триместр

Выйти отличницей, повысить средний балл и рейтинг. Принять участие во множестве конкурсов.

 

Рисунок 4. График «Мой средний балл»

 

 

 

 

 

Рисунок  5. Самооценка урочной деятельности

 

Предмет

Выполнение домашнего задания

Активность на уроке

Старание

Результаты к/р, пр/р, диктантов…

Дополнительные задания

Посещение студии

Участие в конкурсах и олимпиадах

(всегда, иногда, редко)

 

 

 

 

Русский язык

всегда

всегда

всегда

5

иногда

нет

да

Немецкий язык

всегда

всегда

всегда

5

не беру

нет

редко

Английский язык

всегда

всегда

всегда

5

не беру

нет

нет

Математика

всегда

всегда

всегда

5

часто

да

да

Информатика

всегда

всегда

всегда

5

не беру

нет

да

Технология

всегда

всегда

всегда

5

не беру

да

да

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Реализация индивидуального образовательного маршрута гимназиста

Реализация индивидуального образовательного маршрута гимназиста

Какой я» помогает ученику взглянуть на себя со стороны, а классному руководителю на первых порах больше узнать о своих учениках; - таблица «Мой индивидуальный образовательный…

Какой я» помогает ученику взглянуть на себя со стороны, а классному руководителю на первых порах больше узнать о своих учениках; - таблица «Мой индивидуальный образовательный…

Портфолио в течение триместра хранятся в классе, работа с ними ведется еженедельно на классных часах

Портфолио в течение триместра хранятся в классе, работа с ними ведется еженедельно на классных часах

Рисунок 1. Карта оценки интересов

Рисунок 1. Карта оценки интересов

Рисунок 3. Самооценка «Итоги триместра»

Рисунок 3. Самооценка «Итоги триместра»

Рисунок 5. Самооценка урочной деятельности

Рисунок 5. Самооценка урочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017