Речь. Формы речи

  • docx
  • 30.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5,6класс.docx

Тема: Речь. Формы речи

Цели: дать понятие о разнообразии средств выражения мыслей, знаний, чувств, о значении языка в жизни людей, об основных функциях языка; выявить общее и различное в устном и письменном общении; формировать мотивацию к изучению русского языка, знания о родном языке, о традициях, культуре

Ход урока

I.            Организационный момент

Фронтальный опрос

В какой форме существует язык? (устная , письменная)

Что значит устная речь? (речь произносимая звучащая)

Эта речь связана с написанием слов как она называется? (письменная)

1. Беседа.

Если мы заглянем в словарь, то увидим, что у слова «язык» множество значений. Мы будем говорить о языке как средстве передачи мыслей, знаний, чувств, как средстве общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть и другие языки, созданные для передачи мыслей, знаний, чувств. Свой язык имеет математика. Язык математики передает информацию с помощью специальных математических знаков. Язык формул позволяет выразить мысль сжато, кратко, точно.

Цветовая палитра - тоже своеобразный язык. Красный - цвет любви, радости; розовый - нежности; черный - печали и т. д.

Существует, например, язык цветов, с помощью которого можно без слов передать свои чувства другому человеку. К примеру, красная роза - признание в любви; белая роза, гвоздика, лилия - знак чистоты; красная гвоздика - очарование, розовая - «никогда тебя не забуду»; желтая лилия - благодарность; амариллис - гордость; астра - любовь и нежность; фиалка - верность, добродетель; красный тюльпан - удача; ландыш - покорность и смирение; пион - сострадание и сочувствие; ирис - вера, надежда; сирень - красота и т. д.

Есть также язык жестов. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание - «нет», а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен - «да».

Имеются и другие «бессловесные языки» - язык музыки, язык

танца, язык мимики и т. д.

Задание. Попробуем с помощью мимики передать удивление, восторг, печаль, недовольство, радость.

Язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например, по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

Итак, язык - важнейшее средство общения между людьми.

Задания

1. Впиши в поля подходящие по смыслу слова из списка:

 

язык
речь
речью
общаться

 

1. . . . . . . .   - это исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе (толковый словарь С. Ожегова).

 

2.  . . . . . . . . - это не только звуки, слова, словосочетания, предложения, но и правила их употребления.

 

3. Владеть . . . . . . . - это значит не только уметь говорить, но и уметь задавать вопросы собеседнику, выразить своё согласие и несогласие, умение начать и поддерживать разговор.

 

2. Дополни пословицы и фразеологизмы о языке и речи

1. ........... до Киева доведёт.

 

2. За ........... в карман не полезет.

 

3. Больше верь своим очам, нежели чужим ........... .

 

3. Прочтите пословицы, подумайте над их смыслом.

 

1. Что написано пером – того не вырубишь топором

2. Ласковым словом и камень растопишь

3. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

4. То же слово, да не так бы молвить.

5. Выстрелив, пули не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

6. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

7. Язык голубит, язык и губит.

Продолжите предложения:

Я научился…

Я узнал на уроке…

Мне было трудно, когда…

Мне было интересно…

Формулируют простые выводы.

7 класс

 Для чего людям нужна речь?

—    Подумай и ответь, какими должны быть слова, которые вы употребляете в речи?

—    Как вы понимаете значение слова «Общение»?

 

Словарная работа:

      Общение (или коммуникацияот латинского communicatio – «сообщение») – это передача от одного лица другому какого-либо сообщения, вопроса, побуждения.

 

—    Что такое язык?

—    Как вы понимаете значение данного слова?

—    Для чего нужен язык людям?

—    Почему нужно учиться языку?

—    Все ли языки являются средством общения?

—    Работа в словарных тетрадях.

 

        Запись в словарные тетради слов, их толкование:

 

        ОБЩЕНИЕ – взаимные сношения, деловая или дружеская связь.

        КОММУНИКАЦИЯ – 1. Путь сообщения, линия связи. 2. Сообщение, общение.

        ДИАЛОГ – 1. Разговор между двумя лицами, обмен репликами. 2. Переговоры, контакты между двумя странами, сторонами. 

        МОНОЛОГ – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

 

—    В чем различие языков?  (Каждый язык имеет свой звуковой и грамматический строй, словарный состав.) Каждый язык имеет свое место, свою роль в обществе многонационального государства. Государственным языком признан язык коренной национальности – русский. И язык межнационального общения – русский.

 

Язык как важнейшее средство человеческого общения IV. Беседа по вопросам:

 

1.      Может ли наша многонациональная Россия развиваться без государственного языка? А без языка межнационального общения?

2.      Почему русский язык признан языком межнационального общения?

3.      Какие функции выполняют государственный язык и язык межнационального общения?

4.      Как вы понимаете слова К.Кулиева, балкарского поэта: «Язык – живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище». Разверните это утверждение.

5.      Почему человек любой национальности может подписаться под словами: «Я хочу, чтобы мой язык… жил и развивался»? Обоснуйте ответ.

 Какую функцию выполняет русский язык?

 Почему его называют «мировым языком», «язык межнационального общения»?

 Приведите примеры, когда трудно обойтись без знания русского языка.

 

V. Работа в тетрадях. 

Знаешь ли ты пословицы?   Игра: «Закончи пословицу»:

Бритва скребёт, а (слово режет).

Доброе слово (дороже богатства).

Доброе слово сказать (посошок в руку дать).

Человек без родины, что (соловей без песни).

Наговорился, что (смёду напился).

Добавь по одной букве, чтобы получились новые слова: 

__оса                    ___оса

___раб                  ___вал

___рак                  ___рак

___рис                 ___ель

___лот                  ___лот

Составь слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы:

Ерпо - ________________

Евредо - ______________

Лкбуинак - ____________

Соак - ______________

Меакьн - ___________

Окамднри -_________

Упкс - _____________

Вцтеко -____________

Прочитай задом наперед и запиши предложения:

горосоН теадоб могор

еН етитуш с могоросон!

И аз йокрог, и доп йокрог,

доП йозереб , и доп йокле,

имадовороХ и в дяр

В хапялш ыцдолом тяотс.

 

8 класс.

III.        Лекция о функциях русского языка в современном мире с использованием презентации.Учащиеся в тетрадях составляют план лекции.

- Задумывались ли вы, ребята, над вопросом, сколько на свете языков? Учёные считают, что сегодня в мире более 5 тысяч языков и диалектов. Причём, хорошо изучены только около 500. Язык – живое, развивающееся явление. Как всё в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. На сегодняшний день 140 языков считаются «умирающими», потому что на них с каждым годом говорит всё меньше людей. А такие языки, как древнегреческий и латинский, и вовсе считаются мёртвыми, поскольку на них никто не говорит. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки.

Какое же место принадлежит в этой огромной системе русскому языку? Он является одним из самых распространённых языков на земном шаре, занимая пятое место в мире после английского, китайского, хинди и испанского. В настоящее время русский язык является родным почти для 164 миллионов человек. Свыше 114 миллионов владеют русским как вторым языком (преимущественно в государствах СНГ и Балтии) или знают его как иностранный (в странах дальнего зарубежья).

История происхождения русского языка уходит в глубокую древность. Примерно во II – I тыс. до н. э. из группы индоевропейских языков выделился праславянский язык, просуществовавший до 6 века. Затем он распался на три ветви: восточнославянскую (русский, украинский, белорусский языки), южнославянскую (болгарский, македонский, сербо-хорватский, словенский языки) и западнославянскую (чешский, словацкий, польский, верхне- и нижнелужицкий языки).

Как и у любого другого языка, у русского два назначения – служить общению людей и быть средством выражения мысли. Язык как средство общения – это мышление для всех, мысли вслух. Язык как средство мышления – это общение с самим собой, внутренний диалог. Эти две функции языка неразрывно связаны между собой.

Есть у языка и другие функции. Говорящий, как правило, не просто что-то сообщает, но и выражает своё отношение к тому, что говорит: радость, удивление, недоброжелательность, страх. Для этого в языке есть особые средства. Эта функция языка называетсяэкспрессивной.

Ещё одна функция – поэтическая: создаются произведения, где язык становится художественной ценностью, с помощью языка создаётся прекрасное.

Русский язык – родной язык русского народа. Он является государственным языком на территории Российской Федерации, то есть обслуживает потребности людей и в быту, и на работе, а также является официальным языком государства, науки, культуры.

На территории РФ существует 174 языка. И именно русский язык выполняет функцию межнационального общения. Без такого общения были бы невозможны связи людей различных национальностей, проживающих в одном регионе.

В XX веке русский язык вошёл в число так называемых мировых (глобальных) языков. Распространение русского языка географически и территориально было во многом следствием деятельности Российской империи, затем СССР, а ныне Российской Федерации, которая является крупнейшим суверенным государством планеты. Подобный мировой статус русского языка был закреплён в Организации Объединённых Наций, где русский, наряду с английским, арабским, испанским, французским и китайским языками является одним из рабочих языков. На нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения.

IV. Закрепление изученного.

- Какое место занимает русский язык в системе языков?

- Каковы основные функции любого языка? Какая из этих функций, по вашему мнению, главная, какая возникла раньше другой? Аргументируйте свою версию.

- Назовите другие функции русского языка.

- Как вы понимаете «государственный язык»? Запишите определение в тетради.

- В каких случаях проявляется функция межнационального общения?

- Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?