Речь. Значение речи. Органы речи

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 43.docx

Дата

 

 

 

Завуч по УР    

Класс

 

____________Р.С-С.Алиханова

Речь. Значение речи. Органы речи

 

Цель: изучить особенности второй сигнальной системы.

Задачи:

Образовательная:

·         актуализировать знания о слуховых анализаторах;

·         познакомить с особенностями речи как высшей функцией центральной нервной системы;

·         сформировать понятие о физиологических основах языка;

·         показать роль языка в жизнедеятельности человека.

Развивающая:

·         продолжить формирование познавательной активности учащихся, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно добывать знания, развивать интерес к изучаемому предмету, умение работать индивидуально и в парах, оценивать результаты своего труда;

·         развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, услышанное, делать краткие записи, работать со словарём, представлять основные мысли в виде схем);

·         развивать интеллектуальные умения (учить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера, проблемные вопросы), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать;

·         развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, чётко, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

Воспитательная:

·         воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учебе, формировать артистические способности у учащихся, расширить их кругозор;

·          воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра дополнительного материала на электронном носителе, выполнения заданий;

·         воспитывать критическую и объективную самооценку знаний;

·         значение полученных знаний для сохранения здоровья.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Основные понятия и термины: речь: внешняя, внутренняя; язык.

Оборудование и материалы:

 

ХОД УРОКА

1.    Организационный момент.

2.    Актуализация опорных знаний.

3.    Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

На нашей планете обитает огромное количество живых организмов. Самыми близкими родственниками человека, являются представители класса Млекопитающие. К которому, собственно, мы и относимся.

Так вот, на сегодняшний день насчитывается около 5000 видов млекопитающих. И только один из них обладает уникальным свойством.

·         Что это за свойство? (Это свойство – речь).

Проблемный вопрос: Чем отличается речь попугаев от речи человека?

Учащиеся формулируют тему, цели и задачи урока.

4.    Изучение нового материала.

 

1.    Общая характеристика речи как высшей функции центральной нервной системы.

Способности к познавательной деятельности у человека неизменно выше, чем у животных. Конечно, высокая способность к познавательной деятельности передается человеку с генетическим материалом от предков, но в то же время огромное влияние оказывает и окружающая ребенка среда. Так, ребенок, выращенный волками, никогда не сможет обладать способностями нормального человека, хотя его генетический материал находится в полном порядке.

В своей жизни животные реагируют только на те предметы и явления, которые они могут почувствовать через свои анализаторы: обонятельный, зрительный, слуховой и др., то есть посредством первой сигнальной системы. Люди же, в отличие от животных, пользуются еще и речью – второй сигнальной системой.

Сигнальной системой называют комплекс условно- и безусловно - рефлекторных связей центральной нервной системы человека и животных с окружающей их средой.

 

·         Что является раздражителями второй сигнальной системы? (слова в их звуковой форме – устная речь; зрительная форма – письменная речь).

 

Звуки и начертания слов, будучи вначале для отдельного человека нейтральными раздражителями, становятся условными речевыми раздражителями в процессе повторного сочетания их с первосигнальными раздражителями, вызывающими восприятия и ощущения предметов и их свойств.

В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми сочетались. Образовавшиеся при этом временные нервные связи в дальнейшем укрепляются путем постоянных речевых подкреплений, делаются прочными и приобретают двусторонний характер: вид предмета немедленно вызывает реакцию его называния, и, наоборот, слышимое или видимое слово сейчас же вызывает представление обозначаемого этим словом предмета.

Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.
Все речевые анализаторы закладываться в обоих полушариях, но развиваться только с одной стороны (у правшей – слева, у левшей – справа).

 

Работа с текстом и рисунком мозга человека, разделенного на поля.

Ребятам предлагается текст (приложение 2) , в котором указано, какое поле за что отвечает. В ходе чтения, учащиеся закрашивают эти поля на рисунке мозга (приложение 3). И отмечают основные процессы, происходящие в этих полях.

 

2.    Особенности речевых органов человека.

Просмотр видеофрагмента «Речь».

Дополнение учителя. Таблица «Строение речевого аппарата».

Речевой аппарат представляет собой совокупность взаимодействующих между собой органов человека, которые активно участвуют в возникновении звуков и речевого дыхания, образуя тем самым речь. К речевому аппарату относятся органы слуха, артикуляции, дыхания и центральная нервная система.

О том какие процессы происходят в ЦНС, мы с вами уже узнали. Мозг взаимодействует с периферическим отделом посредством центростремительных и центробежных путей. Вторые посылают сигналы мозга к органам речевого аппарата. Ну а первые отвечают за доставку ответного сигнала.

Периферический речевой аппарат состоит еще из трех отделов.

Дыхательный отдел. Все мы знаем, что дыхание – это важнейший физиологический процесс. Человек дышит рефлекторно, не думая об этом. Речь всегда образуется на выдохе. Поэтому поток воздуха, создаваемый человеком при разговоре, выполняет артикуляционную и голосообразующую функции одновременно. Если этот принцип каким-либо образом нарушается, речь тут же искажается. Именно поэтому многие ораторы уделяют внимание речевому дыханию. Дыхательные органы речевого аппарата представлены легкими, бронхами, межреберными мышцами и диафрагмой.

Голосовой отдел. Голос имеет три главные характеристики: сила, тембр и высота. Колебание голосовых связок приводит к тому, что поток воздуха из легких превращается в колебания мелких воздушных частиц. Эти пульсации, передаваясь в окружающую среду, создают звук голоса. Сила голоса главным образом зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая регулируется силой воздушного потока. Тембр можно назвать звуковой окраской. У всех людей он отличается и зависит от формы вибратора, создающего колебания связок. Что же касается высоты голоса, то она обусловлена степенью натяжения голосовых складок. То есть зависит от того, насколько сильное влияние на них может оказать поток воздуха.

Артикуляционный отдел. Речевой артикуляционный аппарат по-простому называют звукопроизносящим. Он включает в себя две группы органов: активные и пассивные.

Активные органы. Как можно понять из названия, эти органы могут быть подвижными и принимают непосредственное участие в образовании голоса. Представлены они языком, губами, мягким небом и нижней челюстью. Так как эти органы состоят из мышечных волокон, они поддаются тренировке. Когда органы речи меняют свое положение, в различных частях звукопроизносящего аппарата возникают сужения и затворы. Это приводит к образованию звука того ли иного характера. Мягкое небо и нижняя челюсть человека могут подниматься и опускаться. Этим движением они открывают или закрывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть отвечает за образование ударных гласных, а именно звуков: «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э». Основной орган артикуляции – язык. Благодаря обилию мышц он чрезвычайно подвижен. Язык может: укорачиваться и удлиняться, становиться уже и шире, быть плоским и выгнутым. Человеческие губы, будучи подвижным образованием, принимают активное участие в образовании слов и звуков. Губы меняют свою форму и размер, обеспечивая произношение гласных звуков. Мягкое небо, или, как его еще называют, небная занавеска, является продолжением твердого неба и лежит вверху ротовой полости. Оно, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься, отделяя глотку от носоглотки. Мягкое небо берет свое начало за альвеолами, около верхних зубов и заканчивается маленьким язычком. Когда человек произносит любые звуки, кроме «М» и «Н», небная занавеска поднимается. Если она по каким-то причинам опущена или неподвижна, звук выходит «носовым». Голос получается гнусавым. Причина тому проста – когда небная занавеска опущена, звуковые волны вместе с воздухом попадают в носоглотку.

Пассивные органы. Речевой аппарат человека, а точнее его артикуляционный отдел, включает также неподвижные органы, которые являются опорой для подвижных. Это зубы, носовая полость, твердое небо, альвеолы, гортань и глотка. Несмотря на то что эти органы пассивны, они оказывают огромное влияние на технику речи.

 

3.    Язык – средство реализации речи.

Используя дополнительную литературу, составить сравнительную таблицу « Отличия языка от речи».

 

4.    Развитие речи у детей.

Развитие речи у ребенка проходит несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи у ребенка:

·         Первый период является периодом подготовления словесной речи. Этот период длится до конца первого года жизни ребенка.

·         Второй период — это период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи. В нормальных условиях он протекает достаточно быстро и, как правило, заканчивается к концу третьего года жизни.

·         Третий период — это период развития языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов. Этот период охватывает дошкольный возраст ребенка, т. е. начинается в возрасте трех лет и длится до шести или семи лет.

·         Последний, четвертый период связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

5.    Виды речи.

hello_html_7940ec2.jpg

5.Закрепление изученного материала.

Что-то наподобие человеческой «речи» можно услышать от попугаев. В литературе известен такой факт: один попугай умел выговаривать фразу «Как ярко светит солнце». Но он ее выкрикивал и тогда, когда за окном стояла ночь. Теперь, после того, как мы с вами изучили особенности речи, ответьте на вопрос.

·         Можно ли говорить здесь о речи? (Это неосознанное, механическое соединение определенных звуков, достигнутое вследствие дрессировки).

6.    Подведение итогов.

Анализ работы учащихся на уроке, выставление отметок за урок.

7.    Рефлексия.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

8. Домашнее задание.

Чит 88-89, параграф 33, отвечать на вопросы. Творческое задание: Сообщение на тему «Нарушение речи».


 

Скачано с www.znanio.ru