Речевая разминка.
Упражнения на дикцию и артикуляцию.
Цель: Добиться ясности и чистоты произношения, устранить не поворотливость губ, скованность челюстей, вялость языка, торопливость, замедленность и некоторые другие недостатки речи.
I. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ.
1. Раскрытие рта. Первым условием четкой легкой речи является свободно и широко открывающийся рот. Надо, чтобы во время упражнения рот раскрывался в вертикальном направлении (опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой) безо всякого напряжения губ и челюстей. Это упражнение повторяется несколько раз.
2. Подтягивание верхней губы к деснам зубов. Это упражнение рассчитано на развитие «вялой» губы, тормозящей четкость, а часто и звучность речи. Подтягивать верх губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до десен были видны.
3. Опускание нижней губы к деснам зубов. Нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении и вниз на столько, чтобы были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна и рот полураскрыт.
4. Движения сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в стороны. Упражнение должно быть проделано при крепко сжатых зубах, вытягиваться должны лишь губы. Образование гласных звуков в речи и пении зависит именно от умения четко сформировать губы для того или иного звука и дать таким образом правильно направленный и четко сформированные звуки.
Упражнения для языка.
Хорошее, четкое произношение зависит также от гибкости и точности движения языка.
1. Язык лежит плоско, с небольшим углублением, кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.
2. Движение кончика языка к передним верхним зубам. Это движение повторяется несколько раз, причем нижняя челюсть во время этого упражнения должна быть совершенно неподвижной.
3. Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щек. Для достижения набольшей крепости и гибкости мышц языка следует, также как и в предыдущем упражнении, сохранять неподвижность нижней челюсти.
II. Произнести гласные, как указаны ниже, добиваясь правильной артикуляции и нужного звучания:
И – рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются с зубами. Зубы неплотно сомкнуты. Кончик языка несколько приподнят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.
Произнести звук и нараспев. Слушать, благозвучно ли получается звук.
Э – рот раскрыт больше, чем при произнесении и . Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов. Произнести э , затем иэ.
А – рот раскрыт шире, чем при э. язык лежит распластавшись, кончик его касается нижних передних зубов. Произнести а, затем эа.
О – губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько приподнят у корня. Произнести о, затем эо, затем ао, сравнить звуки и их артикуляцию.
У – губы вытянуты вперед, язык несколько приподнят. Произнести у, затем ау, эу, иу.
Ы – губы растянуты и раскрыты, как при и, язык приподнят по направлению к мягкому небу. Произнести ы, затем иы.
Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные: и, э, а, у, ы.
III. Произнести поочередно звонкие и глухие согласные: б–п, в–ф, г–х- к, д–т, з–с.
Произнести твердые согласные: б, в, г, д, ж, з, п, ф, к, т, ш, с.
Произнести мягкие согласные: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [п'], [ф'], [к'], [т'], [с'].
Произнести твердые и мягкие согласные и сочетания их с гласными:
л - [л']: лы, лэ, ла, ло, лу; ли, ле, ля, лё, лю.
р - [р']: ры, рэ, ра, ро, ру; ри, ре, ря, рё, рю.
м - [м']: мы, мэ, ма, мо, му; ми, ме, мя, мё, мю.
н - [н']: ны, нэ, на, но, ну; ни, не, ня, нё, ню.
IV. Отработать произношение звуков в скороговорках и чистоговорках.
· Труд кормит – лень портит.
· Коротко и ясно – оттого и прекрасно.
· Один раз солгал – в другой не поверят.
· Тимка потерял ботинки.
· На носу у пса – оса.
Скорей сюда! Спасайте пса!
· На заборе – не гвоздики, на заборе гвоздики.
· Звонко прозвенел звонок – звал Захара на урок.
· Не бывает улова у ленивого рыболова.
· Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
· Дружба – дружбой, служба – службой.
· Маленькое дело лучше большого безделья.
· Раз солгал – на век лгуном стал.
· Лохматый Михаил – в лоптях,
А хромой Харитон – в туфлях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.