"Речевая разминка"

  • doc
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Речевая разминка.doc

 

Речевая разминка.

Упражнения на дикцию и артикуляцию.

Цель: Добиться ясности и чистоты произношения, устранить не поворотливость губ, скованность челюстей, вялость языка, торопливость, замедленность и некоторые другие недостатки речи.

I.  Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ.

1.     Раскрытие рта. Первым условием четкой легкой речи является свободно и широко открывающийся рот. Надо, чтобы во время упражнения рот раскрывался в вертикальном направлении (опускается нижняя челюсть примерно на два пальца, положенных один на другой) безо всякого напряжения губ и челюстей. Это упражнение повторяется несколько раз.

2.     Подтягивание верхней губы к деснам зубов. Это упражнение рассчитано на развитие «вялой» губы, тормозящей четкость, а часто и звучность речи. Подтягивать верх губу нужно несколько раз подряд таким образом, чтобы все передние зубы до десен были видны.

3.     Опускание нижней губы к деснам зубов. Нижняя губа оттягивается в горизонтальном направлении и вниз на столько, чтобы были видны передние нижние зубы. Нижняя челюсть в это время неподвижна и рот полураскрыт.

4.     Движения сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем в стороны. Упражнение должно быть проделано при крепко сжатых зубах, вытягиваться должны лишь губы. Образование гласных звуков в речи и пении зависит именно от умения четко сформировать губы для того или иного звука и дать таким образом правильно направленный и четко сформированные звуки.

Упражнения для языка.

Хорошее, четкое произношение зависит также от гибкости и точности  движения языка.

1.     Язык лежит плоско, с небольшим углублением, кончик языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен, как в момент зевка. Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло.

2.     Движение кончика языка к передним верхним зубам. Это движение повторяется несколько раз, причем нижняя челюсть во время этого упражнения должна быть совершенно неподвижной.

3.     Движение языка вправо и влево по направлению к внутренней стороне щек. Для достижения набольшей крепости и гибкости мышц языка следует, также как и в предыдущем упражнении, сохранять неподвижность нижней челюсти.

 

 

 

II. Произнести гласные, как указаны ниже, добиваясь правильной артикуляции и нужного звучания:

И – рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются с зубами. Зубы неплотно сомкнуты. Кончик языка несколько приподнят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.

Произнести звук и нараспев. Слушать, благозвучно ли получается звук.

Э – рот раскрыт больше, чем при произнесении и . Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов. Произнести э , затем иэ.

А – рот раскрыт шире, чем при э. язык лежит распластавшись, кончик его касается нижних передних зубов. Произнести а, затем эа.

О – губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько приподнят у корня. Произнести о, затем эо, затем ао, сравнить звуки и их артикуляцию.

У – губы вытянуты вперед, язык несколько приподнят. Произнести у, затем ау, эу, иу.

Ы – губы растянуты и раскрыты, как при и, язык приподнят по направлению к мягкому небу. Произнести ы, затем иы.

Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные: и, э, а, у, ы.

III.  Произнести поочередно звонкие и глухие согласные: б–п, в–ф, г–х- к, д–т, з–с.

Произнести твердые согласные: б, в, г, д, ж, з, п, ф, к, т, ш, с.

Произнести мягкие согласные: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'], [п'], [ф'], [к'], [т'], [с'].

Произнести твердые и мягкие согласные и сочетания их с гласными:

л - [л']: лы, лэ, ла, ло, лу; ли, ле, ля, лё, лю.

р - [р']: ры, рэ, ра, ро, ру; ри, ре, ря, рё, рю.

м - [м']: мы, мэ, ма, мо, му; ми, ме, мя, мё, мю.

н - [н']: ны, нэ, на, но, ну; ни, не, ня, нё, ню.

IV. Отработать произношение звуков в скороговорках и чистоговорках.

·                    Труд кормит – лень портит.

·                    Коротко и ясно – оттого и прекрасно.

·                    Один раз солгал – в другой не поверят.

·                    Тимка потерял ботинки.

·                    На носу у пса – оса.

Скорей сюда! Спасайте пса!

·                    На заборе – не гвоздики, на заборе гвоздики.

·                    Звонко прозвенел звонок – звал Захара на урок.

·                    Не бывает улова у ленивого рыболова.

·                    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

·                    Дружба – дружбой, служба – службой.

·                    Маленькое дело лучше большого безделья.

·                    Раз солгал – на век лгуном стал.

·                    Лохматый Михаил – в лоптях,

А хромой Харитон – в туфлях.