Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи с целью обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования.
Оценка 4.6

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи с целью обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования.

Оценка 4.6
doc
22.04.2021
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи с целью обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования.
Статья в СМИ, 2021 -Буркова.doc

 

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи с целью обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования

(из опыта работы)

Буркова Галина Салимгареевна,

учитель – логопед ВКК,

 МБДОУ – детский сад

комбинированного вида № 102

 г. Екатеринбург

Актуальность концепции развития предпосылок к формированию коммуникативных универсальных учебных действий для детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью сохранения единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы. Исходя из рекомендаций экспертной комиссии, была поставлена цель педагогической деятельности – создание условий для формирования предпосылок к развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с нарушением речи посредством современных образовательных технологий, способствующих речевому развитию детей.

Согласно цели, были поставлены следующие задачи:

-  апробировать систему деятельности по созданию условий для формирования предпосылок к развитию коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи;

- обогатить развивающую предметно – пространственную среду логопедического кабинета материалами, способствующими развитию коммуникативных навыков;

- внедрить эффективные формы взаимодействия с родителями и педагогами для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Согласно целевым ориентирам, прописанным во ФГОС ДО (п. 4.6), на этапе завершения дошкольного образования «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения».

В рамках поставленных задач с учётом принципов ФГОС ДО был разработан и внедрён в образовательный процесс проект «Вежливый Говорилка» по формированию предпосылок к развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Наша работа по этому направлению осложнена структурой речевого дефекта детей. Большинство детей имеет общее недоразвитие речи. Система деятельности включает в себя взаимодействие всех участников образовательных отношений и предполагает использование разнообразных образовательных технологий. Данная система реализуется в организации образовательной деятельности, направлена на создание условий для формирования предпосылок к развитию коммуникативных умений детей с нарушениями речи, определяет способы и направления взаимодействия участников.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета обогащена в соответствии с современными требованиями. При создании развивающей предметно-пространственной среды кабинета соблюдала санитарно – гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, красочность, привлекательность и доступность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Согласно ФГОС ДО с целью повышения эффективности образовательной деятельности с детьми, предпочтение отдавалось личностно-ориентированным технологиям. Благодаря этому в центр всей образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития.  Создание условий для формирования предпосылок к развитию коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи в логопедической работе в условиях ДОУ направлено на всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка с учётом необходимости преодоления или компенсации его речевого дефекта. Для организации игровых ситуаций публичного выступления – мы используем приобретенный микрофон, «Элефон», «Говорящую кнопку», «Говорящее зеркало», поддерживающие функции диктофона.

         Формирование предпосылок к успешному общению у старших дошкольников включает разные направления работы – первоначально проводится работа по развитию общей и мелкой моторики, совершенствованию пространственных представлений — используем разнообразные игры, присказки и оречевление движений - игры с прищепками, фишками, магнитами, мягкий конструктор, пазлы, шнуровки, мозаика; проводится работа по коррекции звукопроизношения, параллельно происходит формирование и совершенствование фонематической системы, совершенствование ЛГ стороны речи и развитие связной устной речи.

         В процессе совместной деятельности проводится работа по развитию коммуникативных навыков - организуются публичные и театрализованные выступления, ребята учатся выстраивать диалог в определенной заданной ситуации, в играх, в непосредственном общении детей друг с другом, участвуют в конкурсах, например, конкурс чтецов «Звёздочки», презентуют свои проекты на предлагаемые темы: «Улицы нашего города», «Моя любимая книга», «Традиции моей семьи», «Яркие рассказы». Недавно наши воспитанники презентовали книжки — малышки в рамках проекта «Вежливые сказки». В группах созданы центры речевого развития «Советы логопеда», «Страничка логопеда». Всё это помогло лучше организовать образовательную деятельность с детьми. Некоторые дети с тяжелым нарушением речи предпочитают отмалчиваться, стесняются своего речевого дефекта. Поэтому в коррекционной работе - непосредственно образовательной деятельности и ситуациях общения — необходимо создавать условия, где стимулируется речевая активность детей использованием разнообразных приемов по развитию всех сторон речи. Посредством игровых приемов, используемых в работе, мы добиваемся нужного результата — развиваем навык самоконтроля, необходимый в практической работе и в дальнейшей жизни детей старшего дошкольного возраста, совершенствуем их умение выражать свои мысли, слушать и слышать говорящего, умение выполнять задания по словесной инструкции, умения отвечать на вопросы полными предложениями, развиваем умения вступать в диалог и продуктивно взаимодействовать в общении, избегая конфликтов, либо решая их конструктивными вежливыми действиями.

В подготовительный период особое внимание уделялось играм, способствующим развитию психологической базы речи, развитию познавательной мотивации и умственной активности, смелости и гибкости мышления. В процессе проведения разных форм деятельности создаются игровые образовательные ситуации, проводятся речевые олимпиады, турниры, КВН, игры со словами, разгадываются ребусы и кроссворды, ребята рассказывают о своих речевых проектах. Для привлечения внимания к вежливым фразам и словам используются дидактические игры, разнообразные загадки-обманки, игры – ходилки и упражнения по развитию умения вежливого общения. Например, используются такие задания для работы в парах и группах, как «Помоги помириться друзьям», «Сочини вежливую сказку», «Как решить вопрос без драки?» и подобные. Представление театрализованных постановок, музыкальных сказок разных групп друг другу способствует умению выступать публично, развивают внимание, восприятие и память, являющихся очень важными процессами при формировании коммуникативных навыков. Для воспитанников других групп проведены показы сказок «Доктор Чики», «Гуси — лебеди», «Золушка», «Козленок, который считал до 10», «Волк и семеро козлят». Общение детей между собой, совместные мероприятия детей из разных групп способствует развитию коммуникативных навыков, поддержанию интереса к языку в целом.

Взаимодействие с родителями осуществляется разнообразными способами: традиционно через индивидуальные консультации и беседы, логопедические центры в группах, а также через электронную почту и сайт ДОУ. Внедряются активные формы и методы работы поддержки образовательных инициатив семьи. Для повышения уровня педагогической компетентности в создании условий для формирования предпосылок к развитию коммуникативных универсальных учебных действий средствами игровых технологий:

- актерская мастерская — родители участвуют в организации праздников, утренников и развлечений для детей, играя роли в театрализованных представлениях и сказках;

- проводила мастер – классы для родителей «Альбом радужных воспоминаний», «Уроки вежливости для дошколят» и т.п.;

- организовывали совместные выступления детей и родителей на публике перед детьми группы по разным темам «Красная книга России», «Мои любимые динозавры».  Тематика выступлений зависит от интересов детей конкретной группы и социального запроса родителей;

- проводили акцию по созданию игровых материалов для развития речи, в результате у нас появились разные игры для развития силы и продолжительности ротового выдоха, совершенствования фонематических процессов и т.д.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.64 п.1), указано «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Наша деятельность, на мой взгляд, во многом способствует развитию всех перечисленных выше личностных качеств дошкольников с нарушением речи и способствует их успешной адаптации в школе. В результате проведенной работы с использованием современных педагогических технологий у детей старшего дошкольного возраста сформировались предпосылки к формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, обладают развитым воображением, проявляют инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности и общении; могут обращаться с вопросами и просьбами; стремятся к общению со взрослыми и сверстниками, умеют вступать в диалог с собеседником, умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, развивают умение работать в группе и парах с использованием этикета общения.

 

 

 

 

 


Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи с целью обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования (из опыта работы)

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи с целью обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования (из опыта работы)

Данная система реализуется в организации образовательной деятельности, направлена на создание условий для формирования предпосылок к развитию коммуникативных умений детей с нарушениями речи, определяет способы и…

Данная система реализуется в организации образовательной деятельности, направлена на создание условий для формирования предпосылок к развитию коммуникативных умений детей с нарушениями речи, определяет способы и…

Традиции моей семьи», «Яркие рассказы»

Традиции моей семьи», «Яркие рассказы»

Альбом радужных воспоминаний», «Уроки вежливости для дошколят» и т

Альбом радужных воспоминаний», «Уроки вежливости для дошколят» и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2021