Речевое развитие в семье
Оценка 5

Речевое развитие в семье

Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
родителям
Детсад
30.05.2021
Речевое развитие в семье
речевое развитие в семье.docx

Речевое развитие

детей старшего дошкольного возраста

в семье.

 

Речь – чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мать, отец и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что: они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.

Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте…

Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Нужно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей, частей. Например: «Вот автомобиль. Что у него есть? » - «Руль, сидения, дверцы… »

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан?» Можно просто спросить: «Какай он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств  предметов закрепляются в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким? » - «Дом, дерево, человек… » - «А что выше – дерево или человек? Может ли быть человек выше дерева? Когда?

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер) ; «старый»… (дом, пень, человек, ботинок) ; «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть) ; «старая»… (мебель, сказка, книга, бабушка) ; «свежее»… (молоко, мясо, варенье) ; «старое»… (кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

«Кто кого обгонит? »

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Всё зависит от Вашей фантазии. Задаём вопрос ребенку: «Кто кого обгонит? »

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

 «Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький, смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый) .

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как  можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» (трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная).  Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

 «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).


 

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в семье

Можно просто спросить: «Какай он?»

Можно просто спросить: «Какай он?»

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху)

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021