Рекомендации для руководителей ШМО
Оценка 5

Рекомендации для руководителей ШМО

Оценка 5
pdf
17.02.2021
Рекомендации для руководителей ШМО
ШМО.pdf

РЕКОМЕНДАЦИИ

для руководителей ШМО

 

Составила Номоконова А.А., руководитель ШМО учителей естественно-научного цикла Основные аспекты организации работы ШМО:

-  характеристика кадрового состава;

-  анализ деятельности за истекший период;

-  составление плана работы  на следующий учебный год;

-  практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в ШМО.

 Планирование работы ШМО целесообразно начать со всестороннего анализа деятельности. Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов:

 во-первых, диагностика уровня обученности и качества знаний обучающихся по результатам проверочных (контрольных) работ, итогов учебного года в сравнении с предшествующим периодом;

 во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию педагогического мастерства — результативность профессиональной деятельности, повышение квалификации и самообразование, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе;  в-третьих, обоснованность выбора учебно-методического комплекса, обеспечивающего преподавание биологии в основной и старшей школе;   в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

   Для обеспечения современного уровня работы ШМО очень важно ознакомиться с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы.  Содержание работы ШМО должно определяться потребностями учителей. Тема для каждого заседания должна быть целенаправленной, разумно нагруженной, обеспечивающей посильное участие каждого учителя в обсуждении проблем. Обсуждение на заседаниях ШМО большинство вопросов осуществляется на основе изучения, обобщения и распространения передового опыта и достижений педагогической науки и предполагает систематическое внедрение положительного в практику работы учителей школы. Заседания могут проходить в форме семинаров, практикумов, конференций, диспутов, лекций, метода анализа конкретных ситуаций. Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо бережно к нему относиться и грамотно оформлять в виде методических “копилок”, отчетов, публикаций.

Большое значение в работе методического объединения имеет наставничество, квалифицированная помощь молодым специалистам и неспециалистам. В работе с группой становления необходимо осуществлять контроль с целью выявления затруднений и оказания методической помощи. В первую очередь молодым специалистам необходим контроль, но контроль преобразующий, постоянный, в ходе которого учителю оказывается методическая помощь, развивается его педагогическое мастерство. Это контроль, побуждающий учителя к самооценке своей педагогической деятельности. Возможна организация выставки портфолио учителя, конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий.

В компетенцию методического объединения могут входить вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Самообразование — важная форма повышения квалификации, главный и наиболее доступный источник знаний, но к его организации по-разному подходят педагоги. Одни повышают свои знания на уровне общей информации, читая различную литературу, другие ищут в научной литературе ответы на волнующие вопросы, третьи углубленно работают над научно-методической литературой, ведут исследовательскую работу. Каждому из них нужна поддержка, помощь, но осуществляться она должна индивидуально, с учетом степени подготовки педагогов. Учитель самостоятельно избирает проблемы, которые будет изучать, а руководителю ШМО необходимо направить самообразование коллеги так, чтобы не остались без внимания вопросы педагогической теории, психологии, методики преподавания предмета. Цель и задачи самообразования- сделать из себя и надеясь только на себя, своими средствами человека действительно образованного. Предлагаем примерный план работы педагога над темой самообразования (см. Приложение 2).

Направления и формы работы ШМО могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала. Характеристика кадрового состава включает в себя изучение таких вопросов, как профессиональный уровень педагога, образование, повышение квалификации, аттестация, педагогический стаж, звания, награды, индивидуальный план самообразования, результативность педагогической деятельности, участие в научно-методической и опытноэкспериментальной работе( см. Приложение 1)

 

Основные задачи ШМО - Совершенствование педагогического мастерства.

-                     Совершенствование качества знаний, умений, навыков обучающихся.

 

Направления и формы работы ШМО - Изучение нормативных документов.

-                     Изучение трудных разделов и тем программы.

-                     Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта.

-                     Организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом.

-                     Организация конференций, педагогических чтений, круглых столов.

-                     Организация наставничества в работе с молодыми специалистами.

-                     Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями.

-Организация накопления методических материалов и разработок.

-Отчеты учителей по теме самообразования.

 

Приложение 1 Анализ состава ШМО:

1

Ф.И.О. учителя

2

Образование

3

Педагогический стаж

4

Награды, звания

5

Сроки прохождения курсов

6

Результаты аттестации

7

Опыт:

1.  кем изучен

2.  где представлен

8

Тема самообразования

 

Для каждого члена ШМО можно использовать «Информационный лист» ( Приложение 4) Приложение 2

 

Примерный план работы педагога над темой самообразования

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления результатов

1.Диагностический

1.анализ затруднений

2.постановка проблем 3.изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

первый год работы над темой

1. собеседование с руководителем МО 2.собеседование с

зам. директора по

УВР

2.Прогностический

1.определение цели, задач работы над темой

2.разработка системы мер, направленных на решение проблемы

3.прогнозирование результатов

первый год работы над темой

выступление на заседании МО

3.Практический

1.внедрение передового педагогического опыта: системы мер, направленных на решение проблемы

2.формирование методического комплекса 3.отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов

4.корректировка работы

второй год работы

открытые уроки, выступления на заседаниях МО

4.Обобщающий

1.                  подведение итогов

2.                  оформление результатов работы по теме 3. представление материалов

третий год работы

Выступления на заседаниях МС, на заседании педагогического совета

5. Внедренческий

1. использование опыта самим педагогом в  процессе дальнейшей работы

2.распространение опыта

в ходе дальнейшей педагогической деятельности

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.

 

 

Учебно-методическое обеспечение учителя ШМО

 

Класс

Предмет

Программа

(автор)

Планирование

(кол-во час, пр.р, л.р)

Учебник

(автор, название)

Рабочая тетрадь,  учебные пособия, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие членов ШМО в работе методического объединения:

 

 

Фамилия членов ШМО

Даты заседаний ШМО. Отметка о присутствии учителя.

Дата заседания ШМО. Отметка об участии в выполняемой работе

1

Иванова

октябрь  +

 

декабрь  +

октябрь- выступила с докладом по теме: «»

декабрь — сделала обзор  литер по проблеме: «»

2

Сидоров

октябрь- больничный

 

декабрь +

Приняла участие  в обсуждении вопроса:

Внесла предложение:

 

Приложение 3

 

 

Оформление протоколов заседаний ШМО:

Образец:

 ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «СТУПЕНИ»

 

ПРОТОКОЛ

заседания школьного методического объединения учителей______________

(ул. _____-, )

 

        от 04.10.201                                                                                                                       №1

 

г. Биробиджан

 

         Председательствующий                                        

         Всего членов ШМО                                               

         Присутствовали:                                                    

         Члены ШМО:                                                         

         Приглашенные:                                                      

Повестка дня:

                            1.       

                            2.       

 

1.  По первому вопросу слушали:

 

                    Решили:

 

                    Слушали:

 

                    Решили:

       

2.  По второму вопросу слушали:

 

                     Решили:

 

Председатель

 

        Секретарь      

 

В протоколе фиксируются основные положения доклада, выступления, предложения, внесенные в процессе рассмотрения вопроса.

В конце протокола записываются конкретные решения по анализируемым проблемам с указанием ответственных за исполнение и точных сроков исполнения.

К протоколу  могут быть приложены :

         анализы прошедших контрольных работ, устных опросов, результаты экзаменов; •       результаты предметных декад, олимпиад;

         данные по анкетированию и пр.

 

Обязанности учителей ШМО

1.  Иметь собственную программу профессионального самообразования.

2.  Участвовать в заседаниях методического объединения, практических семинарах.

3.Активно участвовать в разработке открытых мероприятий (уроков, внеклассных занятий по предмету), работать над повышением своего профессионального мастерства.

4. Каждому участнику методического объединения необходимо знать тенденции развития методики преподавания предмета, нормативные документы, владеть основами самоанализа педагогической деятельности.

Организация работы ШМО

Для организации работы ШМО назначается руководитель из числа авторитетных педагогов. ШМО планирует свою работу на год. ШМО учителей может организовать семинарские занятия, цикл открытых уроков по заданной и определённой тематике.  

В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний ШМО педагогов. Заседания методических объединений протоколируются. В конце учебного года на основе этих протоколов и отчета анализируется работа ШМО.

 

Документация ШМО

1.        Положение о методическом объединении.

2.        Приказ о назначении на должность руководителя ШМО.

3.        Банк данных об учителях МО.

4.        Анализ работы за прошлый год.

5.        Тема методической работы, её цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.

6.        План работы на текущий год.

7.        Сведения о темах самообразования учителей.

8.        Перспективный план аттестации учителей ШМО.

9.        Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету.

10.    План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в ШМО.

11.    План проведения предметных недель.

12.    Портфолио учителей ШМО.

13.    Работа с одаренными детьми.   

14.    Протоколы заседаний ШМО.

 

Примечание. Можно вести несколько папок:

         «План работы ШМО»

         «Протоколы заседаний ШМО»

         «Банк данных учителей ШМО»

         «Портфолио ШМО»

Анализ работы ШМО за прошлый учебный год.

 

1. В течение года проведены МО со следующей повесткой: (указать темы и даты проведения):

1.__________________________________

2.__________________________________

3.__________________________________

4. Итоговое. Анализ работы  ШМО за год.

2.  Не проведены заседания ШМО (указать причину)

3.  Внутри ШМО работают творческие микрогруппы по проблеме:  (тема, руководитель)

п/п

Тема

Руководитель

 

             

 

 

             

 

 

4.  Члены ШМО принимали участие: (перечислить)

 

Тема

Областные семинары

Школьные семинары

 

 

 

 

5.  В течение года учителями подготовлены ученики к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях:

 

Учитель

 Учащиеся

Участие         в

конкурсах

Результат

 

 

 

 

 

6.  Результативность организации научно-методической работы (по годам):

 

Количество учителей, которые

2020-2021 уч. г.

 

 

1

Повысили категорию

 

 

 

2

Получили категорию по итогам аттестации

 

 

 

3

Прошли курсы повышения квалификации

 

 

 

4

Выполняли научноисследовательскую работу

 

 

 

6

Принимали участие в конкурсах (школьных, областных и т.п.)

         

 

 

 

Членами ШМО проведены внеклассные мероприятия по предмету (перечислить все): - Положительное в работе - Что требует доработки.

                                 Выводы. Предложения.

Приложение 4

 

Информационный лист учителя  Период: Учитель:

 

Таблица №1: Участие учителя в конкурсах (олимпиадах)

Название

Статус (уровень)

Что представлял(а)

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2: Работа учителя с одаренными детьми

 

Название конкурса

(олимпиады)

Статус (уровень)

Фамилия

Класс

Результат

 

 

 

 

 

 

Таблица №3: Освоение программ дополнительного образования

(информация об участии в вебинарах, конференциях, круглый стол, семинар) ! Если вебинар, то укажите 2-3 издательства - организатора мероприятия и результат, например, сертификат.

Мероприятие

Статус (уровень)

Организатор (издательство)

В качестве кого принимал участие

(слушатель, модератор и тп)

Результат

(сертификат, диплом

участника и  тп)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №4: Охват учащихся внеурочной деятельностью

 

Название мероприятия

Статус (уровень)

Организатор

(автор проекта, акции, экоурока и тп)

Участники (классы)

Результат

(заметка на сате школы, диплом, сертификат и тп)

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ для руководителей

РЕКОМЕНДАЦИИ для руководителей

Каждому из них нужна поддержка, помощь, но осуществляться она должна индивидуально, с учетом степени подготовки педагогов

Каждому из них нужна поддержка, помощь, но осуществляться она должна индивидуально, с учетом степени подготовки педагогов

Результаты аттестации 7

Результаты аттестации 7

Внедренческий 1. использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы 2

Внедренческий 1. использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы 2

Биробиджан Председательствующий

Биробиджан Председательствующий

Организация работы ШМО Для организации работы

Организация работы ШМО Для организации работы

Члены ШМО принимали участие: (перечислить)

Члены ШМО принимали участие: (перечислить)

Таблица №2: Работа учителя с одаренными детьми

Таблица №2: Работа учителя с одаренными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2021