Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
конспект.docx
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его
ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют
развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым
он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям,
безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну
неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от
него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает
необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок
физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает
мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку
осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не
способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей,
мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного
ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от
успехов), в его компетентности в какойлибо области (не бывает совсем
неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в
его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).
Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство
ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть
объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под
нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в
течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку.
Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно,
что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли
пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот
заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без того боятся всего на свете.
Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной
ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои
мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести
чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки,
предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны,
поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует
мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение,
поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к
1 сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать
им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде
всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к
ребенку.
В таких ситуациях можно сказать родителям: "Ваш ребенок часто бывает
скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц.
Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет
делать их правильно".
Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него
людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают!
Бабушку лучше слушай!")
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких
причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут
выполнить. Если ребенку с трудом дается какойлибо учебный предмет, лучше
лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже
малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он
есть.
5. Если по какимлибо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите
для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не
чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще
не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере
тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Как играть с тревожными детьми.
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться
следующими правилами:
1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он
сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие
дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых
учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".
3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал
опасности от встречи с чемто неизвестным, лучше проводить ее на материале,
уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции
или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после
длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это
условия.
Наверно, любому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок рос общительным и
уверенным в себе человечком, умеющим постоять за себя и не боящимся
обратиться к взрослому. А потому многих родителей волнует, что их дети
2 отличаются повышенной стеснительностью. Что ж, это не так уж и плохо. У
застенчивого ребенка много и положительных качеств – он интересный
собеседник, надежный друг, и в трудной ситуации всегда поможет и словом и
делом. Такой ребенок очень ответственный, пунктуальный, исполнительный,
старательный, он хорошо учится, всем интересуется и много знает. Но все же
скромным детям в нашем современном обществе живется нелегко. «Скромняги»
боятся всего нового и необычного, боятся высказать свое мнение, очень чутки к
похвалам, порицаниям и сравнениям с другими детьми. Скромные дети не
уверены в своих силах, а потому готовы быстро сдаваться и уступать другим.
Почему они стесняются?
На самом деле стеснительные детишки хотели бы на равных общаться и играть с
другими детьми. Их стеснительность – всего лишь проявление защитной реакции
на некомфортные ситуации. И любящие, внимательные родители должны это
понимать. Хотя, скорее всего, когдато они и сами были такими. Да,
действительно, стеснительность это наследственность. Скорее всего, ктото из
родителей и сам несет в себе этот комплекс, с которым ему приходится
постоянно бороться.
Но наследственный фактор усугубляется еще одной причиной стеснения ребенка
– его низкой самооценкой. И закладывается она, как это ни горько звучит, в
семье. Мы воспитываем своих детей так же, как когдато нас воспитывали наши
родители, неосознанно повторяя их ошибки «воспитания».
Заниженная самооценка формируется не только у детей, которых обижают, не
любят, третируют, но и, наоборот, у тех детей, которых чрезмерно опекают,
лишая их права принимать решения и проявлять самостоятельность. В такой
семье взрослые постоянно «оценивают» ребенка все его хорошие и плохие
действия. И в итоге ребенок привыкает руководствоваться мнением
окружающих людей, а не своим. И как же ему научиться принимать решения и
САМОМУ оценивать себя.
Конечно, те родители, которым приходится бороться со своей застенчивостью,
знают, что избавиться от нее не такто просто. Так что, пытаясь помочь своему
ребенку научиться адаптироваться в обществе сверстников, придется запастись
терпением и пониманием. Чтобы побороть в своем ребенке стеснительность,
нужно направить действия на развитие умения общаться, укрепление его веры в
себя и повышение его самооценки:
В первую очередь надо научиться понимать своего ребенка и любить его таким,
какой он есть. Ведь стеснительный ребенок гораздо больше других детей
нуждается в поддержке и внимании родителей.
Если ребенок попал в неприятную ситуацию – пусть попробует сам справиться с
ней. Но если он просит о помощи – обязательно вмешайтесь. Так он будет знать,
что у него есть крепкий тыл, а заодно и поймет, что из любой проблемы можно
найти выход.
Не настраивайте ребенка против «всего света»: «Не ходи туда, упадешь», «Он
попал в тебя песком. Какой гадкий мальчишка! Не дружи с ним».
Не надо пытаться в один момент искоренить страх ребенка перед общением. Ни
3 в коем случае не заставляйте ребенка «насильно» играть с детьми, если он в
данный момент категорически не готов к этому. Это приведет к еще большей
неуверенности в себе.
Не вешайте на ребенка ярлык, называя его «стеснительным», и не
подсмеивайтесь над его неуверенностью. Такое внушение и высмеивание может
быть принято как истина и приговор, с которым уже ничего не поделаешь.
Предоставляйте ребенку право выбора, интересуйтесь его мнением. Ведь не так
уж трудно спросить: «Ты какую кашу будешь – гречневую или рисовую?» или
«Тебе понравился этот фильм?».
Не предъявляйте ребенку завышенные требования, которые он не в состоянии
выполнить. Побольше хвалите ребенка, создавайте для него ситуации успеха.
Постарайтесь разобрать с ребенком – почему ему удалось это так хорошо
выполнить. Таким образом, Ваш сын или дочь поймут, что в их силах повлиять на
ситуацию.
Не бойтесь предоставлять ребенку возможность потерпеть поражение. Но
обязательно рассмотрите с ним варианты выхода из проигрышного положения.
Учите находить плюсы там, где их, казалось бы, нет.
Застенчивые дети держат свои эмоции в себе, но не стоит доводить их до
«кипения» и «переполненности» отрицательной энергией. Учите ребенка
говорить о своих чувствах. А выпустить пар поможет «избитая» подушка, «лист
гнева», разорванный на мелкие кусочки, игра в дартс или городки, контрастный
душ.
Важен и личный пример. Сами будьте более общительной. Показывайте ребенку,
что мир не страшен, а общаться – приятно и интересно. Ищите подходящие
моменты, ради которых ребенок захочет общаться. Научите, как подойти, что
сказать, как себя вести.
Наверно, любому родителю хотелось бы, чтобы его ребенок рос общительным и
уверенным в себе человечком, умеющим постоять за себя и не боящимся
обратиться к взрослому. А потому многих родителей волнует, что их дети
отличаются повышенной стеснительностью. Что ж, это не так уж и плохо. У
застенчивого ребенка много и положительных качеств – он интересный
собеседник, надежный друг, и в трудной ситуации всегда поможет и словом и
делом. Такой ребенок очень ответственный, пунктуальный, исполнительный,
старательный, он хорошо учится, всем интересуется и много знает. Но все же
скромным детям в нашем современном обществе живется нелегко. «Скромняги»
боятся всего нового и необычного, боятся высказать свое мнение, очень чутки к
похвалам, порицаниям и сравнениям с другими детьми. Скромные дети не
уверены в своих силах, а потому готовы быстро сдаваться и уступать другим.
4
Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.