Современные тенденции в религиоведении
Предмет |
История мировой религии 11 КЛАСС |
Цели урока:
Образовательные: научить сведения об Современные тенденции в религиоведении (ПК1)
Воспитательные: создать условия для воспитания в учащихся взаимоуважения, умения вести беседу, задавать соответственные теме вопросы (КК1); способствовать развитию внимания, культуры поведения, этики общения (КК5);
Развивающие: воспитывать у учащихся интерес к история как к науке; активизировать познавательную деятельность учащихся через изучение непривычных для них явлений (КК5); способствовать развитию логического мышления и формированию навыков грамотной
Тип урока: формирующий новые понятия, знания.
Используемые на уроке методы: эвристический, работа в мини-группах
Используемые учебные материалы и электронные ресурсы: мел, доска, учебник.
Вводимые компетенции: КК1(коммуникативная), КК5 (общекультурная), ПК1 (предметная)
По завершению урока учащиеся должны:
- Ознакомление с Современные тенденции в религиоведении
1. |
Организационный момент. (2 мин) Проверить количество учащихся. |
2. |
Проверка и разбор дом.задания.(3 мин) |
3. |
Объяснение нового материала (20 мин) ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ Наука, беспристрастно изучающая все мировые религии и связанные с ними процессы, называется религиоведением. У данной науки много отраслей, и одна из них — история религий мира. Изучение религий имеет долгую историю. Люди уже в античные времена размышляли о религии и ее сущности. Во времена правления римского императора Константина I (IV век) христианство получило равные права с другими религиями. С признанием христианства государственной религией в Римской империи и в результате постепенного перехода власти в руки церкви наука тоже попала под влияние религии. В это время исследования в области религий касались только теологии и служили для доказательства превосходства христианства над другими религиями. В VII-VIII вв. появились небольшие исследования, посвященные существовавшим в то время религиям. А в VIII-IX веках были созданы первые труды по истории религий и религиозных учений. К XIX веку в Европе влияние церкви уменьшилось. В результате в числе других наук и религиоведение стало выходить из-под влияния церкви. В этот период были изданы произведения Макса Мюллера «Сравнительная мифология» и его лекции по «Введению в науку о религии». В дальнейшем Мюллер читал лекции по истории религий в знаменитом Оксфордском университете и первым ввел в обращение термин «религиоведение». Таким образом, религиоведение как наука стало преподаваться в университетах Парижа, Брюсселя и Рима. В бывшем Советском Союзе религиоведение изучалось в основном для критики религии и доказательства того, что религия является пережитком прошлого. В результате дисциплину заменили на «научный атеизм». В высших учебных заведениях были организованы кафедры научного атеизма, студентам внедряли в сознание идею «Религия — опиум для народа». После обретения Узбекистаном независимости религиоведение освободилось от обязательного влияния атеистической идеологии. С целью формирования у подрастающего поколения правильного и объективного взгляда на религию, воспитания его в духе религиозной толерантности в середине 90-х годов в учебную программу 9-х классов общеобразовательных школ был введен предмет «История религий мира». В новом Государственном образовательном стандарте (2017) тоже присутствует предмет «История религий мира». Открытие в 1999 году Ташкентского исламского университета внесло большой вклад в развитие этой сферы науки. Университет стал готовить бакалавров и магистров по своим направлениям. 16 апреля 2018 года Указом Президента нашей страны на базе Исламской академии Узбекистана и Ташкентского исламского университета была создана Международная исламская академия Узбекистана. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ, ПСИХОЛОГИИ, ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ Религиоведение тесно связано с такими общественными науками, как история, философия, психология, социология. В результате этих связей в структуре религиоведения возникло несколько отраслей. Социология религии — отрасль религиоведения, изучающая отношения между религией и обществом и их результаты. Она исследует отношение религии к государству, народу, семье, общественные явления, возникающие в религиозной сфере, взаимоотношения различных религиозных коллективов с обществом. Социология религии опирается и на общественные, и на религиозные науки. Вместе с тем социология религии изучает религиозные верования людей, деятельность религиозных организаций, религиозное мышление членов общества. При изучении религиозных явлений социология обязана обращаться к функциям, выполняемым религией в общественной жизни. В предыдущих классах вы частично уже знакомились с этим. Психология религии — отрасль религиоведения, изучающая психологические аспекты религиозной жизни человека. Психология религии старается излагать религиозный опыт личности и различные виды этого опыта. Основной предмет психологии религии — это религиозные чувства, понятия и образ жизни человека. Философия религии — отрасль, изучающая сущность религии, связь человека с религиозными истинами. Она охватывает такие глобальные вопросы, как существования Бога, его качества, отношения создателя и бытия, цель создания мира, воскрешение, пророчества и откровения. Феноменология религии — отрасль науки, исследующая видимые, проявляющиеся религиозные явления. Феноменология религии указывает на сходство религиозных чувств и их проявлений во всем мире. История религии — отрасль науки, изучающая возникновение и этапы развития религий. Она опирается на целый ряд наук и непосредственно связана с ними. Например, история, одновеременно с изучением событий древности, помогает истории религий в изучении исторического формирования религий прошлого и настоящего. В изучении религиозных текстов наука лингвистика, изучение фольклора и мифов занимает особое значение. Кроме этого, вспомогательные исторические науки — этнология, археология, история искусств и другие аналогичные науки непосредственно связаня с историей религии |
4. |
Закрепление знаний (15 мин): 1. Какая связь существует между социологией, философией, психологией и феноменологией религии? 2. Какие науки помогают изучать историю религий и почему? 3. На сайте www.lex.uz найдите Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере» и объясните его суть и значение.
|
5. |
Оценивание. Подведение итогов (3 мин) |
6. |
Домашнее задание (2 мин) Ответ на вопросов Подпись учителя:____________ Подпись завуча:_____________
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.