Религия и государство
Оценка 4.7

Религия и государство

Оценка 4.7
docx
19.07.2020
Религия и государство
Современные тенденции в религиоведении.docx

Современные тенденции в религиоведении

 

Предмет

История мировой религии  11 КЛАСС

 

Цели урока:

Образовательные: научить сведения об Современные тенденции в религиоведении (ПК1)

Воспитательные: создать условия для воспитания в учащихся взаимоуважения, умения вести беседу, задавать соответственные теме вопросы (КК1); способствовать развитию внимания,  культуры поведения, этики общения (КК5);

Развивающие: воспитывать у учащихся интерес к история как к науке; активизировать познавательную деятельность учащихся через изучение непривычных для них явлений (КК5); способствовать развитию  логического мышления и формированию навыков грамотной

Тип урока: формирующий новые понятия, знания.

Используемые на уроке методы:  эвристический, работа в мини-группах

Используемые учебные материалы и электронные ресурсы: мел, доска, учебник.

Вводимые компетенции: КК1(коммуникативная),  КК5 (общекультурная), ПК1 (предметная) 

По завершению урока учащиеся должны:

- Ознакомление с Современные тенденции в религиоведении

1.

Организационный момент. (2 мин)

Проверить количество учащихся.

2.

Проверка и разбор дом.задания.(3 мин)

3.

Объяснение нового материала (20 мин)

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ

Наука, беспристрастно изучающая все мировые религии и связанные с ними процессы, называется религиоведением. У данной науки много отраслей, и одна из них — история религий мира.

Изучение религий имеет долгую историю. Люди уже в античные времена размышляли о религии и ее сущности.

Во времена правления римского императора Кон­стантина I (IV век) христианство получило равные права с другими религиями. С признанием христи­анства государственной религией в Римской империи и в результате постепенного перехода власти в руки церкви наука тоже попала под влияние религии. В это время иссле­дования в области религий касались толь­ко теологии и служили для доказательства превосходства христианства над другими религиями.

В VII-VIII вв. появились небольшие исследования, посвященные существовав­шим в то время религиям. А в VIII-IX ве­ках были созданы первые труды по исто­рии религий и религиозных учений.

К XIX веку в Европе влияние церкви уменьшилось. В результате в числе дру­гих наук и религиоведение стало выхо­дить из-под влияния церкви. В этот пе­риод были изданы произведения Макса Мюллера «Сравнительная мифология» и его лекции по «Введению в науку о религии». В дальнейшем Мюллер читал лекции по истории ре­лигий в знаменитом Оксфордском университете и первым ввел в обращение термин «религиоведение». Таким образом, религиоведение как наука стало пре­подаваться в университетах Парижа, Брюсселя и Рима. В бывшем Советском Союзе религиоведение изучалось в основном для критики религии и дока­зательства того, что религия является пережитком прошлого. В результате дисциплину заменили на «научный атеизм». В высших учебных заведениях были организованы кафедры научного атеизма, сту­дентам внедряли в сознание идею «Религия — опи­ум для народа».

После обретения Узбекистаном независимости религиоведение освободилось от обязательного вли­яния атеистической идеологии.

С целью формирования у подрастающего поколе­ния правильного и объективного взгляда на рели­гию, воспитания его в духе религиозной толерант­ности в середине 90-х годов в учебную программу 9-х классов общеобразовательных школ был введен предмет «История религий мира». В новом Государственном образовательном стан­дарте (2017) тоже присутствует предмет «История религий мира». Открытие в 1999 году Ташкентско­го исламского университета внесло большой вклад в развитие этой сферы науки. Университет стал го­товить бакалавров и магистров по своим направле­ниям.

16 апреля 2018 года Указом Президента нашей страны на базе Исламской академии Узбекистана и Ташкентского исламского университета была созда­на Международная исламская академия Узбекистана.

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ, ПСИХОЛОГИИ, ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Религиоведение тесно связано с такими обще­ственными науками, как история, философия, психо­логия, социология. В результате этих связей в струк­туре религиоведения возникло несколько отраслей.

Социология религии — отрасль религиоведения, изучающая отношения между религией и обществом и их результаты. Она исследует отношение религии к государству, народу, семье, общественные явления, возникающие в религиозной сфере, взаимоотноше­ния различных религиозных коллективов с обще­ством. Социология религии опирается и на обще­ственные, и на религиозные науки.

Вместе с тем социология религии изучает религиоз­ные верования людей, деятельность религиозных орга­низаций, религиозное мышление членов общества.

При изучении религиозных явлений социология обязана обращаться к функциям, выполняемым ре­лигией в общественной жизни. В предыдущих клас­сах вы частично уже знакомились с этим. Психология религии — отрасль религиоведения, изучающая психологические аспекты религиозной жизни человека.

Психология религии старается излагать религиоз­ный опыт личности и различные виды этого опыта. Основной предмет психологии религии — это рели­гиозные чувства, понятия и образ жизни человека.

Философия религии — отрасль, изучающая сущ­ность религии, связь человека с религиозными ис­тинами. Она охватывает такие глобальные вопросы, как существования Бога, его качества, отношения создателя и бытия, цель создания мира, воскреше­ние, пророчества и откровения. Феноменология религии — отрасль науки, иссле­дующая видимые, проявляющиеся религиозные яв­ления.

Феноменология религии указывает на сходство религиозных чувств и их проявлений во всем мире.

История религии — отрасль науки, изучающая возникновение и этапы развития религий. Она опи­рается на целый ряд наук и непосредственно связана с ними. Например, история, одновеременно с изуче­нием событий древности, помогает истории религий в изучении исторического формирования религий прошлого и настоящего.

В изучении религиозных текстов наука лингви­стика, изучение фольклора и мифов занимает особое значение. Кроме этого, вспомогательные историче­ские науки — этнология, археология, история ис­кусств и другие аналогичные науки непосредствен­но связаня с историей религии

4.

Закрепление знаний (15 мин):

1.      Какая связь существует между социологией, философией, психологией и феноменологией религии?

2.      Какие науки помогают изучать историю религий и почему?

3.      На сайте www.lex.uz найдите Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию дея­тельности в религиозно-просветительской сфере» и объясните его суть и значение.

 

5.

Оценивание. Подведение итогов (3 мин)

6.

Домашнее задание (2 мин)

Ответ на вопросов

Подпись учителя:____________                      Подпись завуча:_____________

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Современные тенденции в религиоведении

Современные тенденции в религиоведении

Объяснение нового материала (20 мин)

Объяснение нового материала (20 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2020