Решение типичных проблем с детьми ОВЗ

  • doc
  • 29.05.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2022-23 Решение типичных проблем с детьми овз Н.Гост.doc

Тема самообразования

«Решение типичных проблем в работе с детьми ОВЗ»

Педагог Гостева Н.А.

 

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.

Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.

Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

 

Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).

 Работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:

 

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

 

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

 

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

 

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

 

В работе с детьми с ограниченными возможностями нужно стремиться использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Методы и формы работы с детьми:

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

 

Формы и методы работы с родителями:

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Деловые игры.

Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

 

Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Проведение «Дня открытых дверей».

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Библиография:

 1. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146с

 2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220с

 3. Мамайчук И.И «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - С-Петербург, «Речь»,2008, 236с

 4 Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь»,2008, 286с

 5. Нестерова Г.Ф, Безух С.М.,Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна»- С-Петербург, «Речь»,2007,123с.

 6. Пракикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003,415с.

 7. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух .С-Петербург, «Речь»,2007,112с.

 8. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения ,2008,№7

 9. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь»,2006,142с

 10. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007,140с

 11. Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» - Москва, Книголюб, 2007,167с

 12. Фопель К. «Привет, ручки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с.

 13. Фопель К. «Привет, ножки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с

 14. Фопель К. «Привет, глазки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с

 15. Фопель К. «Привет, ушки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с

 16. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с

 17. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002,158с

Адаптация детей-инвалидов в семье

Профессионально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями, проходящих курс социальной реабилитации в Центре.

Особое значение данная деятельность приобретает с условием, что Центр «Семья» обслуживает малообеспеченные семьи.

Развитие диагностической работы:

Взаимодействие специалистов всех профилей для определения индивидуальной программы социальной адаптации ребенка-инвалида; поиск новых подходов в восстановлении реабилитационной карты ребенка-инвалида; наблюдение за динамикой адаптации ребенка-инвалида; накопление методик адекватных возрасту детей, уровню социально-психологического состояния здоровья. Одним из решающих факторов, обуславливающих положение ребенка-инвалида в семье и обществе, является его индивидуальность.

Социальные педагоги способствуют формированию навыков общественного существования и чувства соответствия и согласованности с окружающими у детей с ограниченными возможностями. Перед ними стоят задачи выявления интересов, склонностей, симпатий детей; внесения социально-психологического раздела в разработку индивидуальных программ медико-социальной реабилитации и социальной адаптации реабилитации; участие вместе со специалистами отдела в выполнении разработанных программ и в работе по составлению рекомендаций для родителей; развитие умений и желаний ребенка легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми и поддерживать позитивные отношения; всемерной рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, обучения сопереживанию близких, окружающим людям, понимания их; формирование осознания себя субъектом выбора, отвечающим за свое поведение и эмоции; ознакомления с законами, касающимися прав и обязанностей инвалидов.

Трудовое обучение и воспитание представляют собой систему, элементы которой дополняют и взаимно обуславливают друг друга. Это занятия трудотерапией, общественно полезным и производительным трудом, самообслуживание, кружковая работа (кулинарный, ИЗО). На занятиях трудотерапией решаются следующие задачи: привитие интересов к трудовой деятельности за счет профессиональной ориентации; первоначальная профессиональная подготовка по специальности швейное, столярное и сапожное дело; воспитание положительных качеств личности ребенка, таких как трудолюбие, настойчивость, упорство, умение работать в коллективе, уважение к людям труда; формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, активного творческого отношения к труду, умения планировать и организовывать свою работу. Наряду с этим происходит коррекция умственной деятельности. Кроме того, труд способствует развитию ряда сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки), исправлению недостатков мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию. Предусмотрены различные виды труда: обучение шитью, вязанию, плетению, работа с бумагой, аппликация из бумаги и ткани, изготовление изделий из ниток, жгутов, тесьмы, лоскутов, кожи, плетения из бисера, работа с природным материалом, лепка из пластилина, теста, глины, составление композиций, применяя различные материалы, кулинария, работа с комнатными растениями.

На занятиях трудотерапией дети знакомятся с профессиями, свойствами различных материалов и их назначением, учатся пользоваться различными инструментами, знакомятся с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены. Применяются различные методы (беседа, рассказ, инструктаж, вопросы, наблюдения, экскурсии, демонстрация, рассматривание и анализ образцов изделий), наглядные средства, литература, игровые  методы.

Опыт работы с детьми-инвалидами показывает, что на занятиях должна быть доверительная, спокойная обстановка. Необходимо создавать ситуации, которые бы побуждали детей обращаться к товарищу, советоваться друг с другом, брать недостающие материалы, обмениваться ими с другими детьми. Работа с бумагой, пластилином, природным материалом, тканью, уход за растениями способствуют укреплению мелких мышц рук, развитию зрительно-двигательной координации. Движения рук таких детей бывают неловкими, несогласованными, часто не выделяется ведущая рука.

Дети с ограниченными возможностями, приезжающие в отделение социальной адаптации Центра «Семья» чрезвычайно разные: некоторые избалованы вниманием и гиперопекой родителей, привыкшие получать все по первому требованию, робкие дети с явным комплексом неполноценности, неуверенные в себе, настороженные, им со стороны взрослых уделялось недостаточно внимания. Детям с ограниченными возможностями для успешной адаптации в большей степени нежели здоровым необходимы положительные эмоции. Смена впечатлений и деятельности, а также встреча с искусством являются основным источником их получения. Более того, это позволяет ребенку отойти от своих проблем, связанных со здоровьем.

Посетив спектакли, концертные программы, дети высказывают свое мнение по поводу увиденного и решают для себя могут ли они сами участвовать в таких мероприятиях. Посещение детской студии эстрадного танца «Данко» предусматривает не только просмотр концертной программы, но и дает возможность детям попробовать себя в танце, повторить простые танцевальные движения. Такой момент помогает ребенку с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее, избавиться от комплекса неполноценности, просто испытать радостные чувства.

Одна из форм работы с детьми по развитию эстетического вкуса – это посещение спектаклей Драматического театра.

Посещение цирка, выставок, концертов расширяет кругозор воспитанников, их круг общения, учит ребят культуре поведения, помогает проблемным детям адаптироваться в коллективе.

Следующим этапом в процессе социальной адаптации путем эстетического воспитания является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности. Ребенок, начав ощущать себя личностью, включается в креативный процесс через участие в конкурсно-игровых и познавательных программах, проводимых в Центре. Для снятия «социальной робости» (ощущения изоляции, отверженности) наиболее эффективной формой является игра. Главная задача игры – создание новой безопасной обстановки группового взаимодействия с учетом интересов каждого ребенка.

Для преодоления комплекса неполноценности и ощущения своей значимости детям предлагается принять активное участие в подготовке музыкальной шоу-программы «Парад песен». Перед детьми ставятся конкретные задачи: участвовать в программе должен каждый; песню ребята выбирают сами, учитывая желание каждого; костюмы шьются и готовятся самими детьми. Участвуя в «Параде песен», ребенок раскрывает свой внутренний мир, ведь известно, что костюм и образ, выбранный исполнителем отражает взгляд человека на себя.

На наш взгляд в таких игровых программах, ролевых играх, давая ребенку определенную роль, не свойственную ему в жизни, специалисты корректируют самооценку воспитанника, дают возможность раскрыть ему свой творческий потенциал. Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность является важной составной частью социальной адаптации ребенка – инвалида и дают возможность ребенку войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности.

Дети с особенностями развития в обычном лагере

К сожалению, их еще очень немного – лагерей, где отдыхают вместе дети с особенностями развития и их здоровые сверстники. Но с каждым годом, надеемся, их будет становиться все больше, так как мы, наконец, поняли, что «сокрытие» увечных детей, их изоляция от здоровых – безнравственны. Статья, которую мы вам предлагаем, поможет организовать жизнь  и деятельность смешанного лагеря.

Это новое понимание взаимоотношений  разных детей и новая практика воспитания, которые ведут к новому пониманию педагогики, не могут получить распространение сразу, поэтому такие смены имеют большое значение. Для родителей инвалидов важно понять, что они не одиноки, что есть и другие семьи с такими же проблемами, что у них и для их детей есть возможность нормально отдохнуть вместе со сверстниками. Для ребенка-инвалида важно: осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми; снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции; убедиться в собственном творческом потенциале; решиться на участие в полной лагерной смене в обычном оздоровительном центре.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Опыт показал, что взаимная адаптация к условиям оздоровительного центра идет гораздо успешнее, если:

- есть достаточное количество специалистов;

- идет работа микрогруппами;

- планы индивидулизированы;

- программа учитывает взаимодействие взрослых и детей – здоровых и больных;

- основой общения является совместная творческая деятельность детей;

- родители и специалисты вовлечены в воспитательный процесс;

- используются гуманные методики и технологии, связанные с созданием «семейной» атмосферы, атмосферы доверительного общения;

- смены кратковременные;

- количественный состав участников выдержан правильно;

- проведена достаточная предварительная работа с детьми обеих категорий;

- педагогический коллектив знает об особенностях развития детей с проблемами, представляет, что нужно делать с каждым ребенком, строго следует ежедневному расписанию.

Советы руководителям детских центров

При подготовке и проведении смены рекомендуем обратить внимание на проблемы, которые требуют грамотных решений:

1.     Количественный состав детей.

2.     Оборудование центра

3.     Наличие необходимого количества специалистов

4.     Использование педагогами разнообразных методик работы с детьми.

5.     Наличие программ по вовлечению детей-инвалидов в общую деятельность.

6.     Длительность проведения смены.

7.     Предварительная работа со здоровыми детьми.

8.     Организация общения всех детей.

ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

1.     Безопасность всех мероприятий.

2.     Учет особенностей каждой личности

3.     Возможность проявления способностей в разных областях досуговой и творческой деятельности.

4.     Наличие необходимого количества персонала для работы с детьми, для обращения к творческой деятельности.

5.     Достаточное количество оборудования.

6.     Распределение кульминационных моментов в течение смены и дня с учетом особенностей детей.

7.     Моделирование и создание ситуации успеха при общении двух категорий детей.

8.     Умение «выйти» с ребенком при необходимости из программы и «войти» без ущерба для данного индивида и других детей.


9.