Решение типичных проблем с детьми ОВЗ
Оценка 4.8

Решение типичных проблем с детьми ОВЗ

Оценка 4.8
doc
29.05.2023
Решение типичных проблем с детьми ОВЗ
2022-23 Решение типичных проблем с детьми овз Н.Гост.doc

Тема самообразования

«Решение типичных проблем в работе с детьми ОВЗ»

Педагог Гостева Н.А.

 

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь.

Формировать у детей навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения.

Формировать и стимулировать сенсорно-перцептивные, интеллектуальные процессы у детей.

Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей.

 

Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:

Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).

Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.

Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»).

 Работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:

 

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

 

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).

 

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

 

4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

 

В работе с детьми с ограниченными возможностями нужно стремиться использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.

Методы и формы работы с детьми:

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

 

Формы и методы работы с родителями:

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Деловые игры.

Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

 

Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

Проведение «Дня открытых дверей».

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Библиография:

 1. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004,146с

 2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008, 220с

 3. Мамайчук И.И «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - С-Петербург, «Речь»,2008, 236с

 4 Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь»,2008, 286с

 5. Нестерова Г.Ф, Безух С.М.,Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна»- С-Петербург, «Речь»,2007,123с.

 6. Пракикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003,415с.

 7. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух .С-Петербург, «Речь»,2007,112с.

 8. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения ,2008,№7

 9. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь»,2006,142с

 10. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007,140с

 11. Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам» - Москва, Книголюб, 2007,167с

 12. Фопель К. «Привет, ручки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с.

 13. Фопель К. «Привет, ножки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с

 14. Фопель К. «Привет, глазки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с

 15. Фопель К. «Привет, ушки!» - Москва , «Генезис», 2005,146с

 16. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс»,2006,75с

 17. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002,158с

Адаптация детей-инвалидов в семье

Профессионально-трудовая адаптация детей с ограниченными возможностями, проходящих курс социальной реабилитации в Центре.

Особое значение данная деятельность приобретает с условием, что Центр «Семья» обслуживает малообеспеченные семьи.

Развитие диагностической работы:

Взаимодействие специалистов всех профилей для определения индивидуальной программы социальной адаптации ребенка-инвалида; поиск новых подходов в восстановлении реабилитационной карты ребенка-инвалида; наблюдение за динамикой адаптации ребенка-инвалида; накопление методик адекватных возрасту детей, уровню социально-психологического состояния здоровья. Одним из решающих факторов, обуславливающих положение ребенка-инвалида в семье и обществе, является его индивидуальность.

Социальные педагоги способствуют формированию навыков общественного существования и чувства соответствия и согласованности с окружающими у детей с ограниченными возможностями. Перед ними стоят задачи выявления интересов, склонностей, симпатий детей; внесения социально-психологического раздела в разработку индивидуальных программ медико-социальной реабилитации и социальной адаптации реабилитации; участие вместе со специалистами отдела в выполнении разработанных программ и в работе по составлению рекомендаций для родителей; развитие умений и желаний ребенка легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми и поддерживать позитивные отношения; всемерной рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, обучения сопереживанию близких, окружающим людям, понимания их; формирование осознания себя субъектом выбора, отвечающим за свое поведение и эмоции; ознакомления с законами, касающимися прав и обязанностей инвалидов.

Трудовое обучение и воспитание представляют собой систему, элементы которой дополняют и взаимно обуславливают друг друга. Это занятия трудотерапией, общественно полезным и производительным трудом, самообслуживание, кружковая работа (кулинарный, ИЗО). На занятиях трудотерапией решаются следующие задачи: привитие интересов к трудовой деятельности за счет профессиональной ориентации; первоначальная профессиональная подготовка по специальности швейное, столярное и сапожное дело; воспитание положительных качеств личности ребенка, таких как трудолюбие, настойчивость, упорство, умение работать в коллективе, уважение к людям труда; формирование общетрудовых умений, трудовой культуры, активного творческого отношения к труду, умения планировать и организовывать свою работу. Наряду с этим происходит коррекция умственной деятельности. Кроме того, труд способствует развитию ряда сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки), исправлению недостатков мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию. Предусмотрены различные виды труда: обучение шитью, вязанию, плетению, работа с бумагой, аппликация из бумаги и ткани, изготовление изделий из ниток, жгутов, тесьмы, лоскутов, кожи, плетения из бисера, работа с природным материалом, лепка из пластилина, теста, глины, составление композиций, применяя различные материалы, кулинария, работа с комнатными растениями.

На занятиях трудотерапией дети знакомятся с профессиями, свойствами различных материалов и их назначением, учатся пользоваться различными инструментами, знакомятся с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены. Применяются различные методы (беседа, рассказ, инструктаж, вопросы, наблюдения, экскурсии, демонстрация, рассматривание и анализ образцов изделий), наглядные средства, литература, игровые  методы.

Опыт работы с детьми-инвалидами показывает, что на занятиях должна быть доверительная, спокойная обстановка. Необходимо создавать ситуации, которые бы побуждали детей обращаться к товарищу, советоваться друг с другом, брать недостающие материалы, обмениваться ими с другими детьми. Работа с бумагой, пластилином, природным материалом, тканью, уход за растениями способствуют укреплению мелких мышц рук, развитию зрительно-двигательной координации. Движения рук таких детей бывают неловкими, несогласованными, часто не выделяется ведущая рука.

Дети с ограниченными возможностями, приезжающие в отделение социальной адаптации Центра «Семья» чрезвычайно разные: некоторые избалованы вниманием и гиперопекой родителей, привыкшие получать все по первому требованию, робкие дети с явным комплексом неполноценности, неуверенные в себе, настороженные, им со стороны взрослых уделялось недостаточно внимания. Детям с ограниченными возможностями для успешной адаптации в большей степени нежели здоровым необходимы положительные эмоции. Смена впечатлений и деятельности, а также встреча с искусством являются основным источником их получения. Более того, это позволяет ребенку отойти от своих проблем, связанных со здоровьем.

Посетив спектакли, концертные программы, дети высказывают свое мнение по поводу увиденного и решают для себя могут ли они сами участвовать в таких мероприятиях. Посещение детской студии эстрадного танца «Данко» предусматривает не только просмотр концертной программы, но и дает возможность детям попробовать себя в танце, повторить простые танцевальные движения. Такой момент помогает ребенку с ограниченными возможностями почувствовать себя увереннее, избавиться от комплекса неполноценности, просто испытать радостные чувства.

Одна из форм работы с детьми по развитию эстетического вкуса – это посещение спектаклей Драматического театра.

Посещение цирка, выставок, концертов расширяет кругозор воспитанников, их круг общения, учит ребят культуре поведения, помогает проблемным детям адаптироваться в коллективе.

Следующим этапом в процессе социальной адаптации путем эстетического воспитания является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности. Ребенок, начав ощущать себя личностью, включается в креативный процесс через участие в конкурсно-игровых и познавательных программах, проводимых в Центре. Для снятия «социальной робости» (ощущения изоляции, отверженности) наиболее эффективной формой является игра. Главная задача игры – создание новой безопасной обстановки группового взаимодействия с учетом интересов каждого ребенка.

Для преодоления комплекса неполноценности и ощущения своей значимости детям предлагается принять активное участие в подготовке музыкальной шоу-программы «Парад песен». Перед детьми ставятся конкретные задачи: участвовать в программе должен каждый; песню ребята выбирают сами, учитывая желание каждого; костюмы шьются и готовятся самими детьми. Участвуя в «Параде песен», ребенок раскрывает свой внутренний мир, ведь известно, что костюм и образ, выбранный исполнителем отражает взгляд человека на себя.

На наш взгляд в таких игровых программах, ролевых играх, давая ребенку определенную роль, не свойственную ему в жизни, специалисты корректируют самооценку воспитанника, дают возможность раскрыть ему свой творческий потенциал. Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность является важной составной частью социальной адаптации ребенка – инвалида и дают возможность ребенку войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности.

Дети с особенностями развития в обычном лагере

К сожалению, их еще очень немного – лагерей, где отдыхают вместе дети с особенностями развития и их здоровые сверстники. Но с каждым годом, надеемся, их будет становиться все больше, так как мы, наконец, поняли, что «сокрытие» увечных детей, их изоляция от здоровых – безнравственны. Статья, которую мы вам предлагаем, поможет организовать жизнь  и деятельность смешанного лагеря.

Это новое понимание взаимоотношений  разных детей и новая практика воспитания, которые ведут к новому пониманию педагогики, не могут получить распространение сразу, поэтому такие смены имеют большое значение. Для родителей инвалидов важно понять, что они не одиноки, что есть и другие семьи с такими же проблемами, что у них и для их детей есть возможность нормально отдохнуть вместе со сверстниками. Для ребенка-инвалида важно: осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми; снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции; убедиться в собственном творческом потенциале; решиться на участие в полной лагерной смене в обычном оздоровительном центре.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА

Опыт показал, что взаимная адаптация к условиям оздоровительного центра идет гораздо успешнее, если:

- есть достаточное количество специалистов;

- идет работа микрогруппами;

- планы индивидулизированы;

- программа учитывает взаимодействие взрослых и детей – здоровых и больных;

- основой общения является совместная творческая деятельность детей;

- родители и специалисты вовлечены в воспитательный процесс;

- используются гуманные методики и технологии, связанные с созданием «семейной» атмосферы, атмосферы доверительного общения;

- смены кратковременные;

- количественный состав участников выдержан правильно;

- проведена достаточная предварительная работа с детьми обеих категорий;

- педагогический коллектив знает об особенностях развития детей с проблемами, представляет, что нужно делать с каждым ребенком, строго следует ежедневному расписанию.

Советы руководителям детских центров

При подготовке и проведении смены рекомендуем обратить внимание на проблемы, которые требуют грамотных решений:

1.     Количественный состав детей.

2.     Оборудование центра

3.     Наличие необходимого количества специалистов

4.     Использование педагогами разнообразных методик работы с детьми.

5.     Наличие программ по вовлечению детей-инвалидов в общую деятельность.

6.     Длительность проведения смены.

7.     Предварительная работа со здоровыми детьми.

8.     Организация общения всех детей.

ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

1.     Безопасность всех мероприятий.

2.     Учет особенностей каждой личности

3.     Возможность проявления способностей в разных областях досуговой и творческой деятельности.

4.     Наличие необходимого количества персонала для работы с детьми, для обращения к творческой деятельности.

5.     Достаточное количество оборудования.

6.     Распределение кульминационных моментов в течение смены и дня с учетом особенностей детей.

7.     Моделирование и создание ситуации успеха при общении двух категорий детей.

8.     Умение «выйти» с ребенком при необходимости из программы и «войти» без ущерба для данного индивида и других детей.


9.    

Тема самообразования «Решение типичных проблем в работе с детьми

Тема самообразования «Решение типичных проблем в работе с детьми

Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз

Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов

Адаптация детей-инвалидов в семье

Адаптация детей-инвалидов в семье

На занятиях трудотерапией дети знакомятся с профессиями, свойствами различных материалов и их назначением, учатся пользоваться различными инструментами, знакомятся с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены

На занятиях трудотерапией дети знакомятся с профессиями, свойствами различных материалов и их назначением, учатся пользоваться различными инструментами, знакомятся с правилами безопасной работы, санитарии и гигиены

Центре. Для снятия «социальной робости» (ощущения изоляции, отверженности) наиболее эффективной формой является игра

Центре. Для снятия «социальной робости» (ощущения изоляции, отверженности) наиболее эффективной формой является игра

Советы руководителям детских центров

Советы руководителям детских центров
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2023