Режим… Режим? Режим!
Термин «режим» (от лат.
regimen – управление) весьма многозначный. В нашем случае он используется в
значении «Установленный распорядок жизни (питания, сна, отдыха)». Режим в этом
значении слова предполагает строгое выполнение распорядка дня, при котором по
часам встают, по часам ложатся спать, по часам принимают пищу, по часам
занимаются физической подготовкой и т.д. Как правило, организм (особенно
детский) достаточно быстро и легко привыкает к жизни по режиму. Очень важно,
чтобы установленный и привычный распорядок дня по возможности коренным образом
не менялся в выходные и праздничные дни.
Ребёнок раннего и дошкольного возраста зависим
от окружающих его взрослых, условий жизни и воспитания. База, которая
закладывается взрослыми в этот период, во многом влияет на показатели здоровья
и психологические характеристика маленького человека в будущем. Дошкольный
возраст – наилучшее время для развития физических и умственных способностей
ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы это развитие шло по всем основным
направлениям: эмоциональное благополучие, двигательная активность, закаливание,
рациональное питание, соблюдение режима дня и т.д.
Как утверждают медики, для полноценного развития
детей необходимо обратить самое серьезное внимание на обязательное соблюдение
ребёнком режима дня. Термин «режим дня» – понятие многоплановое. Можно
говорить отдельно о режиме сна, о режиме отдыха, о режиме питания, о режиме
физических нагрузок и т.п. Практически все основные элементы режима дня важны
для детей дошкольного возраста. Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос
здоровым, сильным и крепким, при этом часто забывая, что в значительной мере
это зависит от них. Важно, чтобы родители понимали необходимость создания в
семье условий, стимулирующих и мотивирующих ребёнка к активному и здоровому
образу жизни.
Обсуждать вопросы, связанные с режимом дня,
начинать следует с режима сна. Врачи настоятельно рекомендуют людям всех
возрастов всерьёз относиться к соблюдению режима сна, что в современной жизни
весьма непросто. Нормальный режим и требуемая длительность сна особенно
необходимы для детей, как дошкольников, так и школьников. Именно во сне идёт
настройка организма на здоровье. Говорят, что дети растут во сне.
Медики-сомнологи считают это утверждение правдой, потому что гормон роста
вырабатывается именно во сне, ночью. Достаточный здоровый сон даёт человеку
важнейший гормон сна – мелатонин. Это главный регулятор цикла «сон –
бодрствование», который улучшает засыпание и избавляет от депрессий.
Режим
сна нередко – явление
практически индивидуальное. Разумеется, существуют общие медицинские
рекомендации для всех возрастов по соблюдению режима сна: количество часов (в
соответствии с возрастом), условия (время суток, температура в помещении
(21-22°), удобное спальное место), времяпрепровождение перед сном и т.д. Самым
«жёстким» требованием к режиму сна является соблюдение его «графика»: ложиться
спать вечером и вставать утром необходимо постоянно в одно и то же время. Детям
дошкольного возраста, по мнению специалистов, показан ночной сон 9-10 часов и
дневной – 1,5-2 часа. Корректировка режима сна возможна по медицинским
показаниям или социально-бытовым условиям.
Разговор о режиме физических нагрузок необходимо
начать с того, что физическое воспитание детей – одна из наиболее актуальных
проблем современной педагогики. Ребёнка теперь с самого раннего детства
окружают разнообразные электронные устройства, машины, компьютеры, компьютерные
игры, смартфоны и т.д. Вызывает тревогу тот факт, что дети всё меньше и меньше
двигаются. Для современных дошкольников гораздо привлекательнее виртуальные
игры, чем подвижные и спортивные, а полноценное развитие ребёнка возможно
только в движении. Поэтому очень важно, чтобы родители решали задачи
физического развития детей вместе с педагогами.
Как отмечают специалисты, наибольший оздоровительный
эффект дают циклические, т.е. длительные и повторяющиеся упражнения (оздоровительный
бег, прыжки, плавание, аэробика, мини-баскетбол и др.) при преимущественном
использовании средних и даже малых нагрузок. Представляется, что режим
физических нагрузок в течение дня должен обязательно включать утреннюю
гимнастику (желательно на открытом воздухе), оздоровительный бег в медленном
темпе), физические упражнения с предметами (мячами, обручами и т.д.), подвижные
игры с элементами спортивных игр и др. Весьма интересным элементом физической
тренировки дошкольников смело можно считать гимнастику после дневного сна.
Включать в неё можно разнообразные полезные упражнения: на формирование осанки,
профилактику плоскостопия, развитие общей и мелкой моторики, улучшение координации
движений и т.п.
Крайне
желательно проводить с детьми 2-3 раза в неделю игры-эстафеты,
игры-соревнования, тематические динамические часы: «День скакалки», «День мяча», «День обруча» и т.п. К
названным мероприятиям хорошо добавить организацию спортивных праздников:
«Весёлый стадион», «Малые олимпийские игры», «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Будь
здоров без докторов!» и др.
В связи с работой по физическому развитию детей
нельзя забывать о том, что в каждой группе дошкольного учреждения есть
ребятишки, чей уровень подготовки по разным причинам ниже, чем у остальных. С
ними надо заниматься дополнительно по здоровьесберегающей методике: дыхательная
гимнастика (игрушки-свистульки, мыльные пузыри, бабочки на ниточках и т.д.),
подвижные игры («Весёлый мячик», «Паровозик», «Медвежата» и др.). Весьма
полезным для детей является использование для профилактики плоскостопия су-джок
терапии: стимуляции высокоактивных точек на руках и стопах (массажные мячики,
валики, дорожки и т.п.).
Итак, строгий режим дня – это достаточный полноценный
здоровый сон, систематические физические нагрузки с учетом возраста и состояния
детского организма, активный образ жизни, рациональное питание и обязательное
закаливание круглый год.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.