Режим и работа рек
Оценка 4.9

Режим и работа рек

Оценка 4.9
docx
30.05.2021
Режим и работа рек
9.Режим и работа рек.docx

Урок географии в 6 классе

Тема: Режим и работа рек

 «Реки как люди…» Л.Н.Толстой

Цели урока:

·         Закрепить полученные знания о реках. их строении

·         сформировать представление о режиме рек, закрепить картографические знания и умения, сформировать представление о работе текучих вод.

·         сформировать знания о горных и равнинных реках и водопадах

·         развивать умение логически мыслить ,работать с картой

·         воспитать любовь к рекам, видеть красоту равнинной и горной реки.

Ход урока

I.            Организационный момент

Ход урока

2. Географический диктант – проверка знаний учащихся

1. Место, где река берет свое начало (исток)

2. Место, где река впадает в другую реку, озеро, море, океан (устье)

2. Как называется главная река и все ее притоки (речная система)

4. Как называется граница, разделяющая соседние речные бассейны. (водораздел)

5. Как называется природное углубление в рельефе, по которому течет река (русло)

6. Как называется часть земной поверхности, с которой вода стекает в реку (водосборный бассейн).

Назовите реки

7.Самая полноводная река мира (Амазонка)

8.Самая полноводная река России (Енисей)

9.Самая длинная река мира (Амазонка)

10.Течет по Восточно-Европейской равнине, впадает в Каспийское море (Волга)

 

4. Мотивации деятельности учащихся – эпиграф нашего урока слова Л.Н.Толстого «Реки как люди…» мы продолжим доказывать, что реки действительно как люди.

3. Объявление темы и целеполагание

2. Изучение нового материала

2.1. Объяснение учителя с иллюстрацией на доске

3. Что такое режим дня школьника?

 Если понаблюдать за рекой в течение года – реки также живут по своим правилам

Режим реки- поведение реки в течение года (уровень, состояние) .

Гидрология- наука о водных объектах

Рассказ схема режима реки

 

hello_html_4a13ad48.gifполоводье

hello_html_6e766c6a.gifhello_html_m356f7992.gifпаводок

 

hello_html_254da828.gifмежень ледостав

 

hello_html_m1110cc5c.gifВесна лето осень зима

Проблемное задание - нарисовать схему режима реки Бия.

Половодье – постепенный и длительный подъём уровня воды в реке

Пойма – часть речной долины, затапливаемая в половодье

Межень – низкий уровень воды в реке

Ледостав – это период, в течение которого наблюдается неподвижный ледяной покров на реке

Паводок – кратковременный подъём  уровня воды в реке.

 

Поступление воды в реку определяет её режим

Я раз за дровами
В лодке  поехал – их много с реки
К нам весной нагоняет – 
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами.
Сами не с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островок  пропал под водой.

– О чём идёт речь в данном стихотворении?  Кто написал это стихотворение?

2.2. Характер течения рек

У рек как и у человека есть характер

От чего зависит характер человека?? Характер течения определяет рельеф местности. Все реки по характеру течения делятся на горные и равнинные.

Работа в группах- мальчики больше по характеру – горные реки , девочки –равнинные реки

Давайте, сравним эти реки, воспользовавшись текстом учебника стр.114

Текстом учебника стр.

Равнинные реки

Текут по равнине

Течение медленное спокойное

Неглубокая долина

 

Горные реки

Большой наклон

Большая скорость

Течение бурное

Глубокая узкая долина

-каньон

Пороги. Водопады

Равнинная река течёт лениво
Пленяя ночью города
На берегах склонились ивы
Скрывая тенью плеск весла

 

С вершин, что спят за облаками,
От ледников, по склонам гор,
Бежит река между камнями,
Стремится к морю на простор.
Волной струится средь расщелин,
Преград не зная на пути,
Склон режет пропастью ущелий
И водопадом вниз летит.
Фонтаном брызг блестит, играя,

Работа с атласом – найти горные реки Бия, Катунь, равнинную реку Сев. Двина

Видеофрагмент «равнинные и горные реки» - закрепление

Работа с атласом водопад Анхель (1 ряд), Ниагарский водопад(2ряд), Виктория(3ряд) на какой реке расположен.

2.3. Беседа о работе рек. Как появляются пороги и водопады – все благодаря работе рек

Работа рек относится к мощным внешним процессам. Столетиями ручьи и реки размывают, точат, сверлят горные породы, пока не выработают себе путь к морю. Разрушительная работа рек-речная эрозия. Результаты работы – пороги, водопады работа с учебником стр. 113

Речные долины

Речная эрозия – разрушительная работа рек

Разрушенные измельченные породы (песок, глину, гальку) реки переносят вниз по течению. Постепенно откладывают их вниз по течению. Из года в год образуют дельту сложенную речными наносами равнину реки.

Результаты работы рек - речные долины, пороги, водопады.

3. Закрепление изученного материала

Что такое режим реки

Назовите основные фазы режима реки

Что такое половодье

Что такое паводок

Что такое межень

Характер течения реки

4. Подведение итогов урока

Так похожи реки на людей

Виртуальное путешествие по самым большим рекам мира видеофрагмент «Самые большие реки мира»

Домашнее задание:


 

Урок географии в 6 классе Тема:

Урок географии в 6 классе Тема:

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021