Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата: 17.03.18
Урок
Тема: Имя прилагательное. Род прилагательного
Цель: наблюдать за изменением имён прилагательных по родам.
Задачи:
1) учить решать проблемные задачи, обсуждать правила, определять род, число и падеж имен прилагательных;
2) развивать
устную речь учащихся, фонематический слух, совершенствовать культуру речи, развитие
орфографической зоркости, расширение кругозора; способность к самоконтролю; развивать логическое
мышление, память, внимание, расширение кругозора, способствовать обогащению словарного запаса; развивать
мелкую моторику кистей рук, развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя; способность к
рациональной организации своего рабочего места;
3) воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия, аккуратности в работе, любознательности, пытливости
при получении новых знаний, воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; усидчивости,
самостоятельности, дисциплинированности.
Характеристика деятельности учащихся:
Наблюдать за изменением имён прилагательных по родам. Обобщать результаты наблюдений. Сравнивать род имён
существительных и имён прилагательных. Определять рол имён прилагательных и их синтаксическую функцию.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Соблюдать порядок действий в соответствии с поставленными в упражнении условиями. Выявлять несколько
грамматических признаков одного и того же слова. Учитывать степень сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения. Фиксировать (графически обозначать) окончания имён
прилагательных. Находить в тексте слова по заданному основанию. Анализировать предложенные высказывания,
выбирать правильный ответ и обосновывать сделанный выбор
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (умение принимать ответственное решение при совместной деятельности в микрогруппе,
построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества),
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные
целеполагание,
формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение
выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать
полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, наглядный,
практический.
Оборудование: запись на доске.
прогнозирование,
планирование,
(самоконтроль,
самооценка,
умение
I. Чистописание.
И // П // Ф // Р // К // Ц // Б //
В. Васнецов, В. Паленов, И. Репин, В. Федотов – русские художники.
Х о д у р о к а
II. Работа над новым материалом.
1. Выведение правила.
1) Н а д о с к е записано стихотворение:
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли,Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет…
А. К. Толстой
Найдите имена прилагательные. Выпишите их.
2) В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Прочитайте словосочетания, сравните их:
зеленый шар
зеленая кофта
зеленое яблоко
– Слова, какой части речи изменяются по родам, а какой – не изменяются?
– Прочитайте правило в учебнике.
– Как определить род имени прилагательного?
2. Упражнение в определении рода, числа и падежа имен прилагательных.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 1 устно (учебник).
2) В ы п о л н е н и е упражнения 2 письменно (учебник).
– Каким
предложения
членом
чаще
всего
является
имя
прилага
тельное?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3) Р а б о т а с рубрикой «Давай подумаем» (учебник).
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Сравните прилагательные.
– Так могут ли прилагательные изменяться по падежам и числам?
– Как определить число и падеж имени прилагательного?
3. Самостоятельная работа по определению склонений имен прилагательных.
1) Назовите начальные формы имен прилагательных: красивом (городе), старую (шляпу), ярким (галстуком),
акварельные (краски), большому (городу).
2) Найдите в тексте упражнения 4 однородные определения, запишите, выделите их окончания и укажите род,
число, падеж (учебник).
III. Итог урока.
– Что называется склонением?
– Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Можно ли определить род, число и падеж имени прилагательного во множественном числе?
Домашнее задание: в рубрике «Давай подумаем» (учебник) найдите однородные определения и подчеркните
их. Просклоняйте прилагательное лесной.