Родительский клуб - Занятие -7 - Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств, говорится о том, что мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы. К средним классам школы количество гнева в детях так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие" чувства. Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.Родительский клуб - Занятие -7 - Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств, говорится о том, что мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы. К средним классам школы количество гнева в детях так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие" чувства. Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ
Задача психолога научить участников клуба самостоятельно конструировать
собственное поведение при взаимодействии с ребенком. Родители должны почувствовать,
что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует.
СЕДЬМОЕ ЗАНЯТИЕ
ЧУВСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ
Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми.
Теоретическая часть
Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в
себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.
Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы. К средним классам
школы количество гнева в детях так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках,
рисунках.
Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие" чувства. Так что
же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому
человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для
вас.
Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о
себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении.
Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи
назвали «Явысказываниями». Ю.Б. Гиппенрейтер подробно описывает преимущества «Явы
сказываний».
«Явысказывание» позволяет выражать негативные чувства в необидной для ребенка форме.
Оно дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей
броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой
дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще чтото чувствовать!
Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети также становятся
искренними. Они чувствуют: взрослые им доверяют и им тоже можно доверять.
Называя свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность са
мим принимать решение. И тогда удивительно! они начинают учитывать наши желания и
переживания.
Схема «Явысказывания»
1) Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты
грязная...»).
2) Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»).
3) Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).
Практическая часть
Упражнение «Выбери правильный ответ»
Ситуация
А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими
делами. Вы начинаете сердиться.
Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете
смешанное чувство обиды и раздражения.
1Ваши слова
А
1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
2. «Меня сердит, когда ты не слушаешься».
Б
1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не мешай!»
.3.«Ты не можешь заняться чемто другим?»
В
1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2. «Уберите за собой посуду».
3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».
После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Явысказывания»:
А фраза 2
Б фраза 1
В фраза 3
Упражнение «Продолжите фразу»
Мне грустно, когда... Я сержусь, когда... Чувствую себя глупо, если... Я горжусь собой,
когда... Очень доволен, когда... и т.п.
Упражнение «Признание чужих чувств»
Объясните, признает ли родитель чувства ребенка; если нет, переделайте эти предложения.
А. «Если ты не испытываешь особой любви к своему брату, — это твое дело, но бить его
нельзя».
(Чувства ребенка признаются.)
Б. «Нет причины выходить из себя и бить его. Это была просто случайность».
(Чувства ребенка игнорируются. Вариант: «Ты рассердился на друга за то, что он разрушил
твой домик. Ты можешь найти другой способ выяснить отношения, но бить его не надо».)
В. «Укол — это действительно больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».
(Чувства ребенка признаются.)
Г. «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется».
(Чувства ребенка игнорируются. Вариант: «Похоже, тебе грустно. Ты принял решение, как
поступить, а ситуация сложилась подругому».)
После выполнения заданий психолог подводит итоги занятия и предлагает использовать «Я
высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите
его себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом.
Родители говорят, что они получили на этой встрече, какие чувства испытывали, и какие во
просы еще хотели бы рассмотреть.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2е. М.: ЧеРо, 1998.
2. Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы
родителям. М.: Айрикпресс, 1999.
3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997.
4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: ПедагогикаПресс, 1992.
5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996.
26. Материалы из газеты «Школьный психолог».
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь
3