Родительский клуб - Занятие -7 - Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств

  • Работа с родителями
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Родительский клуб - Занятие -7 - Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств, говорится о том, что мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы. К средним классам школы количество гнева в детях так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие" чувства. Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.Родительский клуб - Занятие -7 - Чувства родителей и детей. Правила выражения чувств, говорится о том, что мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы. К средним классам школы количество гнева в детях так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие" чувства. Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Иконка файла материала Занятие 7 - ЧУВСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ.doc
РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ Задача   психолога   ­   научить   участников   клуба   самостоятельно   конструировать собственное поведение при взаимодействии с ребенком. Родители должны почувствовать, что единственно верного способа разрешения той или иной проблемы не существует. СЕДЬМОЕ  ЗАНЯТИЕ  ЧУВСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ. ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ Цель: научить родителей создавать условия для доверительного общения с детьми. Теоретическая часть Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы. К средним классам школы количество гнева в детях так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие" чувства. Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас. Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали   «Я­высказываниями».   Ю.Б.   Гиппенрейтер   подробно   описывает   преимущества   «Я­вы­ сказываний». «Я­высказывание» позволяет выражать негативные чувства в необидной для ребенка форме. Оно дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что­то чувствовать! Когда   мы   открыты   и   искренни   в   выражении   своих   чувств,   дети   также   становятся искренними. Они чувствуют: взрослые им доверяют и им тоже можно доверять. Называя свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность са­ мим принимать  решение.  И тогда ­ удивительно!  ­ они начинают учитывать  наши желания  и переживания. Схема «Я­высказывания» 1)   Конкретное   описание   того,   что   вызвало   чувство   («Когда   я   вчера   увидела,   какая   ты грязная...»). 2) Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»). 3) Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»). Практическая часть Упражнение «Выбери правильный ответ» Ситуация А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться. Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. В.   Вы   приходите   домой   усталая.   У   сына   друзья,   музыка,   веселье.   Вы   испытываете смешанное чувство обиды и раздражения. 1Ваши слова  А 1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!» 2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же». 2. «Меня сердит, когда ты не слушаешься».  Б 1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают». 2. «Не мешай!» .3.«Ты не можешь заняться чем­то другим?»  В 1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?» 2. «Уберите за собой посуду». 3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок». После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Я­высказывания»: А ­ фраза 2 Б ­  фраза 1 В ­ фраза 3 Упражнение «Продолжите фразу»  Мне грустно, когда... Я сержусь, когда... Чувствую себя глупо, если... Я горжусь собой, когда... Очень доволен, когда... и т.п. Упражнение «Признание чужих чувств» Объясните, признает ли родитель чувства ребенка; если нет, переделайте эти предложения. А. «Если ты не испытываешь особой любви к своему брату, — это твое дело, но бить его нельзя». (Чувства ребенка признаются.) Б. «Нет причины выходить из себя и бить его. Это была просто случайность». (Чувства ребенка игнорируются. Вариант: «Ты рассердился на друга за то, что он разрушил твой домик. Ты можешь найти другой способ выяснить отношения, но бить его не надо».) В. «Укол — это действительно больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку». (Чувства ребенка признаются.) Г. «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется». (Чувства ребенка игнорируются. Вариант: «Похоже, тебе грустно. Ты принял решение, как поступить, а ситуация сложилась по­другому».) После выполнения заданий психолог подводит итоги занятия и предлагает использовать «Я­ высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите его себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом. Родители говорят, что они получили на этой встрече, какие чувства испытывали, и какие во­ просы еще хотели бы рассмотреть. ЛИТЕРАТУРА 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Издание 2­е. М.: ЧеРо, 1998. 2. Крэри Элизабет. Не разбрасывай носки... или Чего еще должен уметь ребенок: Советы родителям. М.: Айрик­пресс, 1999. 3. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997. 4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика­Пресс, 1992. 5. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.: Фолиум, 1996. 26. Материалы из газеты «Школьный психолог». Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 3