Конспект обучающего интерактива для родителей
разработанного для родителей 4 «в» классе
Родительское собрание
Учитель: Константинова Эльвира Витальевна
Тема: «Гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно».
Цель: Ознакомление родителей с возможными трудностями, возникающими у детей при переходе в 5 класс.
Задачи:
- раскрыть особенности обучения в среднем звене школы;
- раскрыть особенности развития физиологических особенностей пятиклассников;
- познакомить с трудностями адаптационного периода в пятом классе;
- познакомить с методами преодоления трудностей адаптационного периода в пятом классе.
Оборудование: проектор, презентация, памятки родителям, цветочки для пожеланий, список рекомендуемой литературы будущему пятикласснику.
План:
1. Организационная часть.
1. Приветствие.
2. Размещение родителей.
3. Вступительное слово.
2. Основная часть.
1. Введение в тему.
2. подготовка к проведению ВПР
2.2. Просвещение родителей.
- что ждёт будущего пятиклассника?;
- отдых с пользой;
- уже не младший школьник (физиологические особенности пятиклассника);
- психологические трудности пятиклассника.
2.3. Практикум по теме.
- процесс адаптации пятиклассника;
- советы родителям (интерактив).
2.4. Сообщение о состоянии учебно-воспитательной работы.
3. Подведение итогов.
3.1. Вывод.
3.2. Обсуждение возникающих вопросов.
Ход собрания.
1. Организационная часть.
Здравствуйте, Уважаемые родители! Я студентка 5 курса и классный руководитель 4 «в» класса. Я подготовила небольшое выступление. Впереди – переход в 5 класс, а это связано с новыми обязанностями детей, с новой степенью ответственности. Поэтому ему нужно узнать много нового, но освоение чего-то нового это всегда сопряжено с трудностями. Но все же, когда ребята преодолеют, все эти непростые испытания у них появится, чувство гордости за себя, что они справились со всеми трудностями и это прекрасно. И поэтому мы сегодня хотели с вами поговорить на тему: Гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.
2. Основная часть.
Вот и подходит к концу 4-й год обучения в начальной школе. Ребятам предстоит пройти трудное испытание в виде всероссийской проверочной работы и написать итоговые контрольные срезы.
Сегодня мы бы хотели поговорить о жизни будущих пятиклассников.
В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к работе с учителями – предметниками.
В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом младшего школьного возраста, который является достаточно стабильным периодом развития.
В среднем звене резко изменяются условия обучения, усложняются и появляются совершенно новые требования, предъявляемые к школьнику разными учителями, повышается уровень самостоятельности ребенка, а вместе с ним и уровень ответственности. Все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.
Прежде всего, трудности могут возникнуть из-за рассогласованности требований разных педагогов: Например, по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; по истории требуют, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а по литературе хвалят за собственное мнение и т.д. Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Важно помнить, что школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Поэтому важно объяснять, с чем связаны эти различи и помогать ребенку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.). Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. И здесь ребятам просто необходима поддержка самых близких людей – родителей.
У некоторых пятиклассников в этот период возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны так как это было в начальных классах. Другие, наоборот, как бы теряют голову от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе. Не стоит отчаиваться, если произойдет спад успеваемости. Это может быть в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода. Поэтому важно, чтобы рядом было надежное плечо и люди, которые его любят.
Уважаемые родители, вашему вниманию мы
предлагаем небольшой видеофрагмент. То, что вы сейчас видите - настоящее чудо
природы. Это необыкновенное превращение, которое сделает куколку - бабочкой.
Дети претерпевают не менее революционные изменения. В течение четырех отчаянных
лет у детей происходят некоторые значительные изменения. В результате которых
они, как и бабочки, становятся совсем взрослыми. Эти невероятные изменения
называются половой зрелостью. Но в отличие от куколок у детей нет кокона, в
котором они могли бы спрятаться на период переходного возраста. Мы все
совершаем это путешествие, и дорога частенько бывает ухабистой. Это интересное,
но опасное путешествие. Главный минус заключается в том, что как только дети
справляются с одной проблемой, что-то снова происходит и их тело снова
меняется. Если бы период полового созревания можно было бы сравнить с фильмом
ужасов, то главными злодеями там были бы гормоны. Именно они отвечают за все происходящие
в детях изменения.
Процесс бурного полового созревания школьников начинается как раз с пятого
класса. Этот период, начавшийся в 10-11 лет у девочек и в 11-12 лет у
мальчиков, продолжается в среднем от 3 до 5 лет и заканчивается наступлением
половой зрелости. Процесс полового созревания протекает под контролем нервной
системы и при участии желез внутренней секреции.
У девочек изменяется форма скелета, таз расширяется, иначе распределяются
мышечная и жировая ткань, фигура приобретает женские очертания.
У мальчиков в процессе взросления меняется голос, меняется работа половых
органов. Интенсивный рост скелетных мышц идет в условиях тканевой и кислородной
недостаточности. Организм испытывает перегрузки. Подросток быстро утомляется, у
него снижается выносливость. В целом, очень неприятное физическое
состояние, при котором не хочется делать ничего – только лежать и чтобы тебя
никто не трогал. Но нужно осваивать новые правила, выполнять множественные
требования, и плюс ко всему – хорошо учиться. Очень важно в этот период
жизни не предъявлять по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно
и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в начальных
классах.
У детей в этот период снижается скорость оперативного мышления, ухудшается
умственная работоспособность. Но эти явления носят кратковременный характер и
вовсе не означают, что ребенок ленив, слаб интеллектуально или обладает плохим
характером.
Просто по объективным причинам он в настоящее время не может в должной степени
контролировать и управлять собой. Ребята нуждаются в понимании и поддержке.
Необходимо осваивать новые требования, это сопряжено для ребят колоссальными
трудностями, но. Преодолевая все трудности, личность становится на шаг ближе к
прекрасному.
Первая часть школьной жизни почти позади – скоро за плечами останется начальная школа. И вот ребята переходят в 5 класс.
Обучаясь в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предметник выдвигает свои требования и таких требований МНОГО. И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать. Ко всему прочему, ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения.
Мы предлагаем Вашему вниманию Жизненную ситуацию и хотели бы услышать Ваше мнение на этот счет.
Мама и дочка
М: Здравствуй, Машенька! Ну, что получила сегодня? Была самостоятельная?
Молчит…
М: Ну-ка, покажи дневник!
Молча показывает
М: Тройка!? Да ты совсем обленилась! Ведь была же круглой отличницей, а пришла в пятый класс и забыла все? Никаких тебе больше прогулок! И на велосипеде кататься больше не пойдешь! Я еще отцу все расскажу!
…Как вы смотрите на эту ситуацию? Согласны ли вы с позицией мамы? И почему?
Современные педагоги и психологи вот как комментируют данную ситуацию.
Конечно же, маму девочки очень интересуют успехи дочери. Но, частое непонимание, непринятие родителями своего ребенка из-за неудач, с которыми он столкнулся, может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как часть его могут стать для ребенка враждебными, опасными. А это, как правило, приводит с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой, является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических расстройств.
Почему же одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается.
Если говорить простыми словами, то адаптация – это способность организма подстраиваться под меняющиеся условия среды. Этот термин можно отнести и к психологическому состоянию. В такой период дети нередко меняются - тревожатся, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит. Это связано с приспособлением организма ребенка к новым условиям жизнедеятельности.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.В большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее. Прекрасно, если в этот период будет находиться под контролем родителей, но в то же время, чувствовать любовь, поддержку и заботу с их стороны.
В начале пятого класса в поведении детей можно наблюдать многие негативные проявления:
1. Снижение интереса к учебе.
Ребенок не хочет идти в школу, его трудно усадить за уроки. Многие пятиклассники не записывают задание в дневник, чтобы родители не смогли их проконтролировать. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки.
2. Снижение успеваемости.
Дети допускают ошибки даже в тех случаях, которые были хорошо отработаны ранее. Теряются умения и навыки, приобретенные в начальной школе: хуже становится техника чтения, пересказы даются с трудом, ухудшаются вычислительные навыки и т.д. Многие пятиклассники начинают хуже запоминать материал урока.
3. Напряженные отношения между детьми.
Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры.
4. Повышенная тревожность.
5. Непредсказуемые реакции.
С этим явлением постоянно сталкиваются родители и учителя.
6. Отстранение от взрослых.
Очень опасный фактор, который нужно не
проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело
только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей
создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить
изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.
Давайте разберемся, какие факторы делают процесс адаптации пятиклассников таким
непростым.
1. Смена учителя.
В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают «сменить маму».
2. Много учителей.
Появляется множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Трудности у пятиклассников могут вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
3. Новые предметы.
Если раньше ежедневно ученики готовились к 2-3 предметам, то теперь приходится готовиться к 4-5. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: «Ну, как тебе в школе?» они часто отвечают: «Хорошо, интересно, здорово!» Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.
4. Новые требования.
Что же может затруднять адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку - нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Количество таких “мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти разные требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
5. Отсутствие постоянного кабинета.
Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
В возрасте 10-12 лет дети начинают постепенно взрослеть. Но они ещё много играют, бегают, часто легкомысленны, неустойчивы в интересах, легко поддаются влиянию. У младшего подростка возникает представление о себе, уже не как о ребёнке. Он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть им.
В этот период психологи советуют быть максимально внимательными к физическому и психологическому состоянию детей.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и идти в трех направлениях:
В организации режима дня важно
- Приучать детей к соблюдению режима; рациональному питанию; добиваться, чтобы ребенок занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.
- Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (например, покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.), а также - ежедневное чтение книг.
Особо психологи отмечают, что необходимо правильно организовать сон. Дневной сон - 1 час или просто отдых. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.
Еще одно направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий.
Педагоги утверждают, что очень важно контролировать не конечный продукт труда, а сам процесс, помочь преодолеть трудности в работе.
Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу:
Выполняя упражнение по русскому языку:
В направлении помощи - приучение к самостоятельности педагоги советуют:
-при проверке домашних заданий не стоит спешить указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не нужно давать готового ответа на их вопросы.
Также, при подготовке к сегодняшней встрече, мы собрали все эти рекомендации и подготовили буклет.
Добиться успеха можно, если:
- Не ругать детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать.
- Если интересоваться успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
Об этом и многом другом вы можете прочитать в буклете.
Четверокласснику перед началом пятого класса необходимо отдохнуть и набраться сил, а о том как с пользой провести каникулы сейчас мы вам расскажем.
Приближаются летние каникулы. У будущих пятиклассников был непростой год. Отношение к каникулам у каждого ребенка свое, кто-то радуется, кто-то даже расстроен, но как бы то ни было, наша задача - сделать так, чтобы отдых и летние каникулы лето принесли вашему ребенку не только радость, но и пользу.
Отличным вариантом отдыха является путешествие. Путешествие не только в другие страны, города, но и по Самарской области, ведь у нас очень много интересных и красивых уголков. Можно исследовать новые пути, посетить все музеи, найти интересные сведения в интернете. Составить особый маршрут и нарисовать собственную карту.
Еще один вариант отдыха: Спорт. Конечно, лето практически для этого и создано – велосипеды, роликовые коньки, самокаты, скейтборды – как долго они ждали своего часа и пылились в кладовке.
Еще Каникулы дают возможность наконец увидеть тех, к кому не было времени отправиться в гости в течение года. Лето – отличная возможность для общения со старыми друзьями и появления новых знакомых.
Не нужно лишать ребенка возможности в сентябре с гордостью похвастаться в школе – «А я этим летом научился…!». Можно выбрать с ребенком не менее трех пунктов того, чему бы вы хотели научиться вместе с ним. Возможно, вы хотите научиться готовить необычные завтраки или освоить итальянскую кухню, плавать, вышивать крестиком, выжигать по дереву, разучить новую мелодию на музыкальном инструменте. Тому, что вам вместе будет интересно, можно учиться как дома, так и записаться на специализированные курсы.
Новые эмоции и впечатления – отличное средство развития личности ребенка.
Еще один вариант отдыха – это Детский лагерь
Безусловно, это то времяпровождение, которое останется в памяти ребенка на всю жизнь. Можно подобрать летний лагерь по интересам – спортивно-оздоровительный лагерь, театральный, творческий, и т.д. Новые знакомства помогают ребенку социализироваться и приобрести коммуникативные навыки.
За время каникул, как рекомендуют психологи, нужно найти с ребенком время для «Сладкой лени», когда ребенок может лежать в постели, смотреть телевизор или даже играть в компьютерные игры добрую половину дня. Такой отдых помогает расслабиться и привести в порядок нервную систему. Но нельзя переусердствовать с таким видом отдыха.
А еще можно завести дневник, в который ребенок будет записывать события и впечатления. Пусть он наполнится открытиями, подтвержденными фотографиями, и заметками, украшенными рисунками. Так воспоминания сохранятся дольше и останутся яркими и красочными.
Однако, не стоит воспринимать каникулы только как время для развлечений.
Важно подумать вместе с ребенком – что у него в течении года не получалось или получалось не так хорошо, как хотелось бы, и внести занятия в летний план.
Например, каждый вторник и четверг ребенок может заниматься по часу математикой (задания лучше взять у школьного учителя), в понедельник, среду и пятницу уделяет сорок минут английскому, плюс по вторникам и пятницам рисует пейзажи акварелью.
Не нужно думать, что это переутомит ребенка – продолжать заниматься вне школы надо обязательно.
И конечно же, нужно уделять немало внимания чтению, ведь лето – прекрасная возможность прочитать много интересных художественных или научных книг.
3. Заключительная часть.
Таким образом, переход в 5 класс – это новый этап в жизни ребенка, и оттого насколько будет оказываться поддержка родителей, зависит успешность и адаптации к среднему звену, и всей последующей школьной жизни».
Уважаемые родители, у вас на партах лежат ромашки, мы предлагаем вам, написать пожелания вашим будущим пятиклассникам и наклеить на полянку.
Посмотрите, какие замечательные цветы выросли на нашей полянке, надеемся эти пожелания обязательно сбудутся.
И помните, «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». К.Д.Ушинский.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.