Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей
«Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему»
А.Швейцер.
«Вежливость порождает и вызывает вежливость»
Э. Роттердамский.
Задачи собрания:
1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.
2.Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов.
3.Вовлечь родителей в школьную жизнь их детей.
Форма проведения:
Дискуссионный клуб
Вопросы для обсуждения:
Что значит быть культурным человеком?
Критерии культуры личности.
Подготовительная работа к родительскому собранию:
1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
2.Подбор ситуаций для дискуссии.
3.Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, уважаемые родители, коллеги! Сегодняшнее родительское собрание посвящено теме: «Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей». Я предлагаю провести его в форме дискуссионного клуба.
(1 слайд)
Вопросы для обсуждения:
Вопрос 1. Считаете ли вы, что проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время? Почему?
В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя.
Вопрос 2. Кого вы считаете воспитанным?
Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?
(2 слайд)
(Выступления родителей по этим вопросам)
Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве.
Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем. Если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребёнок должен знать, когда включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.
Этим вопросам в классе были и будут ещё посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится наша жизнь.
II. Анализ анкет родителей и детей.
(3 слайд)
Примите к сведению информацию по анализу анкет родителей и детей.
Из 10 человек в классе все 10 правильно оценили свои действия, считающиеся приличными при заполнении анкеты: «Считаешь ли ты себя культурным человеком».
Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.
Сравним задание в форме тезиса «Продолжи незаконченное предложение», данное учащимся и родителям.
Дети считают, что культурный человек - это тот человек, который вежливо относится к окружающим; всегда здоровается; соблюдает все правила; говорит спасибо; он добрый; культурно ест; хорошо относится к вещам; всё делает культурно; не ябеда; красивый и добрый; умный и ласковый; выполняет правила поведения; всё делает хорошо.
Родители - человек, который соблюдает правила поведения в обществе; воспитан на лучших примерах развития человечества; почитает нормы морали; вежливо общается с людьми; постоянно обогащает свой духовный мир; придерживается моральных норм; с уважением относится к окружающим людям; знает где и когда, что сказать, что бы не обидеть другого человека; знаком с правилами этикета и умеет их применять.
В целом вы дали правильный ответ на данный вопрос.
Вопрос 3. Какие качества характера присущи культурному человеку?
Ответы детей и родителей совпадают. Были выделены такие качества характера: доброта, открытость, добросердечность, уравновешенность, правдивость, требовательность, исполнительность, дружелюбие, отзывчивость, исполнительность, воспитанность, уважительность, вежливость, честность, порядочность.
Вопрос 4. Какие качества характера ваших детей ещё не раскрыты?
Родители поделились сведениями об индивидуальных качествах характера ребёнка, которые ещё не раскрыты.
Из анкеты для учеников, требующей из приведённых прилагательных подчеркнуть те, которые к тебе никак не относятся, все посчитали, что они не являются глупыми, злыми, жадными, грубыми, ябедами, жалобщиками, насмешниками и врунами.
Дети знают, какими качествами характера не должен обладать культурный человек.
Вопрос 5. Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют?
(Ответы родителей)
Информация к размышлению.
(Выступление учителя)
1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.
2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями
3.Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.
4.Считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.
Что вы подразумеваете под словом «этика»?
(4 слайд)
В переводе с французского языка слово «этика» означает «ярлык», «этикетка», его второе значение — строго установленный порядок поведения и формы обхождения.
Вопрос 6. Что вы подразумеваете под понятием «культура личности»?
(Ответы родителей; 5 слайд)
Культура личности включает несколько аспектов:
1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Психологи отмечают склонность людей давать оценку достоинствам и недостаткам кого-либо на основании только одной внешности, поскольку она воспринимается как неотъемлемая характеристика личности. Часто ребёнок кажется симпатичным не из-за физической красоты, а в силу обаяния, которое заключается в приятном, добром весёлом выражении лица. Однако иногда некоторые дети кривляются при общении, морщат лоб и нос, высоко поднимают брови, капризно вытягивают губы вперёд. Взрослым необходимо сказать, что это плохо, некрасиво, что он становится не похожим на себя.
Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.
Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать.
III. Дискуссия по ситуациям.
Ситуация 1.
Весь класс приглашён на праздник «Масленица» в детскую библиотеку. Дочь просит маму разрешить ей надеть новое платье, в котором она была на Новогоднем празднике. Ваши действия.
Ситуация 2.
Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса. Наступило время обеда. Все расположились на поляне, разложив еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать. На приглашение родителей и учителя принять участие в общей еде ответили отказом... Что нужно сделать в данном случае?
В семье большое значение имеет стиль взаимоотношений. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение.
Предлагаю Вам поиграть в игру «Если…», которая поможет научить вашего ребёнка жить в мире людей.
Игра «Если...»
1)...ребёнка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
2)...ребёнок живёт во вражде, он учится …(быть агрессивным).
3)...растёт в упрёках, он учится …(жить с чувством вины).
4)...в терпимости, он учится …(понимать других).
5)...хвалят, он учится … (быть благородным).
6)...растёт в честности, он учится … (быть справедливым).
7)...в безопасности, он учится … (верить людям).
8)...ребёнка поддерживают, он учится … (ценить себя).
9)...ребёнка высмеивают, он учится …(быть замкнутым).
10)...ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится … (находить любовь в этом мире).
Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения. Потребность в любви удовлетворяются, когда ребёнку сообщается, что он нами любим, нужен нам, мы им дорожим, наконец, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, приветливой улыбке, в прямых словах: «Мне хорошо, когда мы вместе», «Как хорошо, что ты у нас есть». Потребность в общении, в духовном контакте, когда, душа с душою говорит, эмоционально обогащает людей, развивает их лучшие человеческие качества. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия.
3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка.
Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания.
Выработке культуры речи у детей могут помочь игры типа: «Волшебные слова». Пусть ребёнок запишет и сосчитает, сколько и каких («волшебных») слов он сказал. Вечером подведите итоги. Можно совместно с ребёнком создать: «Азбуку хороших слов». Начинаем с буквы «А». Пусть ребёнок назвал и вы вместе запишите их (аккуратный, ароматный, авторитетный, активный, ангельский и т.д.). Так можно поработать и над пословицами, поговорками. В эту книжку можно записывать высказывания писателей, поэтов.
Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят.
Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.
Хождение в гости — особый аспект культуры. Взрослым нужно помнить: чтобы сформировался определённый навык поведения, нужны упражнения. Для этого нужно использовать естественные жизненные ситуации, создавать условия, побуждающие к нравственным поступкам, позволяющие на практике овладевать правилами культуры поведения.
Ситуация 3.
«К нам придут сегодня гости »
Проинсценировать разговор с дочерью (сыном) о культуре поведения. Мамина подруга торжественно вручила десятилетней Кате плитку шоколада. Девочка, как её учили, приятно улыбнулась, благовоспитанно сказала: «Большое спасибо». Потом отодвинула подарки и буднично прибавила: «Мне это не надо. Такая шоколадка у меня уже есть, а шоколад мне нельзя, у меня от него диатез ».
О чём бы вы наедине поговорили с девочкой на месте мамы? Оправдываете ли вы поступок девочки, учитывая её возраст?
4) Культура быта.
Составной частью её является умение рационально и со вкусом организовать внешнюю среду и своё жилище, воспитывать стремление к комфорту. Культура быта включает в себя умение рационально использовать время. Необходимо выработать привычку к постоянному учёту времени и к планированию его. Однако в этом надо помочь. Как важна эта потребность в настоящее время взаимного отчуждения и недоверия.
«Из личного опыта»
(6 слайд)
Прошу Вас поделиться опытом формирования культурного человека в вашей семье. (Выступления родителей)
Можно завести записную книжку, где ребёнок фиксирует дела на завтра. А вечером зачёркивает и подводит итоги сделанного. Желательно с детьми организовывать самоанализ (что сделано, что не сделано). Дети должны усвоить главное: отношение к своему и чужому времени как к большой ценности - это один из показателей культуры поведения.
Какие советы родителям вы бы составили по формированию культурного человека.
(7 слайд)
Советы родителям по формированию культурного человека
— Не учите культуре назидательно, излишне морализируя, вызывая желание действовать назло.
— Привлекайте детей к посильной деятельности.
— Создавайте специальные ситуации - задания: встретить тётю Машу, позвонить по телефону.
— В выработке культуры поведения широко используйте игры и игровые ситуации.
— Помните, что в воспитании культуры поведения есть ситуации, когда вообще никакие слова не нужны, достаточно примера, образца поступка.
— Создавайте вместе с детьми различные памятки: «Культура поведения в общественном транспорте, музее », « Мой внешний вид».
— Помните: вы - главный воспитатель, вы - пример.
(Обсуждение памятки для родителей по воспитанию культуры поведения у детей)
IV. Рефлексия
У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Наше собрание хотелось бы закончить таким стихотворением:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник -
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрый слов поток.
Должно быть можно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет,
Зато пойму, как ты живёшь,
По правде или нет.
(Вручение памяток для родителей)
Памятка для родителей
1.Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
7.Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Уважаемые родители! Прошу Вас подвести итоги нашего собрания. (8 слайд) Подберите к теме сегодняшнего собрания:
1.Имя существительное (главное ключевое слово)
2.Два прилагательных
3. Три глагола
4. Фразу из 4-х слов
5. Синоним имени существительного
Приложения к собранию:
1.Анкета для учеников
Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком +; те действия, которые ты считаешь неприличными , знаком ─.
Громко кричать
Драться
Перебивать в разговоре другого человека
Списывать из чужой тетради
Задавать неуместные вопросы
Свистеть
Жадничать
Врать
Молчать, если кто-то совершил плохой поступок
Завидовать кому-то
Быть равнодушным к чужой беде
Навязываться в друзья
Жаловаться на кого бы то ни было
Не обращать внимания, если кого-то обижают
Ябедничать
2.Продолжите предложения
1Добрый человек - это тот, который
2.Злой человек - это тот, который
3.Честный человек - это тот, который
4.Правдивый человек - это тот, который
5.Жестокий человек- это тот, который
6.Трудный человек-это тот, который
7.Культурный человек- это тот, который
3.Анкета для учеников
Из приведённых прилагательных подчеркни те, которые к тебе никак не относятся.
Умный, глупый, культурный, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
4.Анкета для родителей
Из приведённых слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребёнка.
Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.
5. Вопросы родителям для обсуждения
1.Почему проблема нравственного воспитания актуальна в настоящее время?
2.Кого вы считаете воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным, культурным.
3.Какие качества характера присущи культурному человеку?
4.Какие качества характера в ваших детях не раскрыли?
5.Что вы подразумеваете под понятием — культура личности?
6.Почему ребёнок, зная правила поведения, не выполняет их?
7.Какие советы по формированию культурного человека вы дали бы родителям?
Список используемой литературы:
1. Лучшие родительские собрания в начальной школе: 3-4-е классы / М.А. Алоева, В.Е.Бейсова. Изд. 3 - е, доп. и перераб. Ростов н/Д :Феникс, 2007. 314 с. (Сердце отдаю детям).
2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. М.:ВАКО, 2008. 336с. (Педагогика. Психология. Управление)
ПРОТОКОЛ № 4
Родительское собрание от 21. 03. 2019г.
Тема: Как научить своего ребенка жить в мире людей. Итоги 3 четверти.
Присутствовали: 8 человек
План собрания:
1. Выступление учителя по основной теме собрания. Планирование учебно-воспитательной работы класса на 4 четверть.
2. Итоги 3 четверти. ВПР.
3. Разные вопросы.
4.Пдд.
5. Решения собрания.
По первому вопросу выступила учитель Кириллова А.А.. Она рассказала о нормах поведения, о культурных аспектах личностях. Совместно с учителем были разобраны различные жизненные ситуации, которые помогли понять как важно знать и помогать детям найти свое место в мире людей.
По второму вопросу заслушали учителя Кириллову А.А., которая рассказала об итогах 3 четверти.
Подводя итоги учебой деятельности, учитель обратил внимание на слабые знания некоторых учащихся.
Учитель обратил внимание
родителей на требования учебной программы и основные задачи обучения и
воспитания детей 4 года обучения. Ответил на вопросы родителей.
Учитель рассказала о предстоящих ВПР по русскому языку, математике и
окружающему миру. Ознакомила с датами и формой проведения ВПР.
Разное.
Учитель ответил на интересующие вопросы родителей по обучению и воспитанию детей.
Родители участвовали в прениях по вопросам учебно-воспитательной работы детского коллектива на 4 четверть.
Обратил особое внимание на соблюдение правил дорожного движения учащимися и их родителями. Родители прослушали статистику несчастных случаев на дорогах города, в которых пострадали дети.
Решение собрания:
1.Одобрить план воспитательной работы на 4 четверть
2. Родителям вести контроль за успеваемостью детей.
3. Родителям оказывать посильную помочь детям в подготовке к ВПР.
4.Родителям оказывать поддержку в вопросах поведения в мире людей.
Секретарь: Головачева О.Н.
Кл. руководитель Кириллова А.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.