МДОУ №114
Родительское собрание
по теме: «Как подготовить ребенка к обучению в школе?»
Выполнила
педагог - психолог
МДОУ №114
Кръстева К.Ц.
Дети очень быстро растут. И вот ваш ребе нок, вчерашний малыш, уже стал большим, скоро пойдет в школу. У многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу. И неслучайно, ведь это переломный мо мент в жизни ребенка: резко меняется весь его образ жизни, он приобретает новое положение в обществе. Теперь главное в его жизни — учеба, образовательная деятельность. Он отвеча ет за нее перед учителем, школой, семьей. Усвоение знаний становится основной целью.
Вопрос:
• Что же является важным в подготовке к школе?
Подготовка к школе — процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с млад шего дошкольного возраста, и не только на специальных заня тиях, но и в самостоятельной деятельности ребят — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Ученые выделяют разные виды готовности к школе.
Прежде всего, важна психологическая готовность. Она за ключается в том, что у ребенка уже к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, при сущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. К таким предпосылкам относятся желание стать школьником, выполнять серьезную деятель ность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольно го возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем способом приобщения к жизни взрос лых, который ему дает игра. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как сту пенька к взрослости, а учеба — как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Но не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внеш ние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель и др. Такой интерес тоже важен, поскольку в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности ребенка к школе — достаточный уровень его волевого развития. Учени ку приходится включать произвольное внимание, произволь ную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скуч ные» моменты. Произвольность познавательной деятельнос ти начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу она еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устой чивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т. д.
Вопрос:
• Какими качествами должен обладать, по вашему мнению, будущий первоклассник?
Важно подчеркнуть, что это нравственно-волевые каче ства: настойчивость, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованность, дисциплинированность, от которых зависит, будет ли ребенок учить ся с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя. Дети, которые не обладают этими качествами, несоб ранны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватыва ют лишь то, что дается им без особых усилий. Иногда родите ли жалуются, что уже в начале учебного года ребенок не же лает идти в школу, Ему надоело учиться.
Готовность к школе предполагает и определенный уро вень умственного развития. Ребенку необходим запас зна ний. Родителям следует помнить, что само по себе количе ство знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждет не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребенка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач. Родителей порой радует, что ребенок запом нил текст стихотворения, сказки. Действительно, у детей очень хорошая память, но важнее для умственного разви тия понять текст, суметь пересказать его, не исказив смыс ла и последовательности событий. Иногда взрослые раду ются, когда ребенок считает до ста и даже более. Не нужно увлекаться счетом до бесконечности. Важно познакомить ребенка с понятием числа как выражения количественной стороны любых явлений, помочь ему овладеть решением простейших арифметических задач и особенно умением их самостоятельно составлять, пусть в пределах пяти. Это отно сится к детям старшего дошкольного возраста. Бывают слу чаи, что ребенок решает сложные примеры и задачи, выхо дящие за пределы первого десятка, на элементарный вопрос педагога: «Что больше — один или два», не может ответить. Часто дома дети пользуются калькулятором или компьютером, они просто запоминают результаты, а счетная деятельность у них не развита.
Проводите с детьми наблюдения, беседы, позвольте ему почувствовать себя первооткрывателем. Например, наблюдайте вместе с ним за облаками, находите в них сходство с фигурками людей и животных; «измеряйте» глубину лужи, наблю дайте за явлениями природы.
Советы родителям:
1.Развивайте настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.
2.Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающе го. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рас суждает вслух.
3.По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки.
4.Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
5.Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступ ки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.
6.Особо следует сказать о специфике обучения ребенка-дош кольника. Оно носит «изустный» характер, то есть из уст в уста. При обучении в детском саду мы не используем тексты, печатное слово. Обучение идет на слух с применением наглядных игровых методов.
Можно предложить родителям просмотр несколько фраг ментов видеозаписи занятий по математике, развитию речи, изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.
Особое место в подготовке детей к школе занимает овладе ние некоторыми специальными знаниями и навыками — гра мотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его зву ковой состав. Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребен ка придется переучивать. Так же обстоит дело и со счетом — умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бес полезным, если этот навык усвоен механически.
Одна из важнейших задач подготовки детей к школе — развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребенка.
Список литературы:
1. Иванова Л. Как приобщить ребенка к книге. – 2015. - № 1/2. – С. 48-49.
2. Петрова С Мастерская добрых сказок / С. Петрова // Дошкольное воспитание. – 2011. - №12. – С. 106-110.
3. Обносова Х.А. Приобщение детей к художественной литературе в современном обществе // Культура и образование. – Май 2015. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2015/05/3331 (дата обращения: 16.09.2015).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.