ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 180 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Родительское собрание
на тему:
«Добро пожаловать в логопедическую группу»
(логопедическая «Б» группа, средний дошкольный возраст)
Подготовили:
Гресь М.А., Чистова С.В., воспитатели логопедической группы
Масалитина О.В., учитель-логопед
Дистанционная форма работы 25.09.2020
Донецк
Родительское собрание в средней логопедической группе
«Добро пожаловать в логопедическую группу!»
Цель: Познакомить родителей с назначением логопедической группы. Познакомить родителей друг с другом, логопедом и воспитателями речевой группы; формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.
Повестка дня:
1. Зачем нужен логопед и логопедическая группа?
Масалитина О.В., учитель-логопед
2. Возрастные особенности психофизиологического развития детей средней группы
Гресь М.А., воспитатель
3. Особенности коррекционной работы в группе.
Чистова С.В., воспитатель
4. Текущие вопросы
Гресь М.А., Чистова С.В., воспитатели
5. Выбор родительского комитета
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня хотим поговорить с Вами о развитии речи детей и о том, зачем ребенку нужен логопед и логопедическая группа. Наша группа называется речевой или логопедической.
С вашими детьми в этой группе будут заниматься воспитатели: Гресь Марина Анатольевна и Чистова Светлана Васильевна. Оба воспитателя имеют 20 лет педагогического стажа. Помимо воспитателей, с детьми занимается учитель-логопед - Оксана Владимировна Масалитина. Педагогический стаж работы 13 лет, из них 6 лет работает учителем-логопедом. А помогать нам воспитывать наших с Вами детей будет помощник воспитателя Шарах Татьяна Витальевна.
1. Зачем нужен логопед и логопедическая группа?
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи.
Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Характеристика детей с ОНР. Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение ОНР. ОНР – это общее недоразвитие речи или речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь.
Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:
· словарный запас;
· фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
· грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
· связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
2. Возрастные особенности психофизиологического развития детей средней группы.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку: величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
3. Особенности коррекционной работы в группе.
Вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление речевых расстройств.
А именно, работа с детьми проводиться по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей.
Сейчас немного расскажу об организованной образовательной деятельности. В обычной средней группе – 11 занятий, а в логопедической – 13 занятий
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Двигательная деятельность (овладение основными движениями) в помещении |
2 |
Двигательная деятельность (овладение основными движениями) на прогулке |
1 |
Музыкальная деятельность (1 занятие с элементами логоритмики) |
2 |
Познавательно-математическая деятельность |
1 |
Развитие речи Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи Звуковая культура речи |
1 1
1 |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
1 |
Изобразительная деятельность (рисование, лепка/аппликация) |
2 |
Познавательно- исследовательская деятельность (ознакомление с природой/ окружающим миром) |
1 |
ИТОГО |
11+2 |
(красным выделена дополнительная деятельность, которая проводится только в логопедических группах)
Подгрупповые занятия делятся на:
· Развитие речи / Лепка или аппликация
· Формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи / Математика
· Звуковая культура речи / Рисование
Подгрупповые занятия проводятся с 6-7 детьми. Это значит, одна половина детей идут заниматься с учителем-логопедом, а вторая – занимаются с воспитателем. Потом они меняются местами.
Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с учителем-логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.
Для закрепления материала дома вам будут в пятницу даваться тетради с домашним заданием, которые нужно будет выполнить за выходные и принести в понедельник утром. Вся тетрадь построена по тематическому принципу.
На занятиях по развитию связной речи мы будем учиться составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, будем учиться составлять пересказы. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать. Мы будем учиться.
На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи.
Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения, например можно сдуть кусочек ваты или листик с ладошки и много других дыхательных упражнений.
Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.
Автоматизация поставленных звуков происходит на слогах, словах, фразах и предложениях.
Рекомендации родителям.
Все, что мы Вам рассказали, касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков. Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом хотя бы 10-15 минут. Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите, пожалуйста, в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.
4. Текущие вопросы
Ø Ознакомление родителей с нормами законодательства (Конституция ДНР, Закон ДНР «О противодействии экстремистской деятельности» - пункты а, б, части 1, Статьи 1; частью 1, Статьи 15)
Конституцией Донецкой Народной Республики установлено, что все равны перед законом и судом. За любое совершенное преступление предусмотрена уголовная ответственность и установлено наказание, поэтому всегда необходимо предвидеть последствия своих поступков и осознавать всю серьезность их совершения.
Закон ДНР «О противодействии экстремистской деятельности» принят Постановлением Народного Совета 29 мая 2015 года гласит: пункты а, б, части 1, Статьи 1 «Основные понятия» устанавливают, что 1) экстремистская деятельность (экстремизм) это: а) осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма; б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой. Частью 1, Статьи 15 «Ответственность граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности» 1. За осуществление экстремистской деятельности граждане Донецкой Народной Республики, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке. А именно: Статьей 19 УК ДНР установлено, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за преступления предусмотренные статьями УК ДНР такими как: убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, террористический акт, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм (статья 243), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ и др.
Статья 243 УК ДНР. Вандализм 1. Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх месяцев, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трёх месяцев. 1. Те же деяния, совершённые группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, - наказываются ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок. К лицу, признанному виновным в совершении преступления, по приговору суда назначается наказание, которое заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица предусмотренных УК ДНР. Согласно п.2 ст. 88 УК ДНР к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Ø О профилактике и снижению детского дорожно-транспортного травматизма
С началом учебного года в районе увеличилось количество детей, пострадавших на дорогах. Дети бывают невнимательны и не все помнят о необходимости соблюдения правил безопасности на дороге. К сожалению, это зачастую приводит к дорожно-транспортным происшествиям. С целью профилактики и снижения дорожно-транспортного травматизма, а также травматизма и других несчастных случаев в непроизводственной сфере. Просим Вас обеспечить усиление профилактической работы, которая будет способствовать снижению и предупреждению детского травматизма.
Ø О правилах отсутствия в дошкольном учреждении (информационное письмо Министерства здравоохранения Донецкой народной Республики от 10.09.2020 № 1064/011-31 «О разъяснении условий действия нормативного правового акта»). С письмом можно ознакомиться в разделе More «Новости»/
5. Выбор родительского комитета
Председатель родительского комитета:
Бебей Дарья Олеговна
Члены родительского комитета:
Бурман Виктория Александровна
Мандрыка Ирина Олеговна
Итог. В конце хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для развития и воспитания детей в сложившемся коллективе. Желаем нам с вами удачи, успехов, терпения и большое спасибо за сотрудничество.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.