Родительское собрание "Внимание"
Оценка 4.8

Родительское собрание "Внимание"

Оценка 4.8
docx
14.02.2020
Родительское собрание "Внимание"
род собр развиваем внимание.docx

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание на тему:

«Развиваем внимание»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Гасанова Р.А.

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание

                                        на тему «Развиваем внимание»

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

1.     Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

2.     Выявление проблем развития внимания.

3.     Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Ход собрания

Учитель: Часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Нередко я сетую вам на то, что многие ошибки ваших детей – от невнимания. Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось.

1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся – «Что такое внимание и каковы его свойства?». (Слайд – «Внимание – это важно».)

«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов».

Представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы

не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания.

(Слайд – «Механизм»)

Учитель: Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю)

(Слайд – «Особенность внимания»)

              Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности».   На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.  

               К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребёнка.

               Нынешнее поколение детей учёные называют «поколением невнимательных». Действительно, сейчас все учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания.

               Причин может быть несколько. Учёные склонны предполагать, что, возможно, существуют некоторые циклические процессы в развитии детской популяции. Был период акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился или даже пошёл вспять.

                 А что при этом происходит с вниманием?

         Внимание напрямую зависит от развития лобных отделов головного мозга. Если ребёнок в период своего раннего развития не получает достаточно тактильной и зрительной  информации, идущей от матери, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребёнком (их заменяют няни, телевизоры, компьютеры). У детей, которые довольно рано начали смотреть телевизор, не развивается речь, мышление. Ведь ребёнок воспринимает речь во взаимодействии со взрослыми и в игре.

                 Многочисленные исследования учёных-психологов, физиологов показали:

·         Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по звучанию. (жуки-зуки)

·         Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы в словах, предложениях и цифры в примерах. (трава- трва)

·         Если ребёнок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания. (трава-тарава)

·         Если ребёнок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.

(Слайд – «Виды внимания»)

Учитель: Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Представим, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это – непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога.

                    Упражнения по развитию произвольного внимания.

                            Упражнение «Запоминай порядок»

1.Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

                           Упражнение «Заметить всё»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить всё.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Положив один на другой 8 предметов, заставить ребёнка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20 секунд, поставив набок, приложив друг к другу, положив один на другой и т.д. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).

                           Углубимся в проблему.(Слайд)

Учитель: Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания.

 

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

 

Устойчивость

 

Переключаемость

 

Распределяемость

 

Концентрированность

 

Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, дав следующее задание, учителя ещё продолжают выслушивать ответ на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

 

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Переключаемость

Разнообразить виды заданий.

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать.

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

Учитель: Вы вооружили друг друга замечательными советами, а теперь освоим ещё несколько приёмов развития внимания у детей, причём выполним эти упражнения.

                         Упражнение  «Какие цифры (буквы) изменили место?»

Ведущий предлагает детям запомнить расположение цифр (букв). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение 1-4 цифр (букв). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда.

Третий этап. «Вырабатываем стратегию»(Слайды- паровоз)

Учитель: Итак, обобщим наши представления о том, что важно в развитии столь значимого для перспективы ребёнка свойства – внимания. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают учёные (в процессе изложения появляются слайды):

Окрик, угроза – помеха развитию внимания                  «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками               Лучшие стимулы развития внимания – рисование, лепка, конструирование               Телевизор задерживает внимание

Больше разнообразия в заданиях              Помощь родителей.

Учитель: В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников. Они вместе с отработанными упражнениями будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придёт!

            


 

Родительское собрание на тему: «Развиваем внимание»

Родительское собрание на тему: «Развиваем внимание»

Родительское собрание на тему «Развиваем внимание»

Родительское собрание на тему «Развиваем внимание»

И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания

И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их

Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов

Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2020