Родительское собрание на тему: «Детская ложь и ее истоки».
Цель: познакомить родителей с причинами и проявлениями детской лжи,
способами воспитания правдивости; помочь выработать правильный стиль
семейного воспитания.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, слайдовая презентация.
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя:
Сегодня родительское собрание пройдет в необычной форме – токшоу.
Русская народная пословица говорит: «Где правда, там и счастье». Каждый
родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Как помочь ребенку быть
правдивым? Каковы истоки детской лжи? Такие сложные вопросы будут
обсуждаться сегодня на токшоу. Итак, тема нашего токшоу: «Детская ложь
и ее истоки». Слайд 1.
2. Основная часть.
1) Размещение участников по группам.
Приглашаю участников занять места на белом и черном секторах,
символизирующих правду и ложь.
2) Блицопрос.
Ваша задача – в зависимости от выбранного сектора, «правдиво» или
«лживо» отвечать на вопросы. ( Вопросы должны быть простыми). Ответы
должны быть однозначными: «да» или «нет».
Вашу дочь зовут Светлана?
Умеете ли Вы кататься на велосипеде?
Вам нравится Ваша работа?
Имеются ли у Вас вредные привычки?
Вкусно ли Вы готовите? И т.д.
Итог: поделитесь впечатлениями: кому было проще ответить на вопросы?
Что испытывал тот, кому необходимо было скрыть свои мысли?
3) Вопросы зрителям:
Какие внешние признаки проявления лжи вы заметили у тех, кто говорил
неправду?
Вывод: говорящий неправду выдает себя мимикой, непроизвольными
движениями. Слайд № 2 Классический признак лжи – если человек избегает зрительного
контакта, то есть или не смотрит в глаза вообще, или старается
отвести взгляд.
Однако если человек, наоборот, слишком старательно поддерживает
зрительный контакт и смотрит вам в глаза не отрываясь, это тоже
означает: чтото не так.
Человек, который лжет, как правило, совершает меньше движений и
меньше жестикулирует, чем обычно.
Собеседник чаще обычного дотрагивается до лица и рта, его движения
кажутся скованными и неестественными.
Давайте представим, вспомним один из случаев, когда вы смотрели на
ребенка и не могли понять: врет ли он или говорит правду. Приведите такие
примеры. Какими были его жесты, мимика и речь?
4) Обсуждение понятий «правда» и «ложь»
Попробуйте дать определение понятиям «правда» и «ложь»
«Правда» 1) то, что соответствует действительности, истина;
2) порядок, основанный на справедливости, честности.
(Словарь русского языка. С.И. Ожегов)
«Ложь» намеренное искажение истины, неправда, обман (там же)
: «Ложь – это раздвоение в человеке. И как всякое раздвоение
Итог
неприятно и приносит человеку дискомфорт. Раздвоение вносит тревогу,
ослабляет физические силы, пагубно действует на нервы». Слайд № 3
5) Обсуждение ситуаций (карточки с ситуациями)
Ситуация 1. (отрывок из рассказа Н.Носова «Фантазеры»):
« А я один раз купался в море, говорит Мишутка, и на меня напала
акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
Врешь!
Нет, неправда!
Почему же ты не умер?
А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
Без головы?
Конечно, без головы. Зачем мне голова?
Как же ты шел без головы?
Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
Почему же ты теперь с головой?
Другая выросла».
Ситуация 2. (отрывок из рассказа Н.Носова «Фантазеры»): «Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
Какая польза?
А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома.
Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом
думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама
пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее
все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама
еще варенья дала. Вот и польза».
К каким выводам вы пришли?
Вспомните похожие ситуации, в которых дети часто говорят неправду
(плохая оценка, невыполненное домашнее задание и т.п.)
Каковы же основные причины детской лжи? (Высказывания родителей)
Откуда же ложь берет свои истоки? Слайд № 4
Подражание лжи взрослых;
Стремление привлечь к себе внимание;
Страх, как причина лжи;
Ложь с целью защиты товарищей.
«Фантазия» «правда» или «ложь»?
6)
Учитель берет написанное разноцветными фломастерами слово «фантазия»
и ставит между секторами.
Скажите, к какому сектору ближе должно расположиться слово
«фантазия»? (Дебаты между участниками.)
Вывод: ложь обычно используется в корыстных целях и может приносить
вред окружающим. А вот фантазии бескорыстны, не вредят никому, они
способны позабавить людей, развлечь их, а также развивают творческие
способности. Учиться фантазировать – полезно.
3. Итог:
В случаях, когда взрослые сталкиваются с детской ложью, нельзя делать
поспешных выводов. За подобным поведением всегда кроются какиелибо
причины.
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ребенок не лгал: Слайд № 5.
• Верьте ребенку;
• Объясните, что на правде «держится мир». Люди живут в согласии, если
доверяют друг другу;
• Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов.
• Не учиняйте унизительных допросов; • Вознаграждайте честность;
• Показывайте пример честности.
Ребенок всегда честен с вами только с вами, только когда: Слайд № 6.
• Доверяет вам;
• Не боится гнева или осуждения;
• Уверен: что бы ни случилось, его не унизят как личность;
• Обсуждать будут не его, а поступок, который надо исправить;
• Помогут, поддержат, когда ему плохо;
• Ребенок твердо знает: вы на его стороне;
• Знает, что даже если накажут, то разумно и справедливо.
Слайд № 7.
Родительское собрание "Детская ложь и её истоки"
Родительское собрание "Детская ложь и её истоки"
Родительское собрание "Детская ложь и её истоки"
Родительское собрание "Детская ложь и её истоки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.