Мой ребенок становится трудным...
Сколько человеческого счастья разбилось вдребезги только потому, что кто-то кому-то не сказал: «Извини»?
И.Д. Вильде
Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок — это ребенок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Но прежде всего попробуем определить, кто он — трудный ребенок?
Трудный ребенок ни в чем не знает меры; нарушает распорядок дня; портит домашнее имущество; издевается над младшими и стариками; дерется и издевается над другими детьми в школе; мешает проводить уроки и т. д.
Причины детской неуправляемости:
1. Борьба за внимание родителей.
Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более — ребенку.
2. Борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе — нельзя прожить жизнь на опыте старших.
3. Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребенок мстит за:
— неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»;
— сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
— за унижение друг друга в кругу семьи;
— за потерю одного из родителей в результате развода;
— за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок;
— за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
— за родительскую ложь и хамелеонство;
— за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
4. Неверие в свой успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Мой ребенок становится трудным...
Анкета для учеников
Выбери тот ответ, который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1. Если ты задержишься после школы, то:
а) твое объяснение опоздания выслушают;
б) на твое опоздание не обратят внимание;
в) тебя отругают.
2. Если ты получишь плохую оценку, то:
а) ты сразу расскажешь об этом родителям;
б) ты расскажешь об это, но дождешься удобной минуты;
в) ты вообще об этом не расскажешь.
3. За плохую отметку тебя:
а) отругают;
б) посочувствуют;
в) накажут.
4. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
а) молчать;
б) доказывать свою правоту, даже, если ты не прав;
в) оправдываться.
5. Если тебя накажут несправедливо, ты:
а) согласишься с этим;
б) промолчишь;
в) будешь доказывать свою правоту.
6. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
а) простишь, если они попросят прощения;
б) молча проглотишь обиду;
в) накажешь своих обидчиков при удобном, случае
7. Если у тебя на душе плохо, ты обратишься к:
а) родителям;
б) друзьям;
в) посторонним людям.
8. Если в доме гости:
а) ты вместе со всеми за столом;
б) ты в своей комнате;
в) ты получаешь возможность уйти из дома.
9. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
а) соглашаются;
б) не обращают на это внимания;
в) не соглашаются.
10. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
а) дома;
б) в школе;
в) среди друзей.
Анкета для родителей
- Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
- Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?
- Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
- Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
- Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.