Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
родителям
4 кл
12.05.2017
Задачи родительского собрания:
Формирование психологической грамотности родителей.
Формирование понятий “ответственность” и методов воспитания ответственности детей в семье.
Создание условий для осознания родителями возможных ошибок в воспитании и их последствий в дальнейшей жизни.
Профилактика неблагополучия учащихся в школе и детско-родительских взаимоотношений. Материал содержит рекомендации родителям, разбор ситуаций, предупреждение возможных ошибок в воспитании детей.Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Родительское собрание в начальной школе
"Воспитание ответственности у детей в семье".
4й класс
Подготовила материал учитель
начальных классов МБОУ Шахунской
СОШ №1 им. Д. Комарова
Смирнова Татьяна Павловна
Дети не всегда умеют слушаться старших,
но они очень хорошо умеют их копировать.
Д.Болдуин.[2]
Задачи родительского собрания:
1. Формирование психологической грамотности родителей.
2. Формирование понятий “ответственность” и методов воспитания
ответственности детей в семье.
3. Создание условий для осознания родителями возможных ошибок в
воспитании и их последствий в дальнейшей жизни.
4. Профилактика неблагополучия учащихся в школе и детско
родительских взаимоотношений.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить
одну из задач воспитания детей – формирование ответственной личности.
(Приложение 1, слайд 1) Есть такое утверждение, что все идет из семьи.
Наша цель – увидеть ошибки, которые мы допускаем как супруги и как
родители. И не только увидеть, но и оценить их, чтобы в дальнейшем избежать
дисгармонии в построении своей семейной жизни: и супружеской, и
родительской. Каждый мечтает о том, чтобы быть счастливым и сделать
счастливыми своих детей.
(Слайд 2) Для начала рассмотрим, что такое ответственность – это
способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с
принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и
правовыми нормами и правилами, чувством долга. [1].
(Слайд 3 ) Как воспитать эту способность контролировать себя? По теории
Выготского Л.С. через процесс интериоризации происходит усвоение информации и социализация ребенка. (Например, усвоение норм и правил –
сначала взрослый говорит “Нельзя обижать котика”, затем сам себе ребенок
вслух говорит “Айай! Нельзя кису обижать!”). Внешний контроль переходит
в самоконтроль. Конечно, контроль не должен быть тотальным, т.к. у ребенка
появляется чувство неудовлетворенности, возможна обида, злость на
родителей и реакции оппозиции (сделать наоборот, во вред). И здесь важно
помнить о том, что ответственность вырабатывается тогда, когда у ребенка
есть возможность выбора, когда он делает выбор самостоятельно. Иначе
ребенок знает, что это мамин выбор, “это ей надо, а не мне” (пример с
музыкальной школой). При этом вы всегда рядом, чтобы ребенок сильно не
травмировался, чтобы не было большой беды.
Ситуация (зачитывается). Внуку уже 24 года, третий год он учится на
пятом курсе, перед самой защитой диплома берет академический отпуск. Он
высокий, красивый, умный и здоровый парень. Он целый год никуда не ходит,
сидит за компьютером; при этом уверяет папу и маму, что готовит дипломный
проект, но я подозреваю, что он играет в "войнушки" и другие игры на
компьютере. Я ему с детства и повар, и домработница, и служанка, он даже на
кухню не выходит, а кричит: "Бабушка, пить!" или "Есть хочу!" А если не по
вкусу приготовлю или не то подам, может закричать, бросить еду на пол,
тарелку разбить, а то и стукнуть меня. Пенсии моей такому большому на еду
всего на неделю хватает. Работать внук не хочет, говорит, что не дурак за
гроши вкалывать. Потом посылает меня у его родителей выпрашивать деньги
или продукты. Так всю жизнь – все ему, а у самой иногда маковой росинки за
день во рту не бывает. Жалко его, дурачка, что с ним будет? Может, в армию
его отправить, чтобы поучился жизни?
Эта грустная история не выдумка, ее рассказали психологу мама и бабушка,
которые 24 года растили мальчика в "курортных" условиях. Бабушке 81 год,
бывшая блокадница, инженер, после смерти мужа она всю себя решила
"отдать" внуку. Мама и папа много работали, чтобы ребеночку ни в чем не
отказывать. Пожаловались, что уж очень избалованный мальчик вырос. А он
не просто вырос, сформировалась патологически потребительская личность.
Что же такое семьякурорт? Сначала кажется, что все неплохо. Узкий,
ограниченный круг семьи, где взрослые и дети якобы отдыхают от
напряженной и шумной жизни. Мой дом – моя крепость. Родители ограждают
свой дом от окружающего мира, круг их общения становится все уже,
контактов все меньше. Супруги проводят вечера и выходные дома, стараясь
удерживать возле себя детей. Семейный союз становится не просто курортно
дружественным, он становится симбиотическизависимым.
Что же происходит в нашей “курортной” семье? Очевидно, что все
одновременно не смогут отдыхать бесконечно. Ктото отдыхает, а ктото должен обеспечивать бесконечный отдых. Роли могут распределяться по
разному.
В нашем примере отдыхающий – это внучек, который с раннего детства
ограничил свои обязанности удовольствиями, заставляя близких окружать
себя все большим и большим вниманием. Эта семья предложила своему
ребенку удобную ей позицию: "Отдыхай, не напрягайся! Мы сделаем быстрее
и лучше!"
(Слайд 4). Взрослые объединились:
для осуществления особой заботы о ребенке;
для охраны ребенка от сильных переживаний;
для оберегания ребенка от реальных и мнимых опасностей.
Взрослые объединились для освобождения ребенка:
от домашних обязанностей;
от вежливости по отношению к близким;
от уважения к труду родных людей;
от заботы о других людях;
от общения с ровесниками;
от всяких физических и моральных усилий
Взрослые, которые обеспечивают другим (чаще всего детям) отдых,
взваливают на себя двойную нагрузку – заработок плюс семейные хлопоты.
При этом нередко родители годами живут в состоянии физической и
моральной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально
зависимыми от спокойствия в своей курортной семье. Несмотря на
переутомление, сохраняется теплое, любовное и заботливое отношение к
ребенку, живущему на курорте.
Вырастает эгоист: (Слайд 5)
который не умеет и не хочет трудиться;
который не желает переложить часть семейных обязанностей на свои
плечи; который не уважает родных, их труд и заботу.
[http://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_03r.shtml]
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует много
жертв. П.Буаст. [2]
(Слайды 67) Упражнение для родителей.
Попробуйте разделить высказывания родителей, ситуации на 2 группы: 1те,
которые воспитывают ответственное отношение, 2 – те, которые ведут к
безответственности ребенка.
Убери, пожалуйста, свои игрушки на место – 1.
Сложи красиво одежду в шкафу – 1.
Муж жене: “Долго мне ещё ждать мой чай?” – 2.
Помоги маме помыть посуду – 1.
Погуляй (поиграй) с братиком, пока я готовлю – 1.
Можно я пойду на дискотеку? – Иди у мамы спроси. – А мама сказала
спросить у тебя – 2.
Папа, ты обещал съездить со мной на каток. – Мне некогда. – Но ведь
ты обещал! – Мало ли что я обещал! – 2.
Опять весь муке! Я лучше сама сделаю, а то потом всю кухню и тебя
мыть придётся! – 2.
Сегодня твоя очередь гулять с собакой – 1.
Надо в город съездить. Пропустишь два урока. Ничего страшного не
случится (без предупреждения классного руководителя) – 2.
(Слайд 8) Обсуждение мудрых высказываний
(Слайд 9) Важные моменты для формирования ответственного поведения.
домашние обязанности;
вежливость по отношению к близким;
уважение к труду родных людей;
забота о других людях;
физические и моральные усилия.
(Слайды 1025). На основании этих позиций была составлена анкета
(Приложение 2) для ваших детей, учащихся 4х классов. Познакомимся с
результатами. (Приложение 1)
(Слайды 2627) Возможные ошибки в воспитании
Воспитание ответственности при нехватке любви ребенку (инфантилизм
ребенка, нежелание брать на себя ответственность, образ взрослого как
игнорирующего человека).
Рассогласованность требований в семье к ребенку (можнонельзя,
хорошоплохо).
Ребенок – кумир (воспитание эгоиста). Куплю ему сенсорный телефон,
ведь над ним смеются, при этом потерплю, что у меня старые сапоги.
Собственное безответственное поведение родителей по отношению друг
к другу и к ребенку (обманы, отсутствие взаимопомощи, заботы друг о
друге).
Ребенку не позволяют сделать никакую ошибку (не научится делать
выбор, т.к. все решили и сделали за него).
Не позволяют ребенку проявлять заботу. “Она ведь еще не умеет мыть
пол, только разведет грязь”.
Полный отказ от наказания, вседозволенность ребенка.
Приказы вместо просьб и объяснения, зачем это нужно сделать или не
надо делать.
Освобождение ребенка от усилий. “Я сделаю быстрее сама”.
Редкая похвала или её отсутствие за усилия, потраченные им, за
взрослое ответственное поведение (за то, что признал ошибку и готов
исправиться).
(Слайды 2829) Секреты любви и взаимопонимания (тайные мечты каждого
ребенка) 1. Любите меня и позволяйте мне любить вас. Любите меня, даже когда я
плохой.
2. Говорите мне, что вы меня любите, даже если вам не нравится то, что я
делаю.
3. Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я
ошибаюсь.
4. Говорите мне, что я вам нравлюсь. Говорите, что я единственный, что
вы всегда будете любить меня, что бы не случилось.
5. Не давайте мне того, что вы сами не имеете.
6. Спросите меня, что я делал сегодня в школе. Разговаривайте со мной,
спрашивайте моё мнение. Делитесь со мной моими планами.
7. Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими, особенно с моими
братьями и сестрами.
8. Наказывайте меня, когда я поступаю плохо. Хвалите меня, когда я
поступаю хорошо. Не командуйте, просите меня.
9. Обещаю, что я научусь говорить “извините”, “пожалуйста”, “спасибо”.
10.Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится [2].
Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения родителями.
Список литературы
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр
“Академия”, 2000. – 176.
2. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. –
Ярославль, Издательскополиграфический комплекс “Индиго”. – 2010.
– 64.
3. ttp://adalin.mospsy.ru/r_03_00/r_03_03r.shtml
Приложение
Вопросы анкеты 1 Какие домашние обязанности у тебя есть? (Что ты очень часто делаешь в
помощь своим близким?)
2 Просишь ли ты сам без напоминания взрослых прощение у того, перед кем
оказался виноват? А) да, б) нет, в) если он первый извинится, г) свой
ответ.
3 Как ты понимаешь фразу «уважать труд людей»? (приведи пример).
4 Как часто ты заботишься о своих близких и домашних животных? А) часто б)
редко в) не было такой необходимости.
5 Отвечаешь ли ты за свой плохой поступок? Как?
Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Родительское собрание на тему "Воспитание ответственности у детей в семье". (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.